Translate

воскресенье, 30 сентября 2018 г.

Программа модернизации Т-64Б к виду БМ БУЛАТ

21.09.2004
В поисках главного … 
Попытки бывшего министра обороны Александра Кузьмука добиться, по крайней мере, финансирования производства новых танков Т-84 и модернизации Т-64 на заводе им. Малышева в свое время не имели успеха. В бюджетах последних лет средства для этих целей так и не были заложены. Не осуществляется, хотя ранее это планировалось, финансирование работ по производству новых и модернизации существующих боевых бронированных машин из средств спецфонда Минобороны, созданного за счет отчислений от продажи вооружений и военной техники. 
В то же время, события показывают, что при достаточной концентрации усилий депутатов, лоббирующих интересы армии, удается добиваться положительного результата. Так, в 2001 г. по инициативе депутатов от Харькова Верховный Совет принял Закон Украины «О признании бронетанковой отрасли одной из приоритетных в промышленности Украины и мероприятиях относительно предоставления ей государственной поддержки». Этот закон позволил предприятиям Концерна «Бронетехника Украины» за счет применения нулевой ставки налога на добавочную стоимость снизить себестоимость продукции, разрабатываемой по государственным заказам для ВСУ и обеспечить возможность иметь конкурентоспособную стоимость образцов боевых бронемашин на внешнем рынке. Однако в связи с отсутствием основополагающего для ВСУ и государства такого документа, как программа развития военной техники и вооружения, а также затягиванием в последние годы принятия новой военной доктрины, процесс финансирования реформы Вооруженных сил пока нельзя признать системным. Это ставит под сомнение успешное проведение того или иного отдельно проекта в рамках намеченных преобразований. Так, недавняя закупка Министерством обороны Украины партии 10 новых танков Т-84 обернулась длительной задолженностью военного ведомства перед заводом им. Малышева и другими предприятиями отрасли. 
Быть или не быть полностью реализованному проекту модернизации танков Т-64Б, как и многим другим военным программам, покажут ближайшие годы. Заложенные в бюджет –2004 суммы финансирования обновления военной техники и вооружения не вполне удовлетворяют военное ведомство. Они не соответствуют и тому уровню ассигнования Вооруженных сил, который был заявлен Президентом Л.Кучмой после Скниловской авиакатастрофы. И это уже не говоря о том, что Украина так и не может до сих пор внедрить норму, в соответствии с которой оборонные расходы должны составлять 3% от валового национального продукта. 
Следует учитывать, что финансирование Вооруженных сил Украины, в отличие от ситуации в некоторых других странах, является не столько проблемой удовлетворения «военных аппетитов» генералитета, сколько делом, призванным привести к разумным размерам и надлежащему качеству крупнейшую в Европе военную машину. Этот фактор, вероятно, будет влиять и на темпы задекларированной Киевом евроатлантической интеграции. 
Парламент Украины выделил на модернизацию в 2004 г. танков Т-64Б 40 млн. грн. Сформировав оборонный госзаказ и подписав контракт на проведение работ по модернизации, Минобороны сделало важный шаг к повышению боеспособности ВСУ. По расчетам специалистов, стоимость модернизации одной машины будет составлять около 2 млн. грн. К концу года завод им. Малышева может передать в действующие части всю первую партию БМ «Булат». «Это не большие деньги, не большая партия модернизированных машин, и проблему таким образом не решишь, но первый этап реализации данного проекта – это начало дела, которое должно вылиться в системную и продуктивную работу по реформированию и перевооружению Вооруженных сил Украины до уровня современных армий», - прокомментировал событие представитель оборонно-промышленного комплекса страны. 
Завод им. Малышева планирует продолжить в 2005 г. процесс модернизации Т-64Б. По словам Г.Гриценко, предприятие получило первые 10 млн. грн. из заложенных на 2004 г. 40 млн. грн. и уже приступило к работам. Все 17 машин Т-64Б сегодня находятся в цехах завода, и к концу года процесс их обновления будет полностью завершен, сказал гендиректор. Он уверен, что «Булат» по основным характеристикам танков - мобильности, защите и огню - выйдет на уровень Т-80УД. «Это тот уровень, который соответствует современным требованиям к машинам такого типа, и завод сделает все, чтобы он полностью был обеспечен, - подчеркнул Г.Гриценко. Руководитель оборонного предприятия также придает большое значению модернизации Т-64Б, так как считает, что через определенное время ВСУ получат дееспособный танковый парк, соответствующий всем параметрам современной армии. 
Проектом программы развития вооружений в Украине предусмотрена модернизация 400 танков. В 2005 г. завод им. Малышева рассчитывает получить гособоронзаказ по программе модернизации Т-64Б в объеме 40-60 млн. грн. Возможное увеличение средств на дальнейшее поэтапную реализацию проекта прогнозируют члены Комитета Верховного совета Украины по вопросам национальной безопасности и обороны. Средства появятся в ходе реформировании и сокращении численности ВСУ, и это даст возможность их значительную часть направить на программу модернизации вооружения, в том числе и на обновление бронетанкового парка страны. 
Владимир Кравченко, Харьков


21.09.2004
ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ К «БУЛАТУ»

Основной производитель бронетехники в Украине ДП «Завод им. Малышева» (Харьков) приступил к выполнению государственного заказа на модернизацию отечественного танка Т-64Б. Между Министерством обороны и заводом подписан контракт, положивший начало огромной работе – обновлению бронетанкового парка Вооруженных сил Украины. О ее необходимости давно говорили и генералы, и политики, и военные эксперты страны. Реализация проекта уже в этом году позволит передать в действующие части ВСУ 17 обновленных Т-64Б. После модернизации танку присваивается наименование БМ «Булат». В случае успешного продолжения работ, Украина в ближайшем будущем получит бронетанковый парк на уровне современных армий мира.

Почему Т-64? 

Внимание к Т-64 обусловлено тем, что он является базовой моделью бронетанкового парка Украины. Технические и боевые кондиции этой машины могут много сказать о степени боеготовности танковых частей и подразделений – главной ударной силы Сухопутных войск страны. Вопрос технического состояния парка остро стоит сегодня, когда в условиях реформирования армии и сокращения ее численности задачи, возложенные на ВСУ, необходимо будет выполнять как меньшим числом личного состава, так и меньшим количеством техники. 
После распада СССР на территории Украины, по состоянию на 17.07.92 г., находилось 6128 танков, 6703 боевых бронированных машин.
Количество БТВ на Украине, состояние при распаде СССР на 1996 год. 

Всего танков 6376

Т-80(все)...............303
Т-72.......................1466
Т-64(все)...............2526
Т-62М.....................455
Т-55М.....................1134
Т-54........................492

БМП-3......................6
БТР-80.....................455
БМП-2......................1433
БМП-1......................1746
БМД-1......................15

БТР-70.....................1724
БТР-60.....................751
БТР-Д.......................1

Данные на 01.01.03

танков       
всего 3784

типа Т-55    112
типа Т-64    2215
типа Т-72    1180
типа Т-80    271
типа Т-84    6

БМП и БРМ        

всего ББМ  4745

всех типов  3043

типа БМП-1         1008
типа БМП-2         1434
типа БМП-3         4
типа БМД-1         61
типа БМД-2         78
типа БМД-3        
типа БРМ-1 458

бронетранспортеров     

всех типов  1702

типа БТР-60П      176
типа БТР-70         1026
типа БТР-80 456
типа БТР-Д 44

 Ратифицировав 17 июля 1992 г. Договор об обычных вооруженных силах в Европе, Украина за 3 года сократила 1974 танка и 1945 бронемашин. На сегодняшний день в Вооруженных силах Украины и других военных формированиях находится около 4 тысяч танков (Т-62, Т-64, Т-72, Т-80, Т-84 “Оплот”) и около 5 тыс. боевых бронированных машин, что соответствует условиям ратифицированных соглашений. Генштаб сообщал, что к 2010 г. бронетанковый парк Украины планируется сократить с 4040 до 2000 танков (к концу 2002 г. предполагалось вывести из боевого состава уже 450 машин). 
Понятно, что простое сокращение числа танков вряд ли кого-то удовлетворит в Украине – говорить о качественном проведении военной реформе при таком подходе будет некорректно. Очевидно, что полноценной и полномасштабной модернизации бронетехники не избежать, но для этого, как показывают события последних лет, Киеву не так легко найти необходимые средства. Поэтому проблема модернизации отечественных танков Т-64 так или иначе экстраполируется на проблему национальной безопасности Украины в целом. 
Т-64 был разработан в 60-е годы Харьковским конструкторским бюро по машиностроению им. Морозова (ХКБМ) и изготовлялся на госпредприятии «Завод им. Малышева». Этот фактически танк стал родоначальником нового поколения советских танков. На нем впервые в мире был установлен автомат заряжания, что позволило сократить количество членов экипажа до трех человек, применена противоснарядная и противорадиационная защита, новая оригинальная компоновка моторно-транспортного отделения с дизельным двигателем и др. Т-64 стал примером наиболее революционной конструкции танка, что позволило опередить мировое танкостроение на 10-15 лет. Эта машина украинских конструкторов поступала в элитные воинские части бывших республик СССР и, в частности, на вооружение Группы войск в бывшую ГДР как «щит против блока НАТО». Т-64 постоянно совершенствовался и выпускался до конца 80-х годов в различных модификациях, включая вариант Т-64Б. 
Значительный скачок тактико-технических характеристик Т-64 был достигнут в конце 70-х годов. Тогда на танке была установлена 125-мм гладкоствольная пушка, более совершенная система управления вооружением, динамическая защита и впервые в практике мирового танкостроения – управляемая ракета, выстреливаемая через ствол основного орудия. Танкам были присвоены наименования: Т-64Б, Т-64БВ и командирский вариант – Т-64БК и Т-64Б1К. Именно они и являются основой танкового парка Вооруженных сил Украины. 
ХКБМ им. Морозова выполнило комплексную модернизацию танков Т-64Б. Она предусматривает существенное повышение основных тактико-технических характеристик (ТТХ) по вооружению, защите и подвижности машин. Модернизованные танки успешно прошли предварительные заводские и государственные испытания. Как считает генеральный директор завода им. Малышева Геннадий Гриценко, по своим ТТХ модернизированный танк приблизится к уровню современных боевых бронемашин отечественного и зарубежного производства. Этому танку присваивается наименование БМ «Булат». Его боевая масса будет составлять 45 т, мощность дизельного двигателя – 850 л.с. (возможна установка двигателя мощностью 1000 л.с.), скорость по шоссе – 60-65 км/ч, максимальная температура воздуха, при которой возможна эксплуатация, – до 55*С. Все комплектующие комплексы, системы и узлы, необходимые для модернизации, разработаны и изготовлены по замкнутому в Украине циклу производства предприятиями, входящими в состав Концерна «Бронетехника Украины». 
Завод им. Малышева готов совместно с предприятиями Концерна к серийному выпуску модернизированных танков Т-64Б. Если модернизировать не менее 50 единиц в год, то через 10 лет Украина получит количество танков высокого уровня, которое будет оптимальным для ее Вооруженных сил. Кроме этого, завод имеет все возможности для реализации многих программ, разработанных в ХКБМ. Имеются в виду обновление бронетранспортеров БТР-60, БТР-70, производство бронированной разведывательно-дозорной машины БРДМ-2, боевой машины пехоты, а также недавно созданного универсального боевого модуля для легких колесных и гусеничных машин. Также в ХКБМ разработаны и изготовлены опытные образцы боевой тяжелой машины пехоты БМП-Т на базе танка Т-72 и бронированной ремонтно-эвакуационной машины – БРЭМ. Предприятия Концерна «Бронетехника Украины» готовы к выпуску всей этой техники. Однако из-за отсутствия государственных заказов и финансирования со стороны Минобороны выполненные работы остаются не востребованными.

27.02.2005
Председатель Государственной администрации Харьковской области Арсен Аваков обратился к премьер-министру Юлии Тимошенко с просьбой дать поручение Министерству обороны и Министерству финансов при внесении изменений в Закон Украины "О государственном бюджете Украины на 2005 год" предусмотреть средства для продолжения работ по модернизации бронетанковой техники на государственном предприятии Завод имени Малышева по государственному оборонному заказу.
Об этом Українським новинам сообщили в пресс-службе Харьковской областной государственной администрации.
Как заявил Аваков в прямом эфире местной телекомпании "7 канал", он попросил выделить заводу им. Малышева 126 млн. гривен.
"Мы надеемся, что при внесении изменений в бюджет, которое произойдет уже в марте, завод имени Малышева получит 126 миллионов гривен и сможет дать нашей армии 2 батальона танков Т-64", - сказал Аваков.
По мнению Авакова, прошлое правительство сделало стратегическую ошибку, когда не внесло в бюджет 2005 года реконструкцию танков на заводе имени Малышева, тем самым поставив завод на грань нищеты.
В 2004 году ГП "Завод имени Малышева" выполняло государственный оборонный заказ по модернизации бронетанковой техники.
Выполнение этих работ позволило заводу загрузить часть производственных мощностей и сохранить 1 260 рабочих мест.
Однако в бюджете государства на текущий год Кабинет Министров этот заказ не предусматривает.
Как сообщил Аваков в своем ответе на вопрос на интернет-форуме, задолженность по зарплате на заводе им. Малышева составляет 9 млн. гривен.
Как сообщил 11 октября 2004 года тогда премьер-министру Украины Виктору Януковичу начальник Харьковского конструкторского бюро по машиностроению им. Морозова, генеральный конструктор по бронетехнике Михаил Борисюк, в 2004 году завод им. Малышева выполнил заказ на изготовление для украинской армии 17 танков "Булат", которые являются глубокой модернизацией принятого на вооружение в 1968 году танка Т-64.
Т-64 в различных модификациях являются наиболее массовым танком украинской армии.
При модернизации на танк усиливаются амортизаторы ходовой части, устанавливается современная встроенная динамическая защита "Нож", тепловизор, новый прицельный комплекс, современный комплекс управления огнем, управляемая по лазерному лучу ракета, современные средства связи, новый более мощный двигатель.
Как сообщало агентство, 2003 год государственное предприятие Завод имени Малышева закончил с убытком 52,786 млн. гривен, доход компании в 2003 году увеличился на 185,3%, или на 189,505 млн. гривен по сравнению с 2002 годом до 291,779 млн. гривен.
Завод им. Малышева - один из крупнейших в СНГ производителей бронетанковой техники, продукции тяжелого и транспортного машиностроения, тяжелых дизелей.
Завод также производит оборудование для угледобывающей и нефтегазовой промышленности

26.07.2005
Украинские танкисты вооружились "Булатами"


Министерство обороны Украины получило 17 новых модернизированных танков Т-64БМ "Булат", сообщает РИА "Новости". 

Т-64БМ "Булат" является глубоко модернизированной версией танка Т-64. Модернизацию провело Харьковское конструкторское бюро машиностроения имени Морозова. В ходе нее конструкторы постарались довести тактико-технические характеристики Т-64 до уровня танков последнего поколения. 

Модернизация была проведена по трем направлениям - подвижность, защита и огневая мощь. 

Т-64БМ получил новый двигатель - 5ТДФМ мощностью 850 лошадиных сил. Система управления огнем также была модернизирована - на танк установили прицел наведения 1Г46М, ночной комплекс наведения ТО1-КО1Э, танковый баллистический вычислитель 1В528-1, отдельные приборы и стабилизаторы основного вооружения 2Е42М, прицельно-наблюдательный комплекс ПНК-4СУ, прицел зенитной установки ПЗУ-7, комплекс управления вооружением ТАКО-621. 

Прицел наводчика 1Г46М "Проминь"
повышение стабильности выходных параметров 1Г46М за счет наличия схемы автоматической термокомпенсации выходных параметров
повышение точности прицеливания и уменьшение времени подготовки выстрела за счет наличия автоматической компенсации увода
повышение ремонтоспособности и защиты от поражения за счет блочно-модульного исполнения и уменьшения в 2 раза площади выходного окна.

Что касается уровня защиты, то "Булат" оснастили комплектом дополнительной защиты на корпус и башню - встроенную динамическую защиту, состоящую из носового модуля, бортовых экранов, модульных секций, и усиленную пассивную бронезащиту.

Вооруженные Силы получили 17 новых отечественных танков

"Киевские ведомости" 
Это самая крупная поставка современной техники в войска.

О Т-646М «БУЛАТ» представляет со­бой известный Т-64, глубоко модер­низированный харьковским заводом им. Малышева. Ими укомплектуют один из батальонов 1-й отдельной танковой бригады в Гончаровске.

- Над созданием Т-64БМ мы трудились два года, — сообщил генконструктор бронетанкостроения завода им. Малышева Михаил Борисюк. - Партия была изготовлена за восемь месяцев. Нам удалось уста­новить современный комплекс управления огнем, вдвое усилить броневую защиту и увеличить мощ­ность двигателя на 150 л. с. (теперь она достигла 850. - Авт.).

— Стоимость «Булата» - 2,8 млн. грн., - уточнил начальник центрального бронетанкового управления Сергей Бруль. По современным меркам это немного. Например, немецкий «Леопард-2» стоит свыше $4,5 млн. Однако характеристики Т-64БМ отвечают современным требованиям.

Машины уже стояли у боксов. Эки­пажи из трех человек в торжественной обстановке получили документа­цию. Затем один из «Булатов» плюнул черным дымом, взревел и, грозно во­рочая башней, поехал на полигон. Там он немного пострелял, поездил по буеракам, поднимая тучи пыли, а затем замер, превратившись в едва видный издалека куполообразный темнозеленый нарост. Мы прибли­зились. Танкисты прилегли возле брони, очемто совещаясь.

- Хорошая машина, - заключил замкомандира батальона по вооружениям Михаил Чорнобай.  Даже не к чему придраться. И движок сильнее, и огневая мощь увеличилась. А главное, управление ничем не отличается от Т-64. Думаю, офицеры быстро освоятся.

Отметим, что это не первая пере­дача современной бронетехники в войска. В 2001 году, накануне десятой годовщины Независимости, ВСУ пополнились десятью малышевскими Т-84 для участия в военном параде. Как отметил Сергей Бруль, программа развития вооружений пред­полагает не только модернизацию старой техники, но и закупку новой. До 2011 года ВСУ будут оснащены машинами Т-64БМ и Т-84 в пропорции где-то 50 на 50. Танков Т-72 в нашей армии не будет.

Денис ПОПОВИЧ, «Киевские Ведомости»

25.09.2006
Украинский бюджет не нашел денег для ремонта танков

Правительство Украины приостановило финансирование программы модернизации танков системы "Булат". Об этом заявил председатель госадминистрации Харьковской области Арсен Аваков. 

Государство не заплатило заводу 38 миллионов гривен."Я обратился официально в правительство с пожеланием и указанием, что ситуация становится критическая. Растет задолженность по заработной плате, остановлено производство, - заявил Аваков. 

Это уже не первое обращение Авакова к правительству. По его мнению, прошлое правительство сделало стратегическую ошибку, когда не внесло в бюджет 2005 года реконструкцию танков на заводе имени Малышева, тем самым "поставив завод на грань нищеты". 

"Булат" разработан на базе советского танка Т-64Б. Всего в вооруженных силах Украины подлежат модернизации 150 танков Т-64Б. Как считают специалисты в области военной техники, боевая машина по своим характеристикам превосходит танк типа Т-80.

20.10.2006
Завод імені Малишева: проблеми і перспективи". Інтервью з генеральним директором

Журналист – Геннадий Дмитриевич, 15 миллионов, которые получил завод, что это за деньги? 

Геннадий Гриценко. Общий проект стоимостью в 71 миллион гривен – это проект по модернизации 19 танков до типа "Булат". Решение о модернизации танков принималось в 2004 году правительством Виктора Федоровича Януковича. Первые 17 танков мы модернизировали и поставили Министерству обороны Украины в 2005 году.

- В какие сроки?

Геннадий Гриценко. В сроки, оговоренные Министерством обороны. В 2005 году в бюджете не были предусмотрены средства на модернизацию танков и за весь 2005 год завод ни копейки не получил из бюджета, в т. ч. и на эту Программу.

- И за сделанное с вами рассчитались?

Геннадий Гриценко. Да, мы получили 40 миллионов в 2004 году и успешно их освоили. В 2006 году было принято решение правительством Украины о возобновлении Программы модернизации танков, Министерство обороны заказало на 19 машин, общая стоимость госзаказа 71 миллион. В июле месяце мы получили последний транш – 10 миллионов, в августе было прекращено финансирование, в сентябре месяце мы также не получили деньги и фактически вот половина октября вопрос не решался правительством. 
После коллегии, которую проводил губернатор Арсен Борисович Аваков, где я докладывал о ситуации на заводе, он принял решение лично обратиться к Премьер-министру с просьбой возобновить финансирование по понятным причинам, потому что 3 тысячи человек на заводе остались без работы и не только на заводе им. Малышева, а и на предприятиях смежниках – это и завод им. Шевченко, это завод электроаппаратуры, это "Фотоприбор". Это такие крупные заводы оборонной промышленности как Харьковский танкоремонтный завод, естественно завод им. Малышева и в целом 25 смежников.

- А какое общее количество людей на этих предприятиях?

Геннадий Гриценко. Я думаю, что это более 10 тысяч человек фактически остались без работы.

-То есть остались без зарплаты…

Геннадий Гриценко. Соответственно без зарплаты. После разговора с Премьер-министром Украины Виктором Федоровичем Януковичем оперативно прошла команда Министерству финансов целевым образом заводу им. Малышева выделить первые 15 миллионов, фактически это сегодня. У нас есть информация, что Министерство обороны готовит пакет документов Казначейству Украины для перечисления следующего транша, т.е. этих 15 миллионов, которые мы рассчитываем получить в ближайшие дни. 
Естественно мы возобновим производство, поддержим смежников, хотелось бы рассчитывать на то, что мы этот контракт выполним в срок. Есть вероятность того, что простой в августе-сентябре месяце, безусловно, отразится на сроках выполнения контракта, на себестоимости контракта, потому что два месяца он был в незавершенном производстве, но необходимо было его содержать. Я думаю, что мы эти вопросы урегулируем с правительством и с Министерством обороны, они пойдут нам навстречу, и мы пролонгируем эти контракты. 

Я бы хотел сказать следующее еще, для тех депутатов, которые метчик от сверла еще не отличают, - что завод им.Малышева – это не "Серп и Молот", это не "ХЗТД", это не Купянский завод, где народ пошумел –пошумел и больше нет этих заводов. Завод им. Малышева – это завод с мировым именем, поэтому я просил бы уважительно относиться к проблемам завода им.Малышева, а не спекулировать на ситуации, не создавать конфликтную ситуацию вокруг него. 

Завод успешно реструктуризируется, до конца 2007 года мы закончим проект создания холдинговой компании "завод им. Малышева.", где на базе оптимизированного танкового завода уже будут производиться буровые комплексы для добычи угля, будет производиться целое семейство дизелей, будут производиться комплексы для ремонта нефте-газопроводов и масса энергетического оборудования.

- Есть ли у вас потенциальные потребители на эту продукцию?

Геннадий Гриценко. Мы говорим уже о серийном производстве, а не о создании опытных образцов. Есть большие перспективы по поставке буровых в Россию и мы их будем производить совместно с Российской Федерацией. У нас уже подписаны контракты с компанией "Индастриел Поинт" на производство первых 5-ти буровых. Это российская компания из Санкт-Петербурга

- Надо понимать, что на какую-то часть завода придет частный капитал?

Геннадий Гриценко. Безусловно. Мы планируем создать холдинговую компанию со смешанной формой собственности. Безусловно, часть завода будет государственной, часть завода будет акционерной. И я думаю, что это единственный, правильный путь реструктуризации, где на те производства, которые должны работать эффективно на гражданскую промышленность придут инвестиции, придут собственники, внедрят в эти производства новые технологии, разработают новые образцы изделий, возможно даже будет рассматриваться привлечение иностранного капитала.

- Владимир Рыжев - заместитель министра Промполитики говорил, что готовится список, около 70 предприятий военно-промышленного комплекса, которые готовятся к приватизации. Ваш завод тоже туда подпадает?

Геннадий Гриценко. Наша проблема состоит в том, что мы в списке стратегических предприятий Украины. Казалось бы, с одной стороны с нас снимают обязательства по содержанию мобилизационных мощностей, фактически по производству танков, а с другой стороны мы остаемся в списке предприятий, которые не подлежат приватизации. Так вот, пока не разрешится эта проблема, пока Верховная Рада не примет соответствующий закон, и завод им. Малышева получит статус уже не стратегического предприятия, а предприятия, которое может быть акционировано (а сначала корпоратизовано, естественно), потом акционировано, только после этого мы можем создать холдинговую компанию.

- Вы сторонник этого?

Геннадий Гриценко. Да. И весь коллектив завода Малышева сегодня поддерживает администрацию, руководство.

- Речь идет о части предприятия?

Геннадий Гриценко. Безусловно.

- А "КБ имени Морозова"?

Геннадий Гриценко. "КБ им. Морозова" - это казенное предприятие, оно всегда будет государственной собственностью. Но это не исключает возможности создания холдинговой компании, в которую войдет и "КБ им. Морозова" и Харьковское конструкторское бюро по производству двигателей, возможно даже, некоторые заводы концерна "Бронетехника Украины"

- Не знаете ли вы, поднимал ли Арсен Аваков вопрос о продлении контракта с вами?

Геннадий Гриценко. Хотелось бы вам ответить языком народной дипломатии. Безусловно, вопрос поднимался, и губернатор поставил свою подпись на моем контракте, но сегодня, на мой взгляд, решение этого вопроса замыкается на Правительство Украины. Сегодня много руководителей предприятий, которые как и я не имеют контракта на 2007 год. Парадоксальная ситуация в том, что многие руководители крупных предприятий работают в режиме номинального директора, без контракта.

- Это чья-то личная заинтересованность?

Геннадий Гриценко. Разрешите не комментировать по этическим соображениям.

- Проблема есть?

Геннадий Гриценко. Безусловно, она есть, и возможно она будет разрешена в ближайшее время. В целом по тем контрактам, которые находятся на пролонгации в Министерстве промышленной политики, возможно, будут и другие решения. Сегодня спрогнозировать ситуацию очень сложно.

- Арсен Борисович говорил, что к концу зимы вы планируется заключение очередного контракта с Пакистаном. Не отразится ли нынешняя ситуация на заводе на заключении этого контракта?

Геннадий Гриценко. Понимаете, когда я говорю о спекуляциях вокруг завода, то имею ввиду тот моральный ущерб, который наносится предприятию, потому что мы работаем с десятками иностранных компаний, и те отношения, которые у нас сложились с ними за многие годы очень легко разрушить. Например, когда в средствах массовой информации подается абсолютно неправдивая информация о том, что завод бастует. У нас есть возможность сегодня посмотреть, как работает завод, пройти по цехам, пообщаться с людьми.

Да, есть задолженность по заработной плате, но, как правило, она создается искусственно. Мы закончили прошлый год и первую половину 2006 года без задолженностей по зарплате. Эта ситуация возникла в связи с тем, что заказ был по Министерству обороны, к сожалению, на уровне моратория по финансированию. В связи с тем, что НАК "Нефтегаз Украины" до сих пор не может определиться, сколько вышек ему надо заказать и какая процедура финансирования производства этих вышек должна быть предусмотрена в ближайшее время. По большому счету, Минуглепром планировал закупить 9 комплексов для добычи угля. Сегодня мы вынуждены переориентироваться на Китай и подписывать там те контракты, которые планировали подписать в следующем году. Но в опережение подписываем теперь в Китае эти контракты для того, чтобы заполнить паузы, которые появились по финансированию.

- А эти контракты могут идти параллельно?

Геннадий Гриценко. Безусловно, они должны идти параллельно потому, что 10 шахт Украины настаивают на поставке этого оборудования для добычи угля в тонких пластах. Мы провели технический совет на уровне Министра Минуглепрома. Приняли решение на 2006 год обеспечить угледобывающую отрасль 10-тью комплексами по заявкам шахт. И произошел естественный разрыв в то время, когда менялись люди в Правительстве, шла ротация, менялось мнение и подходы. Новые люди пытаются осмыслить решения, которые принимало предыдущее Правительство. Все-таки это время. Ну а завод – это не макаронная фабрика, которую можно остановить, а потом возобновить производство, потому что там всего лишь 2-3 операции. Это наукоемкое, технологически сложное производство. Поэтому возникают эти проблемы.

- Скажите, правильно ли я понимаю, что вам государство еще должно 18 млн. грн. после получения 15-ти млн.?

Геннадий Гриценко. Вы знаете, когда мы получим эти 15 млн., тогда можно будет так говорить.

- А если государство вдруг решит рассчитаться с заводом полностью еще до Нового года? Не будет ли это для вас проблемой, когда такие сумасшедшие деньги придут и некогда уже будет?

Геннадий Гриценко. 33 млн. гривен для завода им. Малышева – это не те деньги, которые шокируют. У нас есть реальные перспективы. 

Отвечая на ваш вопрос по поводу третьего Пакистанского контракта, хочу сказать, что мы провели всю предконтрактную работу с заказчиком - Министерством обороны Пакистана - по поводу заключения этого контракта в 2006 году. У меня есть уверенность, что мы его подпишем в декабре месяце. Емкость этого контракта превышает госзаказ и емкость рынка Украины в несколько раз. Поэтому, начиная с января-февраля месяца следующего года, мы стабилизируем ситуацию на заводе Малышева за счет экспорта продукции военно-технического значения в Пакистан и не только. 

Потому что сегодня уже удельный вес гражданской продукции в общем объеме производства приближается к 50%. То есть, то, что мы планировали провести 10-15 лет назад - провести глубокую конверсию, избавиться от непрофильного имущества, от тех объектов, которые у нас на содержании, от пустых корпусов, от объектов социального значения, которые должны были быть переданы в город - мы сегодня выполняем эту работу. Я уверен, что мы ее проведем успешно. 

Завод Малышева останется лидером танкостроения, который способен будет производить новые машины. Это будут не только танки, но и БТРы и вся номенклатура бронетехники, которая необходима и Украине и на экспорт. Но при этом завод будет оптимизирован. Миллион сто тысяч квадратных метров площадей для этого заводу не нужны. Реальные мощности – это 600-700 кв. метров. Мы занимаемся перебазированием цехов. Мы занимаемся техническим перевооружением, группируем сегодня мощности вокруг танкового завода потому, что у него самый мощный потенциал. Но при этом, безусловно, будет сохранена технологическая цепочка и возможность производить не только танки, но и гражданскую продукцию.

- Пакистанского контракта пока не будет?

Геннадий Гриценко. Могу вас пока сориентировать на сумму не менее 100 млн. долларов. В этом у нас есть уверенность.

- Какова перспектива вашей дальнейшей работы с Министерством обороны Украины при таких нестабильных платежах с его стороны?

Геннадий Гриценко. Для имиджа предприятия и для того, чтобы достойно выступать на внешних рынках, нам необходимо производить продукцию для нашего Министерства обороны, потому что новые изделия, которые мы предлагаем на экспорт должны быть, прежде всего, украинскими. И у нас точно так же, как и в авиастроении, возникает проблема, - если нет наших танков у собственной армии, а у собственной страны - наших самолетов, то потенциальные заказчики равнодушно смотрят на перспективные контракты или ждут пока Министерство обороны Украины не приобретет эту технику и введет ее в эксплуатацию. Аналогичная ситуация и в других отраслях Украины. Мы понимаем сегодня, что без оптимальных заказов Министерства обороны сложно продвигать нашу технику на внешних рынках. Это первое. 

И второе, по программе реструктуризации закупки новой техники до 2011 года. Этой правительственной программой предусмотрена модернизация 480 танков Т-64 до типа "Булат". Так вот, на сегодняшний день их модернизировано только 17. Емкая большая программа на ближайшие 4 года. Но с таким темпом финансирования до 2011 года мы ее не выполним. И Правительство ее не выполнит. Мы способны модернизировать сотни танков в год, но на сегодняшний день мы модернизируем 17-18 машин. Это тот минимум, который позволяет сохранить людей и технологию.

- А если Украина, допустим, вступит в НАТО, что вы будете делать с вашими танками? Вы сможете модернизировать их под натовские стандарты?

Геннадий Гриценко. У нас есть уже модернизированные танки под стандарты НАТО и есть, что им предложить. "КБ имени Морозова" создает машины, которые унифицированы под стандарты Украины и под стандарты НАТО. И эти машины уже демонстрировались на некоторых международных выставках и участвовали в тендерах, получив высокую оценку. Так что нам есть, что предложить. 

- И последний вопрос: знает ли ваш коллектив о том, что выделены деньги, и заканчивается такая томительная пауза. Вы людям об этом сообщили?

Геннадий Гриценко. Коллектив еще не знает о том, что принято это решение потому, что в десять утра сегодня, 18 октября, нам стало известно о том, что Министерство финансов, Казначейство перечислило эти деньги. Наши специалисты выезжают сегодня в Киев для того, чтобы завершить процедуру оформления и перечисления денег на завод имени Малышева. Я рассчитываю на то, что мы их получим в понедельник-вторник. 

- Люди сегодня узнают все из средств массовой информации. Наверное, будет лучше, чтобы они от вас это услышали.

Геннадий Гриценко. Мы обязательно дадим эту информацию по заводскому радио, в печати заводской – в своей газете "Машиностроитель". Думаю, что на заводе Малышева эта информация очень быстро распространится потому, что у нас есть оперативная связь, у нас есть система связи, по которой мы оповещаем не только начальников цехов, но и фактически весь завод о принятых решениях и об изменениях.

- Приятно будет об этом говорить?

Геннадий Гриценко. Безусловно, приятно. Потому что, три тысячи человек, которые вынуждены сегодня заниматься не свойственной им деятельностью, которых мы используем на других видах работ, снова вернуться к профессиональной деятельности, и будут возобновлены работы по танкам. Вы сегодня сможете убедиться в сварочно-сборочном цехе в том, что я сказал. Вы увидите сами, в каком состоянии, на каких переделах находятся эти машины. К сожалению, там не работает оборудование, не работают люди потому, что им нечем платить. 

- Тогда поздравляю вас с праздником труда!

Геннадий Гриценко. Спасибо. Я надеюсь, что ситуация стабилизируется и в дальнейшем правительство будет очень внимательно относится не только к проблемам завода имени Малышева, но и в целом к проблемам отрасли. Потому что, мы работаем с сотнями предприятий! Десятки тысяч людей работают на программу модернизации танков и создают новую технику, которая может достойно конкурировать с лучшими образцами, производимыми в Америке, в Германии, в Англии и других странах.

- Удачи Вам.

Геннадий Гриценко. Спасибо.
http://uaport.net

22.12.2006
Харьковский завод им.Малышева планирует в 2007 г. модернизировать 22 танка 
"STATUS QUO", 22.12.2006, Харьков 

ГП "Завод им.Малышева" (Харьков) планирует в 2007 г. модернизировать 22 танка в боевую машину (БМ) "Булат". Об этом 22 декабря сообщил "SQ" первый заместитель генерального директора завода по реструктуризации Виталий Немилостивый. По его словам, недавно был проведен тендер, который завод выиграл. Сейчас оформляются документы, рассматриваются ценовые характеристики и предложения, и если все пройдет удачно, то недели через две можно будет говорить, что завод им.Малышев получил этот заказ. 

Справка "SQ". Госпрограмма закупки вооружений до 2011 г. предусматривает финансирование модернизации 480 танков Т-64 в боевую машину "Булат". В 2006 г. заводу им.Малышева на модернизацию 19 танков был выделен 71 млн.грн. Завод начал модернизацию танка Т-64 в БМ "Булат" по программе, разработанной Харьковским КБ им.Морозова. Танк Т-64 завод выпускал в 1963-1987 гг. 

08.09.2007
Количество Т-64БМ "Булат" на вооружении ВС Украины:

1 - в 169-м УЦ в п. Десна;
4 - во Львовском институте Сухопутных войск;
22 - в 1-й отдельной танковой бригаде в Гончаровске.

Кроме того, до конца года в состав 1-й отбр поступят еще 9 танков. Машины в п. Десна и во Львов переданы из 1-й отбр, где первоначально было 17 "Булатов".

Источник: Газета "Народна Армія"

08.10.2008
ВСУ получили 10 единиц танков БМ ”Булат”


Найдено: 49 фото

https://photo.unian.net/rus/themes/9516

10.11.2008
10-го ноября начался процесс передачи 3-й партии танков Т-64БМ представителям МО Украины в количестве 10 штук.
Танки войдут в состав 1-й гв. отбр в Гончаровске. На сегодня в бригаде 46 таких машин, до конца года будет 56 машин, а в 2009 году планируется поставка еще 30 танков Т-64БМ.
Отправка третьей партии запланирована на 20 ноября.

30.04.2009
Государственное предприятие «Завод им. Малышева» - главный производитель бронетехники в Украине - подписало с Министерством обороны Украины контракт на модернизацию 29 отечественных танков Т-64 к виду БМ «Булат»

Контракт подписан в рамках программы модернизации танков Т-64 для потребностей украинской армии и во исполнение решений совещания у Премьер-министра Украины Юлии Тимошенко от 6 марта 2009 г., направленного на возрождение оборонного предприятия, передает УНИАН.

Проект создания 29 новых «Булатов» рассчитан на 2 года, и под этот заказ Минобороны Украины выделяет более 200 млн. грн.

29.10.2010
10 модернизированных танков производства завода имени Малышева сегодня отправились в украинские военные части.

Константин Исяк, главный инженер завода имени Малышева: «850 лошадиных сил мощность двигателя, 3,5 километра поражающее действие... В принципе, по защите он на уровне современных танков противников со всеми вероятными, возможными противниками он готов вступать в бой».

В отличие от «Оплота», одним из лучших в современном мире этот танк, модернизированный из Т-64Б, считаться не может, признаёт Исяк. Но - «есть лучшие, а есть хорошие, нужны и те, и те», отмечает он.

Практически все комплектующие этих танков, по словам Исяка, производятся в Украине.

Михаил Борисюк, генеральный конструктор КБ имени Морозова: «Практически все основные характеристики танка Т-64 после модернизации значительно повышаются, до уровня танка Т-80».

По словам замминистра обороны Владимира Омельянчука, сейчас на вооружении Украинских ВС находятся 47 БМ «Булат». По текущему контракту с Минобороны, завод обязан сделать 29 танков. 10 из них были переданы военным сегодня, ещё 19 должны изготовить в следующем году.

30.10.2010
Виктор Мураховский о "Булате" представленному на выставке в ЮАО

Танк представляет собой компромиссное решение между конструкторскими желаниями и возможностями МО Украины их оплатить. На выставке была крайняя машина из партии для ВС Украины. Для этого региона, с учетом профильного техобеспечения и военных потенциалов соседей - вполне приемлемый вариант.
Силовая установка с двигателем мощностью 850 л.с. "уперлась" в производительность систем охлаждения и воздухоочистки, дальнейшее наращивание мощности требует изменения крыши трансмиссионного отделения ввиду необходимости увеличения радиаторов и ВО. МО Украины по деньгам посчитало это неприемлемым. Защищенность поднята на уровень, обеспечивающий непоражаемость в лобовой проекции носимыми ПТС, ПТУР второго поколения и самыми массовыми ОБПС. Возможности СУО и боекомплект позволяют вполне уверенно чувствовать себя на данном ТВД.
Коммерческие перспективы этого танка в ЮАР и Африке в целом пока нулевые. Но стремление показать "железо" в натуре вызывает уважение. Танк стал "гвоздем экспозиции", благодаря которому более выгодно выглядели реально продаваемые украинские ПТУР и другая ПВН. Кстати, аналогично поступили немцы. Ведь шансы у Лео2А4 на поставку в Африку также нулевые, но танк "зажигал" интерес к другой немецкой продукции, ярко выступая на шоу и в экспозиции .

И о Ноже:По утверждению зам. главного конструктора ХКБТМ Юрия Николаевича В., эта ДЗ на испытаниях снимала не менее 50% бронепробиваемости 120-мм ОБПС израильского производства. В лобовой проекции обеспечена непоражаемость танка с дистанции 500 м и далее всеми типами 120-мм боеприпасов.

http://otvaga2004.mybb.ru/viewtopic.php ... p=5#p40682

ИМХО всего булатов было 56
по годам
17 - 2004
19 - 2006
20 - 2008

12.12.2011
Государственное предприятие «Завод им. Малышева» до конца года отправит для потребностей украинской армии десять БМ «Булат»
Об этом сообщает УНИАН со ссылкой на и. о. генерального директора завода Николая Белова.

«По заказу Минобороны Украины завод изготовил десять танков «Булат», - сказал Белов, - и планирует в декабре отправить их в действующие части украинской армии».

Сейчас, по его словам, эти машины проходят заводские испытания, после чего будут отгружены заказчику в соответствии с контрактом, который предусматривает изготовление 29 «Булатов». При этом, 10 машин были отгружены в октябре 2011 года, 10 отправляются в декабре, остальных 9 машин планируется изготовить в 2012 году.

Белов напомнил, что в рамках государственной программы модернизации отечественной бронетехники завод им. Малышева в предыдущие годы уже изготовил три партии танков БМ «Булат» общим количеством 56 единиц (17, 19 и 20). 

По его словам, модернизация Т-64 до уровня БМ «Булат» в общих чертах проводится таким образом – «на танк, в частности, устанавливается дизельный двигатель 5ТДФМ мощностью 850 л.с., машина оснащается дополнительной вмонтированной динамической защитой «Нож», усовершенствования касаются башни, носовой части, устанавливается новый комплекс управления огнем».

«После глубокой модернизации, - резюмировал руководитель завода, - эта техника достигает уровня современных танков». «По некоторым характеристикам, в частности по отдельным компонентам защиты и огневой мощи, «Булат» в чем-то превышает их», - отметил специалист.

«Если Минобороны обеспечит своевременное и полное поступление средств для изготовления завершающей партии БМ «Булат» в количестве 9 машин, - сказал Н.БЕЛОВ, - завод успешно выполнит контракт, а Вооруженные силы Украины будут иметь современную мощную боевую технику».

Напомним, ГП «Завод им. Малышева» приступил к модернизации Т-64Б в 2004 г. по заказу Минобороны Украины. После модернизации танк получает наименование «БМ «Булат». Проект модернизации Т-64Б был рассчитан на 10 лет и предусматривал создание около 400 БМ «Булат». Однако военные постоянно задерживают выплаты.

http://objectiv.tv/121211/63978.html

27.12.2011
27 декабря 2011 г. 10 новых такнов БМ Булат поступили в парк 1 отдельной танковой бригады.


27.03.2014
По решению суда завод им. Малышева изготовил для армии танки БМ "Булат"

Воинская часть, дислоцированная в Черниговской области, получила модернизированные танки Т-64Б вида БМ "Булат", изготовленные заводом им. В.Малышева, после вмешательства прокуратуры и суда.
"По иску заместителя генерального прокурора Украины в интересах государства, в лице Министерства обороны выполнено решение Хозяйственного суда Киева, которым предприятие "Завод им. В.Малышева" было обязано изготовить и поставить для нужд Вооруженных Сил Украины модернизированные танки Т-64Б вида БМ "Булат", — сообщает в четверг пресс-служба Генпрокуратуры со ссылкой на Главное управление надзора за соблюдением законов в военной сфере.

Во исполнение указанного судебного решения в воинскую часть, дислоцированную в Черниговской области, уже поступила отгруженная предприятием указанная военная техника общей стоимостью почти 65 млн грн.
Напомним, Министерство обороны заказало Государственному агентству по вопросам науки, инноваций и информатизации дооснащение танков новейшими системами защиты.

https://www.gogetnews.info/news/politics/52314-po-resheniyu-suda-zavod-im-malysheva-izgotovil-dlya-armii-tanki-bm-bulat.html

12 липня 2021

Битва за оновленний Т-64 як танк перехідного періоду: чи побачимо його на параді










Капітальний ривок: успіх ініціатив Міноборони тепер залежить від адекватності і потенціалу вітчизняних бронезаводів

Хочу бути оптимістом і тому з нетерпінням чекаю на гарні новини у проєкті, який був ініційований Міністерством оборони задля оновлення танків Т-64. Йдеться про наш наймасовіший танк у складі ЗС України, який має отримати нове серце - двигун 6ТД-1 замість більш слабкого 5ТДФ. Проте справа не лише у двигуні.

Йдеться про рішення, яке має надати "друге дихання" усім подальшим проєктам, що стосуються Т-64. З поступовим приведенням танків Т-64 до певного уніфікованого стандарту, з огляду на досвід бойових дій і оптимальну стратегію покращення можливостей нашого танкового парку.

 

Якщо підприємства "Укроборонпрому" - насамперед Завод ім. Малишева - не підведуть військових, то першу роту оновлених Т-64 ми зможемо побачити на параді на День Незалежності. Ну, це якщо бути оптимістами...

 

Танки Т-64БВ представлені у складі Збройних сил у найбільшій кількості. Вони складають і значний проміжок часу складатимуть силовий хребет танкових та важких бригад, танкових батальйонів механізованих бригад. Ці танки найактивніше застосовувались у ході бойових дій, саме щодо цих машин перелік модернізаційних заходів та рекомендацій є найдовшим

Що за танк взагалі робиться?

 

Спочатку зафіксуємо декілька важливих речей.

По-перше, те, що зараз Міноборони та бронетанкові підприємства роблять з Т-64 за цим проєктом - за юридичною стороною жодним чином не стосується ДКР "Краб". Тобто - глибокої модернізації Т-64, за яку відповідає "Харківське конструкторське бюро машинобудування ім. Морозова".

 

Проте у цьому контексті нагадаю: у інтерв'ю нашому виданню заступник міністра оборони Олександр Миронюк заявив, що він сподівається, що від ХКБМ "до кінця 2021 року або на початку 2022 ми отримаємо перший дослідний зразок модернізованого Т-64". Тож чекаємо...

 

На ХКБМ обіцяють, що Т-64 "Краб" вийде на полігон узимку 2021-22 років

По-друге, ремоторизація Т-64 - це не відновлення радянського проєкту "Кедр". Інтерв'ю гендиректора Харківського заводу імені Малишева Василя Криласа Укрінформу з твердженням, що "Міністерство оборони України замовило у заводу 12 танків Т-64 за програмою модернізації "Кедр" лише додало плутанини.

 

Хоча головна складова - встановлення на Т-64 замість 5ТД більш потужного двигуна - збереглась, це вже далеко не "Кедр", і Завод ім. Малишева - не головний виконавець цього контракту з Міноборони. І точно, що оновлені танки не матимуть індекс, який вже гуляє у ЗМІ - "Кедр Т64БМ2".

Отже, про що ж йдеться?

 

У оборонному відомстві стверджують, що зараз мова йде про повноцінну ремонтну дослідно-конструкторську роботу, яка проводиться Міністерством оборони при ключовій ролі Центрального бронетанкового управління та 482 конструкторсько-технологічного центру (КТЦ) МОУ.

 

З 2018 року КТЦ визначена Міністерством оборони як головна організація з технічного супроводження бронетанкового озброєння та техніки, за якою не здійснються авторський нагляд.

 

Щодо техніки, яка розроблена ХКБМ, на кшталт того ж Т-64, то конструкторська документація на цей танк - це звісно "священа корова" конструкторського бюро. На неї ніхто не зазіхає.

 

Але КТЦ має усі необхідні повноваження щодо розробки та внесення змін у ремонтну документацію. Бо ремонтна доля своїх броньованих "синів" та "дочок" для ХКБМ, звісно, задрібні речі. Тож з певного періоду всі нові доробки штатньої бронетехніки Міноборони запроваджує та легітимізує на етапі капітального ремонту.

 

Зараз йдеться про пік ініціатив від українських військових

Так само це стосується і усіх доробок, які відбуваються з Т-64. У процесі капітального ремонту у ремонтну документацію вносяться зміни, які потрапляють у графу "модифікація" або "доробка". Такий підхід забезпечує однозначність при виконанні ремонтних робіт по единій документації. Фактично зазвичай це звучить так - "доробка у ході капітального ремонту".

 

Проте зараз йдеться про пік ініціатив від військових. У Міноборони говорять, що це "ремонтна ДКР щодо Т-64, з модернізацією у ході капітального ремонту".

 

Встановлення дизельного двигуна в зону моторно-трансмісійного відділення

Головне питання - встановлення двигуна 6ТД-1. Це необхідно: з огляду на поступове вичерпання запасів двигунів 5ТД, які потрібні для підтримання у боєзданому стані Т-64; а також на недоцільність і, власне, неможливосіть поноволення виробництва старих "п'ятірок" на ЗіМ - адже завод вже давно налаштований на виготовлення двигунів 6ТД-1 та 6ТД-2.

 

БМ Булат

Модернізація Т-64 до версії "Булат". Дизеля 5ТДФМ виявилось замало для необхідної рухливості та прохідності "Булату". Графіка - Олександр Костур

І головне - йдеться про потребу підвищення потужності машини і уникнення тех недоліків, які стосувалиися Т-64, модернізованих до рівня БМ "Булат". Бо форсований 5ТДФМ з потужністю у 850 к.с. виявився заслабким для машини, вага якої зросла до 45 тонн. При цьому двигун форсували, а системи постачання та очистки повітря залишились у старих об'ємах. Як наслідок - вихід "Булатів" з ладу через пильовий знос форсованих двигунів.

 

Що вже зроблено

 

Основним виконавцем договорів з Міноборони України на капітальний ремонт 12 танків Т-64 є Державне підприємство "Харківський бронетанковий завод". В рамках домовленостей ДП "ХБТЗ" проводить ремоторизацією 12 танків Т-64БМ2 - з заміною двигуна 5ТДФ на більш сучасний та потужний 6ТД-1.

 

Модернізація танка Т-64 в цеху ДП

Танк Т-64 в цеху ДП "Харківський бронетанковий завод"

Проте фактично йдеться про заміну усього моторно-трансмісійного відділення з системами постачання повітря, охолодження і багатьма іншими речами.

 

Ці договори між МО та ДП "ХБТЗ" укладені у грудні 2020 року, хоча по суті ідеологічна підготовка до виконання цього проєкту почалася значно раніше. Відтоді, коли було проаналізовано досвід застосовування у бойових діях з Російською Федерацією у 2014-15 роках модернізованих Т-64 до рівня "Булат". І на тлі повільної реакції ХКБМ ім. Морозова на побажання військових зробити реальні кроки з оновлення усіх Т-64.

 

Саме тому і був ініційований Міністерством оборони проєкт з ремоторизації і результат був отриманий надвичайно швидко. Перший ремоторизований Т-64БМ2 з новим МТО і двигуном 6ТД-1 потужністю у 1000 к.с. почав заводські випробовування у квітні 2021 року, про що ми першими повідомили наших читачів.

Вкотре зазначимо, що головною особливістю Т-64БМ2 є встановлення нового моторно-трансмісійного відділу з двигуном і трансмісією. Тобто замість штатного 5ТДФ із потужністю 700 к.с. встановлюється 1000-сильний 6ТД-1.

Це сталося через девять місяців після наради у заступника міністра оборони разом з представниками ЦБТУ та КТЦ на тему того, що з оновленням Т-64 далі зволікати вже не можна. Дев'ять місяців - це рекордний срок для будь-якого танкового проєкту на тлі зусиль ХКБМ по тому ж "Кедру", або по імпортозаміщеному "Оплоту", де йдеться про роки. І то - без розуміння крайнього рубежу, коли насправді буде результат.

 

За часів СРСР ХКБМ проводило роботи зі встановлення на танк Т-64 двигуна 6ТД. Проєкт мав назву "Кедр", або Об'єкт 476.

Чому це не "Кедр"

За часів СРСР ХКБМ ім. Морозова вже проводило роботи зі встановлення на танк Т-64 двигуна 6ТД. Результати були успішними. Проєкт мав назву "Кедр", або Об'єкт 476.

"Так, документація на "Кедр", яка передбачає встановлення 6ТД-1 на ходову частину Т-64 існує. Це Об'єкт 476. І ця документація має літеру серійного виробництва. Але зараз вже не можна перенести ті рішення часів Радянського Союзу на наші танки без змін.

Тож задля вирішення головного завдання - ремоторизації машини - була обрана стратегія використання деталей вузлів та агрегатів, які зараз можуть серійно виготовлятися на заводі ім. Малишева". По кожній складовій бралися наявні можливості Заводу ім. Малишева і найсучаснішй зразок, який він може серійно виготовляти у цій категорії. І тому там є рішення і від Т-80УД, і від "Оплоту", інші нові напрацювання.

Йдеться про новий двигун, нові бортові коробки передач,так звані "березівські", аналогічні тим, що застосовуються на Т-80УД, нова криша МТО, така, що вже є на "Оплоті".

Це було потрібно, аби мінімізувати ризики виготовлення необхідних вузлів, забезпечити максимальну серійність і уніфікацію, і, власне, облегчити завдання ЗіМ і потім експлуатантам.

Всі ці вузли та агрегати може виготовити лише Завод ім. Малишева. Також завод має устаткування, яке дозволяє провести операцію відрізання задньої частини корпусу танку Т-64 і приварювання замість неї нової - під розміщення усіх оновлених вузлів разом з двигуном.

Тобто однозначно, це вже не "Кедр". І він не буде називатися БМ2", - пояснила мені посадова особа, обізнана з ходом проєкту ремоторизації Т-64.

Хоча ремонтний ОКР зараз проводиться саме на Т-64БМ2, але у подальшому він стосуватиметься усіх "шістьдесят четвірок", які будуть проходити капітальний ремонт та машин на їхній базі.

"Це значний крок уперед - бо з цим двигуном і новим рівнем потужності машина вийшла на новий рівень. Надалі при потребі можна буде доопрацьовувати питання щодо бронювання. Можливо, ми зможемо вийти на нову зварно-катану башню для Т-64 з усім устаткуванням нового, цифрового рівня. Але це вже - робота для ХКБМ.

 

Але зараз як мінімум ми матимемо суттєві плюси з огляду на майбутнє наших ремоторизовних Т-64. Ми уникаємо ризику браку працездатних 5ТД. Можна виходити на створення відповідних запасів під єдине МТО з 6ТД. Таке уніфіковане рішення спростить і підготовку механіків-водів, і процедури різних рівнів обслуговування та ремонту. Фактично Т-64 з новим МТО може бути танком перехідного періоду на достатньо тривалий час. Бо це дозволяє на цій ходовій і з цим броньовим корпусом отримати від конструкції Т-64 усі показники по максимуму".

 

Питання по ходу

Ремоторизація Т-64 за проєктом "Кедр"/Об'єкт 476 передбачала посилення ходової. На Т-64БМ2 все залишилось без змін. Ну, хіба що ведуче колесо, як мені здалось, дещо інше, а так все - як і на штатному Т-64. Чи витримає ходова нову силу двигуна? Чи забезпечать штатні гусениці прохідність по важким грунтам?

На ці мої закиди відповідь була такою.

"Ми виходимо з інших позицій. Коли ми говоримо про "Булат", то головним викликом стало збільшення масси до 45 тон. А його двигун потерпав від пильового зносу. Також були і інші проблеми, які стали помітними у ході бойових дій.

Але ходова на "Булатах" не розсипалась. І на в'язких грунтах він не міг нормально пересуватись не тому, що з гусеницями щось було не так. А лише тому, що не вистачало потужності у двигуна 5ТДФМ для маси у 45 тонн. З новими системами і новим двигуном все буде по іншому."

 

"У випробуваннях першого ремоторизованого Т-64БМ2 на наше прохання брав участь механік, який, не дивуйтесь, ще випробовував нашу секретну "Ноту" і ганяв 476 Об'єкт".

 

А щодо поведінки ходової, то нам буде потрібна статистична вибірка".

 

Вид на ходову Т-64, пристосованого для встановлення нового МТО

Що, окрім МТО, в танку змінилося ще? Є нюанси...

 

Щодо інших нововведень, то, власне, вони вже відпрацьовані у ході попередніх заходів з покращення можливостей Т-64.

Це встановлення тепловізійного прицільного комплексу вітчизняного виробництва; встановлення прицілу 1Г46М з можливістю ведення вогню керованими ракетами вітчизняного виробництва "Комбат"; доробка приладів спостереження та прицілювання нічного бачення шляхом встановлення електронно-оптичних перетворювачів 3-го покоління; встановлення сучасних елементів динамічного захисту; встановлення комплексу танкових інформаційно-управляючих систем типу "Базальт" для комплексного геоінформаційного забезпечення; нових систем зв'язку тощо.

Схема бронювання ДЗ відповідає рішенням, застосованим на БМ "Булат". Проте у порівнянні з "Булатом" по бортам на Т-64БМ2 доданий ще один блок з модулями ДЗ "Ніж". Також встановлені решітки для захисту від РПГ.

Додаткове бронювання усієї машини - за допомогою модулів з ДЗ "Ніж". Схема бронювання ДЗ відповідає рішенням, застосованим на БМ "Булат". Проте у порівнянні з "Булатом" по бортам на БМ2 добавлений ще один блок з модулями ДЗ "Ніж" для захисту ззовні усього конвейера з БК та площі, де є загроза для боєзапасу. У контейнери ДЗ можуть ставитись або елементи ХСЧКВ, або 4С20, виробництво яких освоєно в Україні. Також встановлені решітки для захисту від РПГ.

 

Оновлений Т-64 з новим МТО. З задньої частини танку встановлені розкладні драбинки, камери заднього виду тощо.

Для захисту групи зовнішніх паливних баків встановлюється додатковий броньований лист товщиною у 12 мм. Також передбачений захист закритої кулеметної установки.

 

З задньої частини танку встановлені розкладні драбинки, які спрощують екіпажу забирання на машину, що значно полегшує такі операції як, наприклад, завантаження БК.

 

У механіка-водія блок індікації системи геоінформаційного забезпечення від "Орізон Навігації" при русі танку назад переключається на режим роботи камери заднього виду. Система зв'язку забезпечується двома радіостанціями - це "Либідь-2" та завадозахищений Harris з ППРЧ.

 

Втім, є один нюанс, який не можу не відмітити. Нове МТО з двигуном 6ТД-1 має вищий рівень по кришці, аніж штатне з 5ТД. Це спричинило упирання бронемаски гармати в одному з місць при обертанні башти. Було ухвалене рішення встановити на корпусі проміжне проставочне кільце, за рахунок чого вдался підняти башту на декілька сантиметрів і забезпечити безперешкодне "обмітання", тобто проходження гармати по колу при її найнижчому куті схилу. По діаметру проміжне кільце закрито додатковим бронюванням - барбетою, тобто броньованою полосою, розміщеною на корпусі.

Нове МТО з двигуном 6ТД-1 має вищий рівень по кришці, аніж штатне з 5ТД. Було ухвалене рішення встановити на корпусі проміжне проставочне кільце.

Це рішення, ймовірно, є перехідним, і остаточне бачення сформується при модернізаціях Т-64 за проєктом "Краб", яке у перспективі все одно вимушено вийде на нову башту. При цьому фахівці ХКБМ поділилися з військовими частиною документації за проєктом "Кедр" - з огляду на те, що роботи, які проводить ДП "ХБТЗ" з ремоторизації Т-64 і по суті є частиною завдань ХКБМ за проєктом "Краб".

Не в параді - ціль, хоча...

Про долю першого ремоторизованого Т-64БМ2 – більш-менш зрозуміло. Він є. Він пройшов заводські випробування у присутності представників замовника, підтвердивши насамперед покращені ходові та вогневі можливості.

Проте головні і більш системні висновки можна буде робити лише після експлуатації у військах дослідної партії. Бойова практика найкраще покаже, чи є у цього проєкту тонкі місця, що треба буде посилювати, вдосконалювати чи взагалі переробляти. Тож один оновлений Т-64БМ2 у полі, звісно, не воїн. Наступний етап - випробування серії зразків у складі дослідної партії. Замовлена Міноборони партія у складі 12 машин – зрозуміле і оптимальне рішення.

Стан контракту з ремоторизації Т-64 буде помітний одразу: ці танки або будуть на параді. Або не будуть...

Але ж коли будуть інші танки з цієї партії? Десь на середину травня було відомо, що ЗіМ, попри своєчасне отримання передплати від ДП "ХБТЗ" і усіх давальницьких матеріалів від Міноборони, поставив Харківському бронетанковому лише один перероблений корпус (без врахування найпершого) і один двигун . Замість п'яти корпусів і п'яти двигунів. Причин - ціла низка, і всі вони впираються у професійність чи, навпаки, непрофесійність посадових осіб.

 

На середину травня ЗіМ поставив Харківському бронетанковому лише один перероблений корпус і один двигун. Замість п'яти корпусів і п'яти двигунів...

Відтоді ЗіМ жорстко затиснув ДП "ХБТЗ" з термінами виконання замовлення для Міноборони, яке має вже і суспільно-політичну складову. Бо попередньо планувалось, що Т-64 з новими серцями гучно та ефектно проїдуть Хрещатиком на День Незалежності у складі окремої коробки.

Керівництво "Укроборонпрому" днями стверджувало, що за рік показники діяльності дивізіонів концерну лише покращились. Але ці цифри з "покращенням" ми з вами вимушені сприймати на слово, без можливості їхньої перевірки. А от стан контракту з ремоторизації Т-64 буде помітний одразу: ці танки або будуть на параді у єдиній коробці. Або не будуть.

Але ж до параду ще купа часу, аж понад місяць. Звісно, концерн встигне. Ми ж усі у цій країні оптимісти…

Сергій Згурець

https://defence-ua.com/weapon_and_tech/onovlenij_t_64_jak_tank_perehidnogo_periodu_chi_pobachimo_jogo_na_paradi-4190.html


07.12.2021

ВС ВСУ переданы отремонтированные Су-27П1М борт 38, Л-39 борт 17, Ан-26 борт 46 и Ми-8МТ борт 36



"Сегодня здесь и в других регионах Украины Вооруженным силам Украины будет передано около сотни единиц вооружения", - сказал Зеленский.

В Харькове главнокомандующий ВСУ генерал-лейтенант Валерий Залужный по случаю празднования Дня Вооруженных Сил передал военным сертификаты на современную технику.

 




Сертификат на десять современных бронированных автомобилей, созданных в Украине по стандартам НАТО, получил начальник вооружения 3-го отдельного полка специального назначения им. Святослав Храброго подполковник Алексей Андрусевич.

 

Зеленский принял участие в торжественных мероприятиях в Харькове, на площади Свободы. Во время торжеств, посвященных 30-летию создания Вооруженных Сил, состоялась передача техники боевым бригадам – 3 танков Т-64БМ2, 10 бронетранспортеров БТР-4Е и 10 бронированных автомобилей "Казак-2М1".

https://diana-mihailova.livejournal.com/7333915.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий