Translate

понедельник, 7 июня 2021 г.

Производство танков в Европе за период 1944-2021 года.

 1994

Леопард-2А4

СУИТ

Леопард-2А4 5-я и 6-я партия 


Леопард-2А4 5-я партия






Великобритания

Производство танков Челенджер 1  Великобританией

16 марта 1983 года с конвейера со шел первый серийный танк "Челленджер". Производство танков продолжалось до 1989 года на танкосборочных заводах в Ньюкасле и Лидсе.

Всего было изготовлено 420 танков.

Производство танков Чифтен Великобританией

 

В 1959 году появился первый образец танка, изготовленный на государственном заводе в Лидсе и продемонстрированный публике в 1961 году. Опытные образцы в 1962 году прошли войсковые испытания, а в мае 1963 года "Чифтен" был принят на вооружение английской армии и поступил в серийное производство. Выпуск машин для армии Великобритании завершен в 1979 году.

Производство танков "Чифтен" было организовано на двух танкосборочных заводах - один из них принадлежит фирме "Виккерс" и второй в городе Ньюкасл-на-Тайне (той же фирмы). Комплектующие для танка (пушка, СУО, двигатель, трансмиссия и др.) выпускали десятки других предприятий. На вооружении английской армии состоит 837 танков "Чифтен".

 

В 1982 году на государственном танкостроительном заводе в Лидсе был создан опытный образец танка "Чифтен-900", предназначавшегося для продажи другим странам. На нем применено многослойное бронирование корпуса и башни. Боевая масса незначительно возросла по сравнению с танком "Чифтен" МК 12 и составила 56 т.

·         1965 год: МК 1(40 шт.)- учебный танк с двигателем мощностью 585 л. с.

·         1966 год: МК 2 (532 шт.) - первый серийный танк с двигателем 160МК4 мощностью 650 л. с. и оборудованием для подводного вождения.

·         1969 год: МК 3 (199 шт.) - модернизация танка "Чифтен" МК 2: двигатель мощностью 650 л. с. с повышенной надежностью; усовершенствованный зарядный агрегат; новая командирская башенка.

·         1970 год: МК 3/3 (29 шт.) - модернизация танка "Чифтен" МК 3: лазерный дальномер; улучшенная вентиляция боевого отделения.

·         1970 год: МК 4 (2 шт.) - опытный образец с увеличенным запасом топлива и уменьшенным боекомплектом для пристрелочного пулемета.

·         1971 год: МК 5 (97 шт.) - модификация танка "Чифтен" МК 3/3: двигатель 1_60 МК 7А мощностью 720 л. с.; модернизированный пристрелочный пулемет; электронный баллистический вычислитель; бесподсветочные приборы ночного видения; приспособление для навешивания бульдозерного отвала.

·         1971 год: МК 5/5Р (785 шт.) - модификация танка "Чифтен" МК5 с двигателем 160МК8 мощностью 750 л. с. и другими изменениями для поставки в Иран.

·         1971 год: МК 5/5К (165 шт.) - то же, для поставок в Кувейт.

·         «Чифтен» Mk.11/1

·         В 1987 г. башни танков «Чифтен», имевшихся на вооружении Британской Рейнской армии, были оснащены дополнительной накладной броневой защитой «Стиллбрю», в результате чего масса танка возросла на 2 т. Предложил усилить бронирование башен танков и разработал концепцию элементов накладной брони командир 3-го танкового полка. Первый «Чифтен» Mk.11/1 был передан персонально конструктору-командиру. Все работы по усилению бронирования проводились 23-й мастерской Британской Рейнской армии.

·         * * *

·         К концу 1980-х гг. танки «Чифтен» морально устарели и, по мнению британских военных, не могли рассматриваться в качестве современных боевых танков, поэтому в частях Британской Рейнской армии их предусматривалось использовать в качестве штурмовых орудий.

 

Chieftain Mk.12 как прокачиваемая модификация танка Chieftain Mk.10

Предвосхищая это, хочу предложить ввести модификацию 1988 года для танка Chieftain Mk.10 в виде прокачиваемых модулей доводящих его до уровня Chieftain Mk.12.

 

 

 

 

Польша

Производство Польшей танков PT-91 Twardy

 Т-72 использовался польской армией в 1978 году, сначала это был Т-72, ​​затем более новая версия Т-72А. С 1978 года, как Т-72М, он производился в Польше, в Бумаре в Гливицах (ныне Бумар-Лабенды), затем был модифицирован и создан: Т-72М1 и Т-72М1Д. В СССР (UWZ) производство классических Т-72 и 72А прекратилось в 1979 году. Т-72, ​​присутствующие в польской армии, - это польские Т-72М (Т-72М производства Польши и импортные Т-72А - позже. До 2005 г. у Войска Польского уже не было Т-72 «без буквы», они были сняты.

- Опытный образец Twardy создан в 1992 году, серийно выпускается с 1994 года, его начали поставлять в польские бронетанковые части с января 1995 года.

~ Первая серия, то есть PT-91 Twardy, создавалась в 1994 - 1997 годах. и строились с нуля на базе Т-72М / М1,

~ ПТ-91М - модернизированный Т-72М, прод. 1997 - 1998 гг.

~ ПТ-91МА1 - модернизированный Т-72М1Д, выпуск. 1998 - 2002.

Только часть Twardy была произведена с нуля, это автомобили, построенные в период с 1994 по 1998 годы, и они наиболее ценятся в польской армии.

 

ПТ-91 Twardy - основной боевой танк рубежа 1-го и 2-го поколений. Экипаж состоит из трех человек: командир, наводчик (места в башне) и механик-водитель (место в передней части корпуса). Механик-водитель днем ​​наблюдает за территорией перед автомобилем в широкоугольный перископ, а ночью в его распоряжении: разведчик ночного видения ПНК-72 «Радомка». Роль табл. Блок управления и диагностики УС-ДК-1 служит обязательным условием. Стрелок наблюдает за местностью через систему управления огнем Drawa T (SKO), кроме того, в его распоряжении: баллистический вычислитель, PCD и прицел PCN-A (ночное, ночное видение) или тепловизор ELOP TES, TPD. -Лазерный дальномер К1М и датчик метеоданных. Командир может вести наблюдение за территорией вокруг танка с помощью прибора дневного и ночного наблюдения ПОД-72,

https://www.facebook.com/PolskieKonstrukcjePRL/posts/569515923136307/

Pierwsze PT-91 trafiły do oddziałów Wojska Polskiego w styczniu 1995 roku. Było to 10 pojazdów serii próbnej. Czołgi trafiły do 34. Brygady Kawalerii Pancernej w Żaganiu. W marcu tego samego roku dostarczono 10 kolejnych wozów. Po przeprowadzeniu licznych testów i prób rozpoczęto produkcję nieco zmodyfikowanej wersji czołgu, w której wprowadzono kilka poprawek na podstawie wniosków z testów.

 

Produkcję PT-91 w zakładach ZM Bumar zakończono w 2002 roku powstaniem 233 wozów.

Первые ПТ-91 были доставлены в роды Войска Польского в январе 1995 года. Это было 10 машин опытной серии. Танки достались 34-й танковой кавалерийской бригаде в Лагани. В марте того же года было доставлено еще 10 машин. После проведения многочисленных испытаний и испытаний началось производство несколько доработанной версии танка, в которую были внесены некоторые корректировки по результатам испытаний.

 

Производство ПТ-91 на заводе ZM Bumar завершилось в 2002 году выпуском 233 машин.

T-91 Twardy w zakładach Bumar-Łabędy

 

Produkcję czołgów w poszczególnych latach przedstawia poniższa tabela:

 

Rok     Ilość wyprodukowanych czołgów

1994-1996      58

1997    58

1998    7

1999    33

2000    50

2001    20

2002    7

W 2003 roku Bumar podpisał umowę na dostawę 48 nowych czołgów dla Malezji. Produkowano je w latach 2007-2009.

 

W Wojsku Polskim czołgi PT-91 znalazły się na wyposażeniu różnych jednostek pancernych, równolegle z T-72M1, a później również Leopardami 2A4 i 2A5. Obecnie wraz z procesem wprowadzania do eksploatacji kupionych w Niemczech Leopardów, czołgi T-72M1 są wycofywane a ich miejsce w jednostkach zajmują właśnie Twarde.

 

Производство танков в определенные годы представлено в таблице ниже:

 

Год      Количество произведенных танков

1994–1996      58

1997 г.            58

1998 г.            7

1999 г.            33

2000 г.            50

2001 г.            двадцать

2002 г.            7

В 2003 году Bumar подписал контракт на поставку 48 новых танков в Малайзию. Выпускались они в 2007-2009 годах.

 

В Войске Польском танки ПТ-91 оснащались различными броневыми частями, параллельно с Т-72М1, а позже и с Леопардом 2А4 и 2А5. В настоящее время, одновременно с приемом на вооружение купленных в Германии «Леопардов», идет вывод из эксплуатации танков Т-72М1, их место в частях занимает Twarde.

 

https://smartagepl.tumblr.com/post/114480731859/wsp%C3%B3%C5%82cze%C5%9Bnie-jednym-z-najwa%C5%BCniejszych-%C5%9Brodk%C3%B3w

 

 

Производство танков Т-54 в Польше

https://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=4424

В середине 50-х годов подвергшиеся лишь незначительной модернизации после Второй мировой войны и производимые по лицензии в Польше танки Т-34-85 не отвечали современным требованиям, в первую очередь, из-за недостаточной огневой мощи. К тому же, их производство не покрывало потребности армии, для чего пришлось импортировать «тридцатьчетверки» из СССР и Чехословакии (хотя планы их производства подразумевали поставку в значительных объемах). В Польше, в отличие от Чехословакии, производство самоходных артиллерийских установок СУ-100 со 100-мм пушкой Д-10С не было организовано.

 

В ходе польско-советской конференции 10-17 мая 1955 года в Москве были рассмотрены вопросы о передаче Польше лицензионного производства средних танков Т-54 и двигателей В-54 в рамках нового 5-летнего плана обеспечения Войско Польского техникой и вооружением. Польскую делегацию возглавлял генерал Бронислав Полтуржицкий (Bronisław Półturzycki), который в то время являлся заместителем председателя Государственной комиссии хозяйственного планирования Польши. Советскую сторону представлял генерал-майор танковых войск Георгий Сидорович. Лицензионное соглашение было заключено 15 июля 1955 года.

 

Серийное производство танков Т-54 (польская версия Т-54А) было запущено в 1957 году и продолжалось до 1964 года включительно. Это были гораздо более современные танки, чем Т-34-85М, и относились к первому поколению послевоенных танков. Основным вооружением Т-54 являлась 100-мм гладкоствольная пушка Д-10Т.

 

Таким образом, Польша стала первой страной, освоившей лицензионное производство танков Т-54 – на год раньше, чем Чехословакия. Также для скорейшего перевооружения Войско Польского новыми танками в 1956 году в СССР были заказаны 500 танков Т-54, которые были поставлены в 1957-60 годах.

Всего за годы лицензионного производства завод «Лабеды» изготовил 2855 «пятьдесятчетверок» (для сравнения: в Чехословакии изготовлен 2131 танк Т-54 в 1957-66 гг.). Польский вариант командирского танка получил обозначение T-54AD (дополнительная радиостанция, и зарядный агрегат). В процессе производства польские инженеры из Военного автобронетанкового института внесли на «пятьдесятчетчерки» ряд усовершенствований, которые получили обозначения Т-54АМ, Т-54АМ1 и Т-54АМ2.

Т-54АМ

– увеличенный с 812 до 1252 литров объем топливных баков.

Т-54АМ1

- Введен вращающийся пол боевого отделения

- доработана противопожарная защита

- новая система охлаждения

- усовершенствованный главный фрикцион

- усовершенствованная коробка передач

- объем топливных баков увеличен с 1252 до 1540 л (количество наружных топливных баков на надгусеничных полках увеличилось до шести)

- оборудование подводного вождения танка

 

Т-54АМ2

- 2-плоскостной стабилизатор основного вооружения

- новый механизм вращения башни

- усовершенствована противопожарная защита

- двигатель В-55

- новый вентилятор системы охлаждения

- модифицированный воздушный фильтр

- топливные баки-стеллажи для снарядов

- модифицированная выхлопная система

- новый планетарный редуктор поворота

- гидравлический усилитель руля НК-10

- усиленные (штампованные) опорные катки

- усовершенствованная система очистки и фильтрации (сетки входных жалюзи на крыше МТО получили овальную форму)

- усовершенствована термодымовая аппаратура

 

Внешней отличительной особенностью польских Т-54А стал большой ящик ЗИП на левой стороне башне (позднее за ним установили еще один) и L-образные топливные баки на надгусеничных полках с двух сторон от башни.

 

Польские Т-54А поставлялись в ГДР, Египет, Ирак, Южный Йемен и другие страны. В 1972 году 300 танков, находящихся на хранении, были поставлены Индии.

 

Андриан Николаев

 

Производство танков Т-34-85 в Польше (ДОПОЛНЕНО)

https://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=4423

Согласно отчету бронетанкового командования Польши, 3 сентября 1945 года польская армия располагала 263 танками (из них 132 Т-34-85 на 16 июля 1945 года), 142 самоходными орудиями, 62 бронемашинами и 45 бронетранспортерами (американского и британского производства), в том числе 39 гусеничных и 6 колесных. Между тем, в полном комплектовании необходимо было иметь 408 танков и 161 самоходную артустановку. Всего с мая 1944 по март 1945 года польская армия получила от СССР 328 танков Т-34-85, значительная их часть была потеряна в боях. С конца 1945 года было проведено сокращение вооруженных сил, которые в то время начитывали 365400 военнослужащих. В ноябре 1947 года количество исправных танков составляло всего 160 единиц.

Как было указано выше, в 1945 году польская армия располагала сравнительно небольшим танковым парком. Разумеется, такое положение дел не устраивало ни Москву, ни руководство «страны народной демократии». Однако, поставки из СССР танков шли в сравнительно небольших количествах, Польша лицензию на производство советских танков Т-34-85 и двигателей В-2-34 приобрела лишь в 1951 году (постановление №5 правительства Республики Польша «Об организации производства средних танков, танковых моторов и топливной аппаратуры к ним» от 18 мая 1951 года), т.е. на два года позже, чем Чехословакия. Как известно, к тому времени в СССР танки Т-34-85 были сняты с производства, и в Польше планировали приступить сразу к выпуску «пятьдесятчетвертых». Но это стране с разрушенной войной промышленностью оказалось делом чрезвычайно сложным, поэтому остановились на производстве Т-34-85 в качестве, надо полагать, переходного этапа.

 

Средний танк Т-34-85 – развитие легендарной «тридцатьчетверки» - в начале 50-х годов был устаревшей конструкцией. Их производство велось в 1944-46 годах на трех заводах в Нижнем Тагиле (№183), Нижнем Новгороде (№112) и Омске (№174), всего выпущено 29900 таких танков. С 1947 года на заводских цехах их сменил танк Т-54. Переходный вариант Т-44 с той же 85-мм пушкой ЗиС-С-53, как и у Т-34-85, производился малой серией в 1944-46 годах (1631 танк, выпускался на заводах №75 в Харькове и №182 в Нижнем Тагиле) и никогда не экспортировался. Следует отметить, что в СССР производство Т-54 встретило определенные трудности, и их массовый выпуск удалось начать только с ноября 1951 года, когда в серию был запущен вариант с окончательной (полусферической) формой башни.

Правительственным постановлением от 18 мая 1951 года предусматривалось производство в 1952 году 100 танков Т-34-85 и 30 двигателей В-2-34, в 1953 – 700 танков и 700 двигателей, в 1954 – 2000 танков и 2000 двигателей, в 1955 - 2500 танков и 3000 двигателей. В общей сложности, за четыре года совокупный объем производства танков и двигателей должен составить 5300 и 5730 единиц соответственно.

 

Табл.1 Планы производства танков Т-34-85, двигателей В-2-34 и комплектов топливной аппаратуры в 1952-55 гг.

Годы    Танки Т-34-85    Двигатели

В-2-34    Комплекты топливной аппаратуры

1952    100    30    -

1953    700    700    700

1954    2000    2000    2000

1955    2500    3000    3000

Итого    5300    5730    5700

 

Также был установлен объем производства пушек ZiS-53 wz. 1944 калибра 85 мм. В 1952 году в Польше планировалось выпустить 100 таких пушек, в 1953 – 700, в 1954 – 2000, в 1955 – 2500. Первоначально, сложные в технологическом плане литые башни Т-54 не производились в стране, и они поставлялись из СССР. В то же время правительству СССР было предложено разрешить техническое сотрудничество с чехословацкой танковой промышленностью (которая уже выпускала Т-34-85) в производстве танков и двигателей по советской лицензии.

Также были решены технологические проблемы с выпуском планетарных передач, требующих высокоточного производства. В 1953 году дефекты были отмечены на 60% этих изделий, что было огромной недоработкой. Позже этот показатель неуклонно снижался: в 1954 – до 12,5%, в 1955 – 7,5%. Это было связано с отсутствием опыта работы с этим типом производства. На механическом заводе №2 были серьезные проблемы с освоением лицензионного выпуска инжекторов для дизельных двигателей В-2, во второй половине 1955 года их производство было приостановлено для решения технологического данного вопроса. Были также проблемы в производстве двигателей на механическом заводе №1 в течение двух лет.

 

Как было сказано выше, машиностроительным предприятиям, участвующим в производстве танков, обеспечивался приоритет в получении танков и другого технологического оборудования по отношению в общей промышленности (в данном случае, всей военной промышленности). Производство танков стояло высоко в иерархии приоритетов оборонной промышленности, выше были производство взрывчатых веществ и боеприпасов (восстановлено в первую очередь после Второй мировой войны) и авиационная промышленность. В структуре всех расходов на строительство оборонной промышленности это выглядело таким образом: промышленные взрывчатые вещества и боеприпасы – 47%, авиационная промышленность – 16% и танковая промышленность – 10%. Например, среди оборудования и вооружений, которые могут быть заказаны с наивысшим приоритетом (приоритет "Z") в 1953 году были: пушка ЗиС-53, танковый прицел ТШ-16, прибор наблюдения командира ТПК-1, двигатель В-2 и топливная аппаратура к нему, радиостанции 10РТ-26E, внутреннее танкопереговорное устройство ТПУ-4, изделия из листового металла для Т-34-85, запасные части для бронетехники, боеприпасы калибра 85 мм и, наконец, сам танк Т-34-85.

Первые пять танков были собраны на механическом заводе им. И. Сталина в Лабедах в конце 1952 года. Они были собраны с использованием компонентов, поставляемых из СССР. Основное вооружение - пушки ZiS-53 wz. 44 калибра 85 мм - производилось на металлургическом заводе «Гута Сталёва-Воля» (Huta „Stalowa Wola”), который подчинялся Центральному правлению по промышленному механическому оборудованию (Centralny Zarząd Przemysłu Urządzeń Mechanicznych) Министерства машиностроения. Производство вспомогательного вооружения, т.е. пулеметов ДТМ (модернизированный вариант ДТ) калибра 7,62 мм, велось на металлическом заводе (Zakładach Metalowych) в Радоме, который также подчинялся тому же ведомству. Организацией электрооборудования занималось Центральное правление по промышленному электрооборудованию (Centralny Zarząd Przemysłu Maszyn Elektrycznych) и Центральное правление по промышленной электротехнике (Centralny Zarząd Przemysłu Teletechnicznego) Министерства машиностроения. Здесь также были проблемы с освоением лицензионного производства радиостанций 10РТ-26Е, танкопереговорных устройств ТПУ-47, выпуск которых был начат в 1953 году.

 

Всего в 1952-56 годы завод изготовил 1380 танков, из них в 1952 – 5, в 1953 – 310, в 1954 – 370, в 1955 – 430, в 1956 – 265 (в т.ч. на экспорт – 130 для ГДР, переданы в марте-июле того же года). Прорывным для отрасли стал 1953-й год. Следует отметить, что в первые годы серийного производства танков выпуск двигателей В-2-34 (а также В-2ИС) существенно отставал от плана, и их нужно было поставлять из СССР. Так, в 1952 году на механическом заводе №1 были собраны 5 двигателей, в 1953 – 6, в 1954 – 230, в 1955 – 445, в 1956 – 300 (в т.ч. на экспорт - 10). В польской армии танки получили обозначение «Т-34-85М». Испытания послевоенного танкового первенца прошли удовлетворительно, он получил хорошую оценку от представителей польской армии, несмотря на некоторые технические недостатки.

 

Табл. 2. Производство танков Т-34-85М на заводе им. Сталина в 1952-56 гг.

Годы    1952    1953    1954    1955    1956    Итого

Т-34-85М    5    310    370    430    265    1380

 

Табл. 3. Производство двигателей В-2-34 и В-2-ИС на механическом заводе №1 в 1952-56 гг.

Годы    1952    1953    1954    1955    1956    Итого

В-2-34 и

В-2-ИС    5    6    230    445    300    986

 

 

 

Чехословакия

Производство танков Т-72 в Чехословакии (ДОПОЛНЕНО)

https://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=4094

Решение о лицензионном производстве танков Т-72 в Чехословакии было принято в 1977 году. Первая партия была выпущена на заводе ZTS Martin (Словакия) в 1981 году с обеспечением некоторых комплектующих из Польши (двигатели, коробки передач) и ГДР (элементы подвески, гусеницы).

В 1981-85 годах были изготовлены 556 основных боевых танков Т-72 («Урал»), практически ничем не отличающихся от советского оригинала. Часть танков была экспортирована в ГДР. В 1985 году освоено производство варианта Т-72М, которых было построено 251 штука в 1985-86 годах. В 1986 году эта модель была заменена Т-72М1, выпущенных в количестве 1010 единиц в 1986-93 годах. Таким образом, в 1981-93 годах было произведено 1817 танков Т-72 (для сравнения: в Польше изготовлены 1610 «семьдесятдвоек» в 1982-92 гг.). По другим данным, в Чехословакии в 1981-90 годах изготовлены 1757 танков, из них 917 для чешской армии, 840 – на экспорт: ГДР (277), Ливия (119), Ирак (90), Болгария, Венгрия, Сирия, СССР. В некоторых источниках говорится о 1719 танках.

В книге Československé tankové síly 1945-1992 (2012 года издания) приводятся более уточненные цифры. Всего изготовлено 1782 танка в 1981-91 годах, в т.ч. 556 Т-72 (1981 – 18, 1982 – 50, 1983 – 130, 1984 – 212, 1985 - 246), 251 Т-72М (1985 – 100, 1986 - 151), 912 Т-72М1 (1986 – 105, 1987 – 283, 1988 – 269, 1989 – 56, 1990 – 107, 1991 - 92), 26 командирских Т-72МК (1985 – 5, 1986 - 21) и 37 Т-72М1К (1987 – 7, 1988 – 15, 1989 – 6, 1990 – нет, 1991 - 9). Из них для чехословацкой армии – 864, на экспорт – 918. Позже 78 изготовленных в 1990 году для чехословацкой армии танков Т-72М1 были проданы Сирии. В 1988-91 годах на заводе ZTS Martin также изготовлены 100 БРЭМ VT-72B, в т.ч. 50 – на экспорт.

 

После распада Чехословакии развитие танков продолжалось. В каждой стране были разработаны несколько интересных вариантов Т-72.

 

Словацкий Т-72М1-А, который появился в 1997 году и представлял собой модернизированный вариант Т-72М1, имел более мощный польский двигатель S12U и систему «активной брони» DUNAS ERA. Была улучшена система управлениям огнем (баллистический вычислитель, улучшенные прицелы и усовершенствованная система управления огнем EFCS-3-72A словацкой компании Fotona). Прототип построили, однако танк не был принят на вооружение.

Как и словаки, чехи также взялись за модернизацию стареющих Т-72М и Т-72М1. На танкоремонтном заводе №025 (Vojensky opravarensky podnik 025 – VOP 025, ныне VOP CZ) в Ново-Йичине разработали две программы капитального ремонта танков Т-72: Т-72M3CZ и Т-72М4CZ. В настоящее время Т-72М4CZ является основным боевым танком чешской армии. Его прототип был построен в 1997 году и в 2003-05 годах изготовлены 27 таких танков. Все они состоят в 73-м танковом батальоне в Праславице – единственного в чешской армии танкового подразделения.

48-тонный Т-72М4CZ оснащен комплектом «активной брони» Dyna-72, 1000-сильным английским двигателем Perkins CV-12-1000 TCA Condor и американской автоматической трансмиссией Allison XTG 411-6. Пушка 2А46М имеет новый теплоизоляционный кожух и может стрелять подкалиберными бронебойными снарядами 125/EPpSv-97 разработки чешской компании Synthesia (бронепробиваемость 500-560 мм на дистанции 2000 м).

Андриан НИКОЛАЕВ

 

 

Производство танков Т-55 в Чехословакии

https://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=4120

Сколько танков типа Т-55 было произведено в Чехословакии? В разных источниках указываются цифры 8500 и 5000 единиц. Попробуем разобраться в этих дебрях.

Известно, что подготовка в Чехословакии к лицензионному производству танков Т-55 проведена с 1962 по 1963 годы. В 1964 году на заводе ZTS (Zavod Turčianske Strojarne) Martin была выпущена первая партия из 10 машин для проведения испытаний. Серийное производство танков типа Т-55 начато в 1965 году и продолжалось до 1983 года.

Танки Т-55 выпускались до 1967 года, в общей сложности поставлены 708 единиц, из них 687 – для чехословацкой армии (по другим данным - 692) машин. Однако небезызвестный автор книг о советских танках Стивен Залога считает, что в Чехословакии танков базовой версии Т-55 было построено 3377 единиц.

С 1967 года началось серийное производство танков версии Т-55А, которые поставлялись преимущественно на экспорт. Общий объем произведенных в ЧССР танков Т-55 в 1964-82 годах оценивается примерно в 8300 единиц (для сравнения; в Польше были построено около 5000 танков типа Т-55), из них в 1971-82 годах - 4378 экспортных танков Т-55А/АК. По данным Стивена Залога, выпущены  3820 Т-55А и 1280 Т-55АК («1280 танков Т-55АК» вызывают большие сомнения). Известно, что 144 Т-55А произведены для чехословацкой армии, остальные – на экспорт.

Чехословацкие Т-55 поставлялись в ГДР (1767 танков, в т.ч. 375 Т-55, 1362 Т-55А, 30 Т-55АК), Индию (44 Т-55 и 7 Т-55АК в 1970-71 гг.), Ливию (1065 танков в 1971-76 годах), Египет (550 в 1969-73), Сирию (не менее 500).

Машин специального назначения на базе Т-55 завод ZTS Martin изготовил 4277 единиц, из них 2127 бронированных ремонтно-эвакуационных машин VT-55A (1693 на экспорт /в т.ч. СССР - 680, ГДР - 241/, 434 для чехословацкой армии и 6 для министерства транспорта страны) в 1968-83 годах, 1461 мостоукладчик МТ-55А (1248 на экспорт/ в т.ч. СССР - 935, ГДР - 458/, 213 для чехословацкой армии) и 689 танковых тягачей JVBT-55A (Jeřábovi-Vyprošťovací-Buldozerovi Tank, серия в 1971-83 гг. только на экспорт).

Теперь рассмотрим данные, заслуживающее большее доверие. В 1964-70 годах на заводе ZTS Martin изготовлены 3002 Т-55 и Т-55АК (1964 – 10 + 2 Т-55 на экспорт, 1965 – 180 + 27 Т-55, 1966 – 197 + 211 Т-55, 1967 – 300 + 202 Т-55 и 10 + 55 Т-55А, 1968 – 329 + 279 Т-55А, 1969 – 287 + 345 Т-55А, 1970 – 247 + 321 Т-55А и 5 Т-55АК для ЧНА). В итоге в 1964-70 годах были построены 1129 Т-55 (442 на экспорт: ГДР - 373, Венгрия - 25 и СФРЮ - 42), 1868 Т-55А (995 на экспорт) и 5 Т-55АК. Как видим, 1129 Т-55 в базовой версии с залогскими 3377 никак не сходятся.

В 1971-82 годах завод ZTS Martin выпустил 5323 танка Т-55А и Т-55АК (1971 – 112 + 327 Т-55А и 35 + 50 Т-55АК, 1972 – 53 + 356 Т-55А и 16 экспортных Т-55АК, 1973 – 55 + 272 Т-55А и 35 + 17 Т-55АК, 1974 – 488 экспортных Т-55А и 59 экспортных Т-55АК, 1975 – 432 экспортных Т-55А и 141 экспортный Т-55АК, 1976 – 440 экспортных Т-55А и 196 экспортных Т-55АК, 1977 – 31 + 318 Т-55 и 163 экспортных Т-55АК, 1978 – 60 + 364 Т-55А и 101 экспортный Т-55АК, 1979 – 60 + 357 Т-55А и 15 + 2 Т-55АК, 1980 – 52 + 356 Т-55А и 50 экспортных Т-55АК, 1981 – 120 + 160 Т-55А и 8 экспортных Т-55АК, 1982 – 18 экспортных Т-55А и 4 экспортных Т-55АК). В итоге в 1971-82 годах были построены 4431 (3888 на экспорт: в т.ч. Ливия – 905, Индия – 92 в 1973-75) Т-55А и 892 (807 на экспорт: в т.ч. Ливия – 348, Индия – 7 в 1973-75) Т-55АК. В сумме получается 6299 Т-55А и 897 Т-55АК, что опять никак не сходятся с залогскими цифрами.

Таким образом, в 1964-82 годах в Чехословакии было выпущено 8325 танков Т-55 всех модификаций. Общая сумма примерно совпадает с залогскими «8477 танками Т-55, Т-55А и Т-55АК».

Что касается машин специального назначения на базе Т-55, есть несколько иная информация о 2089 VT-55 и 1665 МТ-55А, изготовленных на заводе ZTS Martin в 1967-83 годах.

 

 

Производство танков Т-54 в Чехословакии

https://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=3416

"Военный Паритет". Благодаря статьям в журнале «Техника и вооружение» и новым книжным изданиям, информация о производстве в СССР танков Т-54 более-менее рассекречена: 16885 серийных танков, изготовленных в 1947-59 годы на заводах в Нижнем Тагиле, Харькове и Омске. А сколько было Т-54 лицензионного производства?

На сайте For the Record представлены свежие данные по выпуску средних танков Т-54 в Чехословакии. Если в Википедии представляется информация о 2700 произведенных в ЧССР танках Т-54 в 1957-66 годах (кроме Чехословакии, танки Т-54 выпускались по лицензии в Польше и Китае – прим. ВП), то в данном источнике приводятся более уточненные цифры (а именно – 2131 танк, не включая инженерные и другие специализированные машины на его базе) и некоторые интересные факты. Приводим сокращенный перевод статьи For the Record. Первоначально, в середине 1950-х годов предполагался выпуск танков Т-54 в базовом варианте на заводе ЧКД в Праге (ČKD Prague).

Однако начало производства откладывалось, и в 1956 году было принято решение о выпуске усовершенствованной версии Т-54А. В 1956-57 годах СССР передал Чехословакии технические документации, и первая партия из 10 танков Т-54А была выпущена в 1957 году на заводе И. Сталина (J.V.Stalin Factory) в Мартине в Словакии. Перевод с Плзени и Праги на восток страны заводов тяжелой промышленности объясняется стремлением руководства ЧССР как-то обезопасить их в случае войны от ударов бомбардировочной авиации НАТО. Массовое производство Т-54А велось с 1958 до 1961 года. В 1958 году были выпущены 98 танков, в 1958-м – 98, в 1959-м – уже 313.

Всего в 1957-60 годах построено 771 Т-54А. Общее количество произведенных танков Т-54А и машин спецназначения на его базе составляет 1024 штуки. Малое количество выпущенных танков в начале серийного производства было вызвано нехваткой различных компонентов, производимых субподрядчиками не только в самой Чехословакии (VŽKG Ostrava, ČKD Sokolovo, Meopta Bratislava и др.), но и в СССР. Запасные части к танкам также были проблемой. С 1961 года в производство введена модификация Т-54AR. Лицензионные Т-54А не отличались от советского аналога. Танк оснащался двигателем В-54 мощностью 510 л.с., 100-мм пушкой Д-10ТГ, толщины брони корпуса и башни не отличались от оригинала. Т-54А чехословацкого производства также поставлялись на экспорт, в т.ч. в Индию (274 танков в середине 1970-х), Венгрию, Сирию и Марокко. Т-54AR T-54AR “Řeka” (“River”) является одним из первых чехословацких вариантов Т-54А. Основным его отличием явилось наличие оборудования подводного вождения танка (ОПВТ). В этот вариант переделывались и ранее выпущенные танки Т-54А (около 200 штук). Т-54AR выпускался с 1961 по 1966 год, изготовлено 1230 штук. Этот вариант был разработан заводом ZTS Martin (тот же завод, который производил Т-54А, имя Сталина было упразднено в 1965 году в процессе «десталинизации»).

Излишне говорить, что эта процедура не была популярна у экипажей. Т-54AR также экспортировался в Венгрию и Марокко. Т-54АК и Т-54ARK Т-54АК (К – «командирский») является командирским вариантом Т-54А. Танков такой версии было изготовлено в ZTS Martin 130 единиц в 1961-63 годах: 120 для чехословацкой армии, и 10, предположительно, для Марокко. Характеристики практически идентичны с Т-54А за исключением следующих:

- Боекомплект сокращен до 28 снарядов

- Дополнительная радиостанция Р-112, бензозарядное устройство NS-600 (мощность 600 Вт, может работать в течение 10 часов на одной полной заправке бака)

- Нижний аварийный люк смещен в правую сторону - Телескопическая антенна Т-54ARK с теми же изменениями, как и у Т-54АК, оснащен ОПВТ версии Т-54AR.

Т-54М является собственной модернизацией Т-54А до стандарта Т-55 (не путать с советскими Т-54М и Т-54АМ - прим. Военный Паритет).

 

Переоборудование танков Т-54А в вариант Т-54М начато в 1968 году. Перечень изменений включают:

- Система ОМП

- Усовершенствованная Д-10ТГМ

- Прицелы ТШ-2А-22 и ТШ-2В-22

- Более мощный двигатель В-54М (572 л.с.)

- Гидравлические рычаги управления

- Улучшенная система натяжения гусениц

- Улучшенное ОПВТ «Река» Работы по модернизации Т-54А были начаты весной 1964 года и в протяжении этого года велись консультации со специалистами ZTS Martin и VTA Brno.

Вся идея состояла в том, чтобы в ходе капитального ремонта танков Т-54А провести работы по модернизации до уровня Т-55. Летом 1965 года аналогичные консультации были проведены с советскими инженерами из Житомирского танкоремонтного завода. Результаты были успешными, и в августе 1965 года военно-ремонтный завод VOP 025 Nový Jičín был выбран для проведения работ по модернизации. Изготовление прототипа на VOP 025 началось в ноябре 1965 года, его испытания прошли до конца апреля 1966 года. В мае 1966 года танк был одобрен для модернизации.

Однако несколько дней спустя во время заводских испытаний у прототипа произошли поломки в двигателе, стабилизаторе пушки и системе управления огнем, которые необходимо было устранить. Был проведен второй этап интенсивных испытаний на заводе VOP 022 Doksy. В конце концов, в 1968-75 годы на VOP 025 модернизированы 700 танков Т-54А до стандарта Т-54М с более 500 улучшениями от ZTS Martin. В 1973-80 годы танки получили новый 12,7-мм пулемет Vz.36/48M Dshkm (ДШКМ – прим. ВП). Эти танки состояли на вооружении до 1989 года. После 1990 года большинство танков этой версии утилизировано - в 1992-94 годах. Более поздними версиями стали Т-54АМ1 и Т-54АМ2.

 

 

Производство танков Т-34-85 в Чехословакии

https://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=3418

Первые Т-34-85 были собраны частично из комплектующих, поставленных из СССР. Первый танк собран 1 сентября 1951 года, еще восемь танков были изготовлены до октября. Собранные в кратчайшие сроки под давлением СССР танки были подвергнуты серии испытаний. В ходе этих испытаний произошли некоторые отказы из-за низкого качества производства первых танков (в частности, рулевого управления, сцепления, приводов и электрооборудования). Однако, несмотря на эти недостатки, правительством танку был дан зеленый свет, и серийное производство на ЧКД в Соколове началось в феврале 1952 года и продолжалось до декабря 1953 года. В то же время было принято правительственное решение о переносе производства танков с Соколова в Мартин. Первый танк полностью чехословацкого производства был изготовлен зимой 1952 года. На заводе в Мартине первые танки изготовлены в мае 1952 года и их производство продолжалось до конца 1956 года.

 

Всего в Чехословакии в 1951-56 годы были произведены 2736 танков Т-34-85, с учетом спецмашин (инженерных машин VT-34, кранов JT-34, мостоукладчиков MT-34, эвакуационных машин PBCHT-34 и тяжелых бульдозеров PB-34) - 3185.

Все танки выпуска 1955-56 годов шли на экспорт. Всего для чехословацкой армии поставлены 1437 танков, на экспорт – 1299. В последние три года качество производства значительно улучшилось, и были внесены некоторые улучшения. На экспорт танки шли, главным образом, в Египет (820) и Сирию (120), Румынию и Болгарию, а также в другие страны, такие как Индия, Ирак и Йемен. Куба получила 100 танков (возможно, некоторые из состава ЧНА - прим. Военный Паритет) за треть от их стоимости, другими покупателями по той же стоимости стали Мали (10) и Мозамбик.

 

Помимо танков Т-34-85 собственного производства, Чехословакия получила от СССР в общей сложности 366 танков с 1945 по 1950 годы (плюс 5 Т-34-76 в 1945 году). Танки 1945 года раньше состояли в Красной армии (1-й чехословацкий армейский корпус).

 

В 1956 году в чехословацкой армии состояли 1701 Т-34-85. С тех пор их количество сокращалось, но они оставались в строю еще долгое время. Так, в 1967 году ЧНА располагала 1120 Т-34-85, в 1971 – около 780. Последние танки Т-34-85 были списаны, предположительно, в конце 1970-х годов.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий