Translate

вторник, 4 февраля 2014 г.

Танк Т-84 Оплот – гордость украинского ВПК



Tank T-84 Oplot - pride Ukrainian the military complex.

Украина является одной из ведущих танкостроительных держав мира. Новый украинский танк Т-84 БМ ОПЛОТ вызывает в иностранных заказчиков неизменный интерес на многочисленных международных выставках вооружений и военной техники. Основной боевой танк Т-84 БМ ОПЛОТ обладает высокой огневой мощностью, надежной защитой и высокой подвижностью. Танк Т-84 БМ ОПЛОТ способен выполнять боевую задачу днем и ночью, в разных климатических условиях и в условиях использования оружия массового поражения.
За счет высокой плотности компоновки забронированный объем танка Т-84 БМ ОПЛОТ составляет всего 11,2 м3, что достигнуто за счет компактной схемы моторно-трансмиссионного отделения с двигателем 6ТД-2Е, занимающим объем всего 3,7 м3. В результате украинским конструкторам удалось получить танк с небольшими габаритами и боевой массой, но в то же время с мощным и эффективным вооружением и надежной защитой.
Танк Т-84 БМ ОПЛОТ оснащен панорамным прицельным комплексом ПНК-6 с наличием встроенного тепловизионного канала. Введение тепловизионного канала в состав панорамного прицельного комплекса ПНК-6 практически уравнивает возможности командира и наводчика танка Т-84 БМ ОПЛОТ по управлению вооружением в любое время суток. На сегодняшний день такие прицелы введены пока только в системы управления огнем - французского танка AMX-56 Leclerc и американского Abrams М1А2SEP Version 2.
Комплекс ПНК-6 обеспечивает командиру танка Т-84 БМ ОПЛОТ независимый круговой поиск целей в любое время суток, при любых погодных условиях. Комплекс ПНК-6 обеспечивает командиру танка Т-84 БМ ОПЛОТ возможность контролировать работу наводчика, а при необходимости вести дублированное управление стрельбой из пушки и спаренного с ней пулемета, в том числе и танковыми управляемыми ракетами КОМБАТ. Угол наведения линии визирования ПНК-6 по вертикали составляет 60°, а максимальная скорость наведения до 10° в секунду, что позволяет танку Т-84 БМ ОПЛОТ проводить эффективную стрельбу по воздушным целям (за счет независимой двух плоскостной стабилизации поля зрения), а также исключить из состава системы управления огнем отдельный зенитный прицел, как на танке Т-64БМ БУЛАТ.
Особенностью визуального канала наблюдения панорамного прицельного комплекса ПНК-6 танка Т-84 БМ ОПЛОТ является наличие трех ступеней увеличения - 1,2х; 6,0х и 12,0х. Это позволяет ускорить процесс поиска и обнаружение целей. Для быстрого обзора и выявления участков возможного нахождения целей служит первая ступень увеличения 1,2х, обеспечивающая большое поле зрения прицела в пределах не менее 30°. Для обнаружения и опознавания целей предназначены вторая и третья ступени увеличения 6,0х и 12,0х. Наличие 12 кратного увеличения визуального канала обеспечивает обнаружение целей на дальностях, превышающих дальность прицельной стрельбы противника, а также возможность точного прицеливания, особенно при стрельбе танка Т-84 БМ ОПЛОТ в движении.
По своим характеристикам комплекс ПНК-6 танка Т-84 БМ ОПЛОТ, не уступает лучшему зарубежному аналогу - прицельному комплексу HL120 французского танка AMX-56 Leclerc, имея при этом в отличии от французского аналога, возможность управлять управляемым вооружением через тепловизионный канал прицела наводчика. Использование такого панорамного прицельного комплекса ПНК-6 позволило значительно увеличить эффективность системы управления огнем украинского танка Т-84 БМ ОПЛОТ по сравнению с российским танком Т-90С, увеличив вероятность попадания первым выстрелом в цель командиром танка до 0,9 с места и с ходу днем и ночью на дальностях до 2600 м.
Заряжение пушки в танке Т-84 БМ ОПЛОТ производится автоматически с помощью механизма заряжания, емкостью 28 выстрелов. Механизм заряжания танка Т-84 БМ Оплот обеспечивает заряжение до 10 выстрелов в минуту.
Танк может вести огонь бронебойно-подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами с практической скорострельностью 8 выстрелов в минуту.
Предусмотрены также режимы полуавтоматического и ручного заряжания 125 мм пушки КБА-3 с использованием боеприпасов, находящихся в боевой укладке в корпусе танка.
Танк Т-84 БМ ОПЛОТ может вести огонь танковой управляемой ракетой КОМБАТ, украинской разработки.
Управляемая ракета КОМБАТ входящая в боекомплект танка Т-84 БМ ОПЛОТ, способная поражать цели с разнесенной, монолитной, комбинированной броней и динамической защитой на расстоянии до 5 километров не входя в зону поражения танков противника.
Система наведения и управления украинской танковой управляемой ракеты КОМБАТ обладает принципиальным отличием-преимуществом перед российской танковой управляемой ракетой 9М119М «Рефлекс-М» танка Т-90С.
Танковая управляемая ракета КОМБАТ запускается из Т-84 БМ ОПЛОТ и управляется по лазерному лучу, который светит не на цель, а в хвост летящей ракеты. КОМБАТ наводится по лазерному лучу, который управляет ракетой в режиме превышения, это означает, что управляющий лазерный луч направлен выше обреченной цели, не засвечивая её. И лишь в самом конце траектории полета ракеты, только всего на 0,1-0,2 секунды. Лазерный луч совмещается с танком или вертолетом противника. Этого времени недостаточно, чтобы привести в действие антилазерную защиту, так что эффективной системы противодействия управляемой ракете КОМБАТ на сегодняшний день не существует. Ракета КОМБАТ запущенная из танка Т-84 БМ ОПЛОТ способна с высокой точностью пробить броню фактически любого из существующих танков на удалении до 5 километров через 17 секунд от момента её запуска.
Башня танка Т-84 БМ ОПЛОТ поворачивается на 180 ° менее чем за 5 секунд (скорость вращения башни относительно корпуса до 40 градусов/секунду). На случай аварийной ситуации предусмотрены ручные приводы наведения пушки и башни.
Башня танка Т-84 БМ ОПЛОТ изготовлена из броневой стали повышенной твердости, полученной электрошлаковым переплавом. Сталь с электрошлаковым переплавом обеспечивает  прирост стойкости в равных конструкциях на 10-15  процентов по сравнению с катаной броневой сталью средней твердости танка Т-90С.
Крыша башни выполнена  цельноштампованной, что повысило ее жесткость,  обеспечена технологичность и стабильное качество в условиях серийного производства.
Башня танка Т-84 БМ ОПЛОТ содержит два защитных модуля-блока, каждый из которых за счет жесткой фиксации положения корпуса защитного модуля относительно донного листа башни, установлен на сварную основу башни с возможностью его демонтажа. Модуль выполнен в виде корпуса с наполнителем. Каждый защитный модуль надежно прикреплен к основной броне башни.
Стенки, донный лист и первая крышка модуля выполнены из брони, при этом толщина тыльной стенки корпуса защитного модуля меньше толщины передней стенки башни танка Т-84 БМ ОПЛОТ, каждый защитный модуль снаряжен перегородкой, второй крышкой для ниши и опорной деталью.
Опорная деталь жестко соединена с перегородкой и с лобной и тыльной стенками корпуса защитного модуля. Перегородка расположена внутри корпуса параллельно его тыльной стенке и имеет толщину, большую толщины передней стенки корпуса. Толщина тыльной стенки корпуса защитного модуля не превышает толщину перегородки. На обращенных к донному листу башни торцах перегородки выполнены выступы. В донном листе корпуса защитного модуля и в донном листе башни, выполнены соответственно отверстия и пазы, соответствующие выступам на торце перегородки.
Преимуществом данного бронирования башни танка Т-84 БМ ОПЛОТ является повышение защищенности без значительного увеличения массогабаритных показателей за счет выбора закона изменения толщины броневых препятствий и за счет использования высокоэффективного ячеистого наполнителя.
Благодаря новаторским решениям украинских разработчиков в области броневой защиты танк Т-84 БМ ОПЛОТ превосходит любой существующий на данный момент танк в мире.
Динамическая защита ДУПЛЕТ танка Т-84 БМ ОПЛОТ представляет собой слои кумулятивной защиты на основе устройств ХСЧКВ-34 разделенные демпфирующими слоями из композитного материала. Размещение динамической защиты ДУПЛЕТ в модулях выполнено по многослойной тандемной тридемной схеме.
Испытания модульной динамической защиты ДУПЛЕТ танка Т-84 БМ ОПЛОТ путем обстрела с применением отечественных и зарубежных бронебойных подкалиберных снарядов, показали уникальные характеристики снижения бронепробивной способности. Так при стрельбе современными французскими бронебойно-подкалиберными снарядами OFL 120F1 танка AMX-56 Leclerc с дистанции 100 метров снижение бронепробивной способности составило 100%!
Снаряд OFL 120F1 с бронепробиваемостью в пределах 700 мм оставил на броне лишь вмятину глубиной 20 мм. Даже при стрельбе с минимальной дистанции западным и российскими бронебойно-подкалиберными снарядами не удалось пробить даже наружную плиту башни танка Т-84 БМ ОПЛОТ и добраться до модульного броневого пакета с комбинированным ячеистым наполнителем. Испытания осуществлялись многократно с аналогичным результатом.
На основании этого можно сделать вывод, что модульная динамическая защита ДУПЛЕТ танка Т-84 БМ ОПЛОТ способна противостоять самым современным на сегодняшний день бронебойно-подкалиберным снарядам - американскому М829А3 и немецкому DM53 даже с применением специальных сегментированных сердечников специально предназначенных для преодоления  морально устаревших российских динамических защит «КОНТАКТ-5» и «РЕЛИКТ».
Российский комплекс динамической защиты «РЕЛИКТ» танка Т-90МС Тагил, по заявлениям НИИ Стали снижает бронепробивную способность бронебойных подкалиберных снарядов всего на 250 мм, а украинский комплекс динамической защиты «ДУПЛЕТ» устанавливаемый на танк Т-84 БМ ОПЛОТ - не менее чем на 600 мм!
Защита лобовой проекции танка является важным аспектом, но в последнее время особую актуальность приобрела защита бортов, особенно при обстреле тандемными кумулятивными боеприпасами при углах встречи, близких к нормали к поверхности контейнера динамической защиты.
Модули динамической защиты ДУПЛЕТ, бортов корпуса танка Т-84 БМ ОПЛОТ после испытаний тандемным кумулятивным боеприпасом с бронепробивной способностью 900 мм (украинский аналог российского ПТРК «Корнет») – следов пробития борта танка не было обнаружено. Максимальное остаточное внедрение кумулятивной струи в корпус танка под углом 90° и 30° составило всего 45 мм и 30 мм.
На данный момент украинская модульная динамическая защита ДУПЛЕТ установленная на танк Т-84 БМ ОПЛОТ - единственное разработанное и изготавливаемое серийно устройство, в мире обеспечивающее защиту от таких мощных кумулятивных тандемных противотанковых средств как ПГ-7ВР, ПГ-7Т, ПГ-29В и Корнет-Э. 

Противотандемная динамическая защита «ДУПЛЕТ» принята на вооружение Вооружённых сил Украины приказом Министра обороны Украины №378 от 23.07.2009 года.

 Танк Т-84 БМ ОПЛОТ оснащен реверсивной трансмиссией. Реверсивная трансмиссия танка Т-84 БМ ОПЛОТ состоит из автоматической коробки передач, которая кроме 7 передач вперед имеет ещё и 3 передачи назад.
 Повышенные (ускоренные) вторая и третья передачи заднего хода, дают танку Т-84 БМ ОПЛОТ возможность двигаться задним ходом со скоростью до 32 км/час, обеспечивая при необходимости, быструю смену позиций в боевых условиях без разворота танка.
Максимальная скорость Т-84 БМ ОПЛОТ по дороге с твердым покрытием 70 км/час. При начальной скорости 70км/ч полная остановка танка Т-84 БМ ОПЛОТ происходит менее чем за 7 секунд, а при начальной скорости 40 км/ч полная остановка БМ ОПЛОТ происходит менее чем за 5 секунд, что полностью удовлетворяет условиям технического задания.
Трансмиссия танка Т-84 БМ ОПЛОТ адаптирована к системе автоматизированного управления и оснащена датчиком частоты вращения. Комплексная система управления движением танка Т-84 БМ ОПЛОТ предназначена для повышения показателей подвижности и управляемости танка в различных дорожных условиях и снижения утомляемости механика-водителя.
В танке Т-84 БМ ОПЛОТ установлена комплексная автоматизированная система управления движением, которая, облегчает управление танком, поднимает возможности механика-водителя средней квалификации по управлению танком к навыкам механика-водителя высшей квалификации. В танке Т-84 БМ ОПЛОТ установлен штурвал, которым механик-водитель, только задает углы поворота танка, а автоматика автоматизированной системы управления движением, сама отрабатывает движение по нужном радиусу и танк двигается по требуемой траектории.
Комплексная автоматизированная электрогидравлическая система управления движением танка Т-84 БМ ОПЛОТ обладает наилучшей эргономикой по сравнению с системой управления движением танка Т-90С.
На российском танке Т-90С с механогидравлической системой управления механик-водитель постоянно использует пять органов управления: рычаг переключения передач, педаль «сцепления», педаль подачи топлива и два рычага поворота. На танке Т-84 БМ ОПЛОТ, оборудованном автоматизированной системой управления, число постоянно используемых органов управления сокращено до двух: педали подачи топлива и штурвала. Педалью тормоза механику-водителю Т-84 БМ ОПЛОТ рекомендуется пользоваться только в экстренных случаях и на стоянке.
На танке Т-90С c механогидравлической системой управления механику-водителю Т-90С необходимо постоянно приспосабливаться к условиям поворота путем многократного воздействия на рычаги. Напротив, на танке Т-84 БМ ОПЛОТ механик-водитель лишь задает требуемый радиус поворота при помощи штурвала, оборудованного датчиком положения, все остальное делает система автоматизированного управления движением, включающая датчики, цифровые блоки управления и электрогидравлические исполнительные механизмы.
Система автоматизированного управления поворотом танка Т-84 ОПЛОТ, в которой вместо рычагов управления применён штурвал с датчиком положения, использует тот же способ поворота, что и танк Т-90С - включение пониженной передачи в бортовой коробки передач отстающего борта. Но при этом за счёт аппаратуры управления и электрогидравлических исполнительных органов обеспечивается поддержание заданных механиком-водителем танка ОПЛОТ радиусов поворота.
 Система управления поворотом танка Т-84 ОПЛОТ имеет значительное преимущество по коэффициенту использования величины перемещения штурвала, обеспечивающего регулирование радиуса поворота, который в 2,5 раза больше, чем у российского танка Т-90С.
Основным недостатком присущим механогидравлическим приводам управления трансмиссией танка Т-90С является большой мертвый ход органов управления поворотом, используемый для регулирования радиуса поворота.
Недостатков механогидравлической системы танка Т-90С лишена автоматизированная система управления трансмиссией танка Т-84 ОПЛОТ. Конкретному углу поворота штурвала, в зависимости от времени, может соответствовать любое давление управления – от нуля до максимального. Зона нечувствительности не превышает 5% хода органов управления поворотом, после чего релейно включается пониженная передача на отстающем борту. Зона нечувствительности необходима в целях безопасности движения, чтобы исключить поворот танка Т-84 ОПЛОТ при случайном повороте штурвала.
В результате ход штурвала в танка Т-84 ОПЛОТ, используемого для регулирования радиуса поворота, достигает 85%. Зона чувствительности рычагов управления танка Т-90С при повороте составляет всего 34%.
В результате для механика-водителя танка Т-90С требуется выработка специальных навыков управления, доступных лишь водителям  с большим опытом и достаточной тренировкой. 
Семискоростная бортовая коробка передач, была разработана ХКБМ им. А.А. Морозова в начале 60-х годов для танка Т-64 под двигатель 5ТДФ, мощностью 700 л. с.  В настоящее время модернизированная бортовая коробка передач, обеспечивающая реверс, установлена в моторно-трансмиссионное отделение танка Т-84 БМ ОПЛОТ. Сохраняя кинематическую схему, габаритные параметры и характеристики планетарных рядов старой бортовой коробки передач, показатели прочности, надежности и долговечности модернизированная бортовая коробка передач оказалась на пределе технических возможностей. Повышение мощности дизеля 6ТД-2Е до 1200 л. с. резко снижает ресурс подшипниковых опор, зубчатых передач и дисков трения фрикционных устройств. Бортовая коробка передач морально устарела и не отвечает современным требованиям по передаваемой мощности, управляемости и эргономике.

Совместная работа бортовых коробок передач с дизелем 6ТД-2Е, в объектовых условиях БМ ОПЛОТ, может привести к разрушению зубьев сателлитов 1 и 4 планетарных рядов, короблению дисков трения, спеканию металлокерамики, снижению ресурса силовой передачи более чем в 2 раза.
Установка на БМ ОПЛОТ бортовой гидрообъемной механической трансмиссии может устранить перечисленные недостатки и повысить конкурентоспособность украинского танка на мировом рынке вооружения.  
 На танке Т-84 БМ ОПЛОТ устанавлена многоступенчатая система очистки воздуха, выполненная с применением принципиально новых технических решений. Многоступенчатость заключается в использовании трех ступеней очистки воздуха. В качестве первой ступени используется инерционная решетка, технической новизной которой является применение круглых элементов вместо плоских. Инерционный способ очистки воздуха основан на разности кинетической энергии воздуха и частиц пыли, находящихся в потоке. При повороте воздушного потока частицы пыли, имеющие больший удельный вес, продолжают прямолинейное движение и удаляются через систему автоматического удаления пыли. Такая решетка эффективно удаляет любые посторонние предметы, защищая, таким образом, циклонный аппарат от засорения.
В качестве второй ступени использован высокоэффективный малогабаритный циклон, с коэффициентом пропуска не хуже 0,2%, что дает возможность в исключительных случаях осуществлять движение без кассет вообще.
Учитывая высокую эффективность циклонного аппарата, отпадает необходимость установки трехслойной кассеты. Поэтому на танке Т-84 БМ ОПЛОТ установлены двухслойные кассеты со сравнительно большой пыле емкостью.
При запыленности воздуха 2,75 г/м3 по пустыне танк Т-84 БМ ОПЛОТ может двигаться без обслуживания кассет до 1086 километров, а при имитации аварийного режима (когда перекрыты 70% входных патрубков 3-х циклонов) возможна эксплуатация танка Т-84 БМ ОПЛОТ до 337 километров, при средней запыленности воздуха до 3,25 г/м3!
Например, российский танк Т-90С при запыленности воздуха 2,5 г/м3 может двигаться по пустыне до очередного обслуживания кассет всего лишь 400 километров.
При движении танка  Т-84 БМ ОПЛОТ по сухой грунтовой дороге, расход топлива на 100 километров пути, составляет 370 литров.
Танк Т-84 БМ ОПЛОТ оснащен двигателем украинской разработки 6ТД-2Е мощностью 1200 лошадиных сил. Двигатель 6ТД-2Е танка Т-84 БМ ОПЛОТ представляет собой развитие двигателя 6ТД-1 танка Т-80УД Берёза. Двигатель 6ТД-2Е удалось унифицировать с 6ТД-1 на 90,12%. За счет увеличения в 6ТД-2Е степени наддува до 4,4 (у 6ТД-1 степень наддува — 3,35) мощность 6ТД-2Е возросла на 200 л.с. Для обеспечения требуемой величины наддува, был специально разработан новый двухступенчатый осецентробежный компрессор с высоким коэффициентом полезного действия (в 6ТД-1 используется одноступенчатый компрессор двигателя).
Легкий и компактный двигатель 6ТД-2Е танка Т-84 БМ ОПЛОТ обладает чрезвычайно высоким показателем литровой мощности — 73,8 л.с./л при удельной массе всего 0,98 кг/л.с!
Например, двигатель немецкого танка Leopard-2A7 дизель МТ883-1500, имеет гораздо более скромные показатели — литровую мощность 54,7 л.с./л при удельной массе 1,2 кг/л.с.
Ключевым преимуществом двигателя 6ТД-2Е танка Т-84 БМ ОПЛОТ является низкая потеря мощности при эксплуатации в условиях повышенных температур окружающей среды. Украинский двигатель 6ТД-2Е танка Т-84 БМ ОПЛОТ прекрасно работает в условиях жаркого климата, 6ТД-2Е не теряет мощности при температуре воздуха +55°С.
Например на российском танке Т-90С оснащенным двигателем В-92С2 при повышенной температуре окружающей среды от +35 до +55°С наблюдается значительная потеря мощности с максимально возможных 1000 лошадиных сил, мощность двигателя обваливается до 600 л.с. Гарантийный моторесурс двигателя В-92С2 танка Т-90С недотягивает до 350 часов.
Гарантийный моторесурс двигателя 6ТД-2Е танка Т-84 БМ ОПЛОТ составляет 500 часов, что равняется 7500 км пробега, а практический моторесурс двигателя 6ТД-2Е составляет 800 часов, что равняется 12000 км пробега, то есть танк может уходить в капитальный ремонт без замены двигателя.

 Двигатель 6ТД-2Е танка Т-84 БМ ОПЛОТ хоть и является дизельным двигателем, но он может работать и на других типах топлива, в том числе и на бензине, керосине, или их смеси в любой пропорции. 

На многотопливном двигателе 6ТД-2Е танка БМ ОПЛОТ кроме основного, дизельного топлива, можно применять следующие резервные виды топлива: топливо для реактивных двигателей (керосин) Т-1, ТС-1 и РТ с присадками 2-EHN и Галад-40; бензин автомобильный А-72 и А-76; смеси вышеперечисленных видов топлива с дизтопливом в любых пропорциях; смеси бензина автомобильного АИ-93 с дизтопливом (не менее 25% дизтоплива по объёму в составе смеси), а также аналогичные виды топлива зарубежного производства.

 При работе на дизтопливе во всём диапазоне внешней характеристики мощность танка БМ ОПЛОТ с двигателем 6ТД-2Е на ведущих колёсах составляет 807-998 л.с.; при использовании керосина ТС-1 на 61..87 л.с. меньше (в среднем на 10%). Оптическая плотность дыма уменьшается с увеличением частоты вращения коленчатых валов двигателя, однако, при использовании дизтоплива уровень дымности составляет 20…35%, что в два раза выше, чем для многотопливного дизеля 6ТД-1 украинского танка Т-80УД «Берёза». Применение в качестве топлива для двигателя 6ТД-2Е керосина ТС-1 с присадками примерно на половину понижает уровень дымности до значений 25…50% и 8…20% соответственно по сравнению с дизтопливом. Использование керосина снижает уровень дымности на выходе из диффузора на треть, либо даже на половину на определённых режимах по сравнению с работой двигателя 6ТД-2Е на дизтопливе.
Дитопливо обеспечивает наибольшую мощность на ведущих колёсах танка БМ ОПЛОТ, но, тем не менее, оптическая плотность газовой воздушной смеси на выходе также достигает сравнительно больших величин. При использовании керосина ТС-1 величина мощности на ведущих колесах в среднем на 10% меньше, но при этом на треть, а на некоторых режимах работы двигателя 6ТД-2Е и в два раза снижается дымность на выпуске по сравнению с дизтопливом.
Эжекционная система охлаждения входящая в состав танка БМ ОПЛОТ, способствует значительному снижению дымности газовой воздушной смеси на выходных жалюзи, поскольку функционально в эжекторе происходит перемешивание выпускных газов двигателя с потоком чистого воздуха после радиаторов.
Приведенные данные по изменению мощностных характеристик и дымности при применении разных видов топлива целесообразно использовать при оперативном планировании перемещения танков БМ ОПЛОТ с повышенными требованиями к маскировке и скрытности, а также при проведении таких ответственных мероприятий, как парады и демонстрационные показы.

Вместимость внутренних топливных баков танка Т-84 БМ ОПЛОТ составляет 700 литров. Еще 440 л топлива находятся в топливных баках, расположенных на надгусеничных полках. Запас хода танка по топливу составляет 400 км, для его увеличения на корме корпуса могут монтироваться две бочки с дополнительным запасом топлива, которые при необходимости легко сбрасываются. Каждая из них вмещает 200 л топлива и подсоединена к общей топливной системе.
 Двигатель 6ТД-2Е оснащен устройством предварительного подогрева, которое используется при эксплуатации танка в холодную погоду.
Т-84 БМ ОПЛОТ единственный танк в мире, который может преодолевать без подготовки водные преграды глубиной до 1,8 м. 
При преодолении брода танком БМ ОПЛОТ выпуск отработавших газов осуществляется непосредственно в воду. В случае непредвиденной остановки двигателя при преодолении танком брода для предотвращения попадания воды в цилиндры, магистраль выпуска отработавших газов оборудована специальными тарельчатыми клапанами, закрывающимися под напором воды при отсутствии выхлопа.

При проведении пуска двигателя под водой возникает дополнительное сопротивление в выпускной трассе, складывающееся из гидравлического сопротивления открытия тарельчатых клапанов в воде и давления от столба воды, прижимающего тарелки клапанов.
При преодолении брода танком БМ ОПЛОТ, в случае аварийной остановки танкового двигателя 6ТД-2Е, пуск двигателя, можно произвести до глубины брода 1,6 м. Аварийный пуск двигателя танка БМ ОПЛОТ при преодолении брода, осуществляется комбинированным способом при одновременном запуске электростартера и пневматического пуска от двух штатных баллонов со сжатым воздухом.

Затраты времени на подготовку к преодолению водных преград до 5 м составляют 20 минут. Под водой танк Т-84 БМ ОПЛОТ может находиться до полной выработки топлива, а это не менее 10 часов! Например, российский танк Т-90С с вентиляторной системой охлаждения двигателя при герметизации моторно-трансмисионного отделеия может находиться под водой без перегрева всего 15 минут до перегрева двигателя.
 Для танка БМ ОПЛОТ, максимальная глубина преодолеваемого брода составляет 1,8 метров. При преодолении брода танком БМ ОПЛОТ выпуск отработавших газов осуществляется непосредственно в воду. В случае непредвиденной остановки двигателя при преодолении танком брода для предотвращения попадания воды в цилиндры, магистраль выпуска отработавших газов оборудована специальными тарельчатыми клапанами, закрывающимися под напором воды при отсутствии выхлопа.
При проведении пуска двигателя под водой возникает дополнительное сопротивление в выпускной трассе, складывающееся из гидравлического сопротивления открытия тарельчатых клапанов в воде и давления от столба воды, прижимающего тарелки клапанов.
При преодолении брода танком БМ ОПЛОТ, в случае аварийной остановки танкового двигателя 6ТД-2Е, пуск двигателя, можно произвести до глубины брода 1,6 м. Аварийный пуск двигателя танка БМ ОПЛОТ при преодолении брода, осуществляется комбинированным способом при одновременном запуске электростартера и пневматического пуска от двух штатных баллонов со сжатым воздухом.
Танк Т-84 БМ ОПЛОТ оснащен вспомагательной силовой установкой-энергоагрегатом ЭА-10, мощностью 10 кВт. При остановленном основном двигателе энергоагрегат ЭА-10 обеспечивает электроэнергией: комплекс управления огнем, связь, систему коллективной защиты, кондиционер, аккумуляторную батарею в режиме подзарядки.
Энергоагрегат ЭА-10 танка Т-84 БМ ОПЛОТ позволяет сохранить ресурс основного двигателя, снизить заметность по выделению тепла и шума, снизить расход горюче-смазочных материалов, а также улучшить экологические показатели танка.
Для снижения тепловой заметности крыша моторно-трансмиссионного отделения танка Т-84 БМ ОПЛОТ оснащена специальными теплоизолирующими экранами.
Использование в танке Т-84 БМ ОПЛОТ эжекторной системы охлаждения также приводит к разбавлению выпускных газов воздухом, в результате чего улучшаются экологические показатели до стандарта Евро-3 и практически не остаётся теплового следа от танка.
В вооруженных силах Украины танки Т-84 БМ ОПЛОТ эксплуатировались в 72 мотострелковой дивизии (г. Белая Церковь). По договоренности Министерства обороны Украины с ГП ХКБМ из десяти танков Т-84 БМ ОПЛОТ три танка эксплуатировались с особой жестокостью. Каждый из трех танков Т-84 БМ ОПЛОТ эксплуатировался в таких пределах - настрел пушки 350 выстелов, километраж 3000 км, наработка двигателя - 480 - 500 моточасов за период с 2000 по лето 2005 года. Остальные семь танков в режиме настрел - 150 выстрелов, километраж в пределах - 1000 км. На всех десяти танках Т-84 БМ ОПЛОТ были проведены сезонные обслуживания при переводе с весенне-летнего режима эксплуатации, на осенне-зимний и наоборот. Отказов в работе узлов и агрегатов танка выявлено не было. 
 После завершения проведения в 2009 году государственных испытаний усовершенствованного танка Т-84, танк Т-84 ОПЛОТ в соответствии с Приказом Министра обороны Украины №252 от 28.05.2009 года был принят на вооружение Вооружённых сил Украины с присвоением индекса БМ «ОПЛОТ».