14.08.2020
Контракт по БТР-4Е завершено – останню партію машин
передано замовнику (ФОТО)
Директор Харьковского
конструкторского бюро им. Морозова Яков МОРМЫЛО и директор Харьковского завода
им. Малышева Василий КРЫЛАС, между ними - то же самое.
Харківське конструкторське бюро
з машинобудування імені O.O. Морозова (ХКБМ), що входить до складу ДК
"Укроборонпром", передало Міністерству оборони України останні чотири
БТР-4Е – таким чином усі контрактні зобов’язання з виготовлення 45 машин
виконано.
“Вчора, із випередженням
графіку, віддали останню партію бронетранспортерів для військових. Усі 45 машин готові та вже передані
замовнику. Частина цих нових БТР-4Е
прямує на Київ – вони візьмуть участь в урочистостях до Дня незалежності України”, – повідомив
директор ХКБМ Яків Мормило.
Бронетранспортери від ХКБМ
укомплектовано кулеметами виробництва київського заводу “Маяк”, що є
співвиконавцем контракту. Виконання контракту по БТР-4Е фактично відродило
виробництво на цьому підприємстві.
“Для нас це був принциповий
контракт. Його розблокування та вчасне виконання – за графіком, узгодженим із
замовником, без нарікань на якість – це приклад того, що підприємства
Укроборонпрому працюють по-новому. Основний замовник нашої бронетехніки –
Міноборони. Ми хотіли довести військовим, що спроможні робити якісну техніку
вчасно. І ми це зробили. На черзі –
другий проблемний контракт – БТР для Нацгвардії. Його реалізація була
неможлива через те, що ХКБМ виконував замовлення для військових на максимальній
виробничій потужності заводу. Тепер усі перепони усунуті і незабаром
нацгвардійці отримають першу партію машин”, – розповів заступник генерального
директора ДК “Укроборонпром” Мустафа Найєм під час відвідування ХКБМ 13 серпня.
Сьогодні із візитом на
підприємстві перебуває також віце-прем’єр-міністр з питань стратегічних галузей
промисловості Олег Уруський.
Він оглянув основні виробничі
цехи заводу, ознайомився з етапами виготовлення БТРів та зробив короткий
тест-драйв БТР-4Е: “Краще, ніж на “мерседесі”, – так відгукнувся Олег Уруський
після того, як проїхався на бронетранспортері.
https://ukroboronprom.com.ua/uk/bez-rubryky/kontrakt-po-btr-4e-zaversheno-ostannyu-partiyu-mashyn-peredano-zamovnyku-foto.html
28.07.2020
Завершуємо
колись проблемний контракт на виготовлення БТР-4Е Харківським КБ Морозова.
Сьогодні передали іще 4 бронетранспортери замовнику: чітко за графіком. Це -
передостання партія, у серпні завершуємо контракт і починаємо збирати БТР для
Нацгвардії.
02.07.2020
Військовим передано чергову партію БТР-4Е від ХКБМ (ФОТО)
Харківське конструкторське бюро
з машинобудування імені O.O. Морозова (ХКБМ), передало Міністерству оборони
України чергову партію з 4
бронетранспортерів БТР-4Е за червень.
Від моменту розблокування
контракту з МОУ наприкінці 2019 року роботи виконуються чітко за графіком. На
сьогодні виконано вже 80% державного контракту – військовим відвантажено 37 з
45 бронемашин, передбачених державним оборонним замовленням.
Усі бронемашини укомплектовано
кулеметами виробництва київського заводу "Маяк", що фактично
відновило повний виробничий процес на цьому підприємстві.
Нагадаємо, виконання поставок
бронетранспортерів відбувається за контрактом з Міноборони від 2016 року, який
був розблокований спільними зусиллями Президента України, Кабінету міністрів
України, Міноборони та нового керівництва Укроборонпрому наприкінці 2019 року.
https://ukroboronprom.com.ua/uk/pro-golovne/vijskovym-peredano-chergovu-partiyu-btr-4e-vid-hkbm-foto.html
28.05.2020
НА ХКБМ передали
військовим травневу партію бронетранспортерів (фото)
Харківське
конструкторське бюро з машинобудування імені O.O. Морозова (ХКБМ), що входить
до складу ДК "Укроборонпром", передало Міністерству оборони України
чергову партію з 5 бронетранспортерів
БТР-4Е, укомплектованих кулеметами виробництва київського державного
підприємства "Маяк", який є співвиконавцем державного контракту.
"Усі
бронетранспортери виготовлені фахівцями підприємства під час карантину,
прийняті військовою прийомкою та вже відбули до військової частини", –
повідомив директор підприємства Яків Мормило.
https://ukroboronprom.com.ua/uk/bez-rubryky/na-hkbm-peredaly-vijskovym-travnevu-partiyu-bronetransporteriv-foto.html
30.04.2020
ХКБМ передало
очередные 5 бронетранспортеров БТР-4Е
Харьковское
конструкторское бюро по машиностроению имени O.O. Морозова (ХКБМ), входящий в состав ГК
"Укроборонпром", передало Министерству обороны Украины очередную
партию из 5 бронетранспортеров БТР-4Е.
Все
БТР оснащены пулеметами КТ762 производства киевского государственного предприятия
"Маяк", который является соисполнителем контракта.
Таким образом ХКБМ выполнил уже 60%
государственного контракта - по состоянию на конец апреля на заводе изготовили
и передали военным 28 бронетранспортеров из 45, предусмотренных государственным
оборонным заказом 2019 года.
«Все
БТР приняты военной приемкой Минобороны и уже отбыли в воинской части», -
сообщил директор предприятия Яков Мормило.
«Контракт
достался нам в наследство в безнадежном состоянии и для нашей команды было
принципиально его спасти, ведь от его выполнения зависела судьба одного из
наших крупнейших заводов бронетанкового дивизиона. По факту срыва контракта был поставлен уголовное
производство и в поставке этих машин в армию уже никто не верил. Нами была проделана Беспрецедентная работа
вместе с государственными органами и сейчас контракт выполняется с соблюдением
сроков», - рассказывает Мустафа Найем, заместитель генерального директора
Укроборонпрома по вопросам взаимодействия с органами государственной власти.
Что важно, выполнение контракта позволило
восстановить производственный процесс на другом предприятии Концерна - АО
"Маяк", добавил Найем. «После
почти двухлетнего простоя завод полностью возобновил производство пулеметов для
бронетранспортеров и других видов оружия. Первая партия из 5 пулеметов для
БТР-4Е прошла все испытания, была принята Военным представительством Минобороны
и доставлена в Харьков, где их установили на бронетранспортеры», - добавил
заместитель гендиректора Концерна.
https://ukroboronprom.com.ua/uk/media/btr-4e-z-kulemetamy-mayak-hkbm-peredaly-vijskovym-novu-partiyu-bronetehniky-foto-video.html
27.03.2020
ХКБМ передали військовим іще 4 бронетранспортери
Харківське конструкторське бюро
з машинобудування імені O.O. Морозова (ХКБМ), що входить до складу ДК
"Укроборонпром", передало Міністерству оборони чергову партію з 4
бронетранспортерів БТР-4Е з обсягу державного оборонного замовлення 2019 року.
Про це повідомляє директор
підприємства Яків Мормило.
Усі БТР прийняті військовою
прийомкою Міноборони та вже сьогодні відбудуть до військової частини.
Виконання поставок відбувається
за контрактом з Міноборони від 2016 року, який був розблокований спільними зусиллями
Президента України, Уряду, Міноборони та нового керівництва Укроборонпрому
наприкінці 2019 року.
“Реалізація цього контракту
перебуває під особливим контролем та за активною участю керівництва Концерну. З
відновленням робіт здача техніки відбувається за графіком. Більша частина
працівників підприємства переведено у режим часткової роботи до кінця
карантину, водночас, виробничі підрозділи, які виготовляють БТР, виходять на
роботу в повному складі і продовжують забезпечувати війська надійною бронею”, –
розповів Ігор Фоменко, заступник генерального директора Концерну з
бронетанкової, радіолокаційної та спеціальної техніки.
Перші відвантаження
бронетехніки після відновлення робіт за контрактом відбулися у грудні 2019 року
– ХКБМ передали військовим 12 бронетранспортерів БТР-4Е.
Наразі контракт виконується у
повному обсязі та згідно з графіком, під час карантину та надзвичайної ситуації
в Україні бронетранспортери збираються на ХКБМ без затримок.
Так, лютому цього року
підприємство відвантажило 3 бронемашини, у січні – 4. Всього за контрактом ХКБМ
має виготовити і передати 45 одиниць бронетранспортерів БТР-4Е.
https://ukroboronprom.com.ua/uk/media/hkbm-peredaly-vijskovym-ishhe-4-bronetransportery-foto.html
03.02.2020
Житомирский
бронетанковый завод изготовил из бельгийской стали 8 корпусов БТР-4.
Интервью
по проблеме трещин в БТР-4Е с заведующим отделом сварки легированных сталей
Института электросварки имени Е. О. Патона Национальной академии наук Украины
Валерием Позняковым, который работает в Институте с 1975 года и имеет огромный
опыт в сфере сварки и родственных технологий.
-
Существует ли альтернатива производству бронекорпусов на Лозовском заводе?
-
Да, на Житомирском заводе есть три стапеля, где возможна сварка бронекорпусов.
Два стапеля есть в ХКБМ. Их сосед «Завод имени Малышева» тоже может наладить
подобное производство. Много цехов на этом заводе простаивают, почему бы не
закупить и не поставить в одном из них термическую печь и бассейны для закалки
металла?
Проблема
в том, что все упирается в сталь марки 71. ПАО «Металлургический комбинат
«Азовсталь», выплавляющий такую сталь, не может выполнять ее термическую
обработку. То есть, она не закалена. Единственным предприятием, которое может
осуществить термическую обработку, и является «Лозовский кузнечно-механический
завод».
Если
мы не можем сделать свою сталь без ЛКМЗ, ее можно закупить за рубежом в Швеции,
Бельгии и не иметь таких проблем. На Украине из бельгийской стали изготовлены
семь корпусов, два из которых прошли баллистические испытания. Один корпус был
после термической обработки, другой без нее, но изготовлен по новой технологии.
После
баллистических испытаний оказалось, что обстрел корпуса выдержали, но в
прошедшем термическую обработку было два пробития, а в том, что нет, ни одного.
Учитывая положительные результаты баллистических испытаний, на Житомирском бронетанковом заводе из
бельгийской стали HB MOD 500 было изготовлено 8 корпусов БТР-4, которые после
сварки термически не обрабатывали. Затем из этих корпусов изготовили и передали
в воинскую часть для подконтрольной эксплуатации бронетранспортеры, которые
через год, а потом еще через полгода осмотрели, никаких замечаний не было.
-
Почему, по вашему мнению, завод снова выпустил брак?
-
На мой взгляд, причин несколько. Первая связана с низкой квалификацией
сварщиков. Возможно, владелец завода не заинтересован тратить средства на
повышение квалификации рабочих. Возникает сомнение, кто вообще проверяет их
профессионализм, например, по результатам оценки качества сваренных им
контрольных сварных соединений, как это предусмотрено ГОСТом. И главное, есть
ли у них допуск на выполнение работ, в ходе которых используют стали и
сварочные материалы, применяемые в изготовлении корпусов БТР? Вторая причина -
в военной приемке, которая принимает продукцию. Могу согласиться с
представителем военной приемки, что холодные трещины могут появиться на
поверхности через несколько суток, что затрудняет их обнаружение. В то же
время, что касается других дефектов, то их видно сразу после сварки.
Забраковали бы корпуса на стадии изготовления, завод не получил бы средства, и
владелец задумался, стоит ли в дальнейшем выпускать брак.
-
А где готовят квалифицированных сварщиков?
-
В нашем научно-техническом комплексе. В НТК «Институт электросварки имени Е. О.
Патона» есть специальный международный учебно-аттестационный центр, где обучают
сварщиков для всех видов сварки, в том числе и специально для бронированных
сталей. Но ни один завод Украины не направил к нам своего сварщика, чтобы
повысить квалификацию или научить его. Работник может быть отличным сварщиком,
который работает с низколегированной проволокой, но если условия меняются и
начинается работа с высоколегированной проволоки, где физика плавления и температурные
режимы другие и металл льется по-другому, то уже нужна другая квалификация.
Следует понимать специфику и уметь управлять этим процессом.
Например,
военные предприятия Бирмы к нам на обучение направляли сварщиков. Они получили
у нас необходимую профессиональную подготовку и поехали к себе работать. У нас
же почему-то нет обязательной программы прохождения курсов для сварщиков. Вот и
получается, что сварочные работы в производстве военной техники нередко
выполняют низкоквалифицированные работники.
-
Валерий Дмитриевич, когда во времена независимости Институт начал работы,
связанные с броней?
-
По сварке бронированных сталей, после эры застоя, которая началась в начале
1990-х, мы вернулись к этому вопросу в 2013 году после изготовления БТР-4 для
Ирака, с корпусами которых возникли проблемы. Их изготавливают из украинской
брони марки 71. Трещины тогда появились еще до эксплуатации техники. Обнаружили
их в Одесском порту, где рядом с площадкой, где стояла готовая к отправке
техника, кранами с магнитными «присосками» грузили металлолом. Намагниченный
металлический порошок, который образовался при этом, попал и на корпуса БТР. В
местах, где образовались трещины, он сконцентрировался, проявив дефекты.
Фактически тогда краны сработали как устройство, которое используют для
выявления дефектов сварных соединений в процессе магнитопорошкового контроля.
-
Как в том случае, так и теперь корпуса с дефектами принимала военная приемка.
Возможно ли проглядеть такие дефекты?
-
Думаю, что нет. Эти трещины должны увидеть еще на заводе, ведь дефекты обычно
проявляются через несколько дней после сварки. Корпуса изготавливают не один
день, а как минимум три недели. Тем более, тогда выполняют много работ,
связанных со шлифовкой, во время которого металлический абразив летит в разные
стороны. Конечно, попадает и в те места, где на корпусах образовывались
трещины. Наверное, на это внимания не обратили.
Когда
нас пригласили в 2013-м разобраться с ситуацией, оказалось, что завод в Лозовой
вместо того, чтобы использовать в сварке дорогую высоколегированную проволоку,
применил низколегированную - в десятки раз дешевле. Хотя в рекомендациях
разработчика брони записано: для сварки между собой стали марки 71 нужно
использовать именно высоколегированная проволока.
Разница
между сварочными проволоками значительна. Так, для сварки листов из броневой
стали марки 71 необходим высоколегированная проволока, содержащий около 20%
хрома, около 7% марганца, 9% никеля и такой металл, как титан. Такая проволока
сейчас производится на Украине единственное предприятие неподалеку от Киева.
-
И вот опять проблемы с корпусами БТР-4 ... Какие же дефекты обнаружены теперь?
-
После того, как появилась информация о дефектах, я позвонил в Харьковское
конструкторское бюро по машиностроению (ХКБМ). Сказали, трещин нет, что
произошла компоновка фотографий, которые взяли еще с иракских машин и нынешних.
Что
же произошло? Из того, что я увидел из приведенных в Интернете фотографий, в
сварных соединениях образовались поры, подрезы, несплавления, а судя по тому,
что швы в некоторых соединениях выпирали на полную его толщину, еще и
значительные непровары. Некоторые «специалисты» заявляют, будто это не страшно,
когда таких дефектов немного, и они имеют небольшие размеры. Соответственно
несущественно влияют на прочность корпуса. В нормативных документах четко
прописано, какие дефекты могут быть в сварном соединении и допускаются, а какие
дефекты вообще недопустимы. Без дефектов сварных соединений не существует в
природе, но размеры и их количество жестко регламентированы.
https://diana-mihailova.livejournal.com/4478280.html
02.02.2020
Нормы расхода
бронестали для корпуса бронетранспортера БТР-4Е-В1318Е.01сб-2 и объемы поставки
по ГОЗ
Согласно
договоров №3835-ХКБМ и №3838-ХКБМ от 22.01.2018 г. между ГП «ХКБМ» и ООО «ЛКМЗ»
на поставку 7-и и 4-х корпусов В1318Е.01сб-2 для БТР-4, договорная стоимость
единицы продукции, согласно протоколу согласования договорной цены составляет 2
444 000,00 грн. без НДС.
Нормы
расхода бронестали марки 71 по ТУ У 27.1-14313056-001-2009 с твердостью не
более НВ 321 для корпуса В1318Е.01сб-2:
-
толщиной 6 мм - 1 560,620 кг на 1 корпус;
-
толщиной 8 мм - 3 397,767 кг на 1 корпус;
-
толщиной 10 мм - 1 730,570 кг на 1 корпус;
-
толщиной 12 мм - 2 579,851 кг на 1 корпус;
-
толщиной 16 мм - 2 363,135 кг на 1 корпус.
В
общем - 11632 кг.
Масса
готового корпуса - 7398 кг.
Отгрузка
готовой продукции произведена с нарушением сроков: расходные накладные № ВТ-23
от 22.08.2018, № ВТ-28 от 29.09.2018, № ВТ-30 от 24.10.2018, № ВТ-36 от
6.12.2018, № ВТ-27 от 6.12.2018, в рамках исполнения договора №3835-ХКБМ от
22.01.2018 г.
Во
исполнение условий договора поставки № 3838-ХКБМ, поставлено 4-е корпуса
В1318Е.01сб-2, с нарушением сроков, оговоренных п. 3.1. договора (06.08.2018
(28.03.2018 + 90 раб. дн.), а именно:
Два
корпуса В1318Е.01сб-2 поставлены 22.08.2018, согласно расходной накладной №
ВТ-24, с опозданием на 12 календарных дней, (с 06.08.18 по 22.08.18);
Один
корпус В1318Е.01сб-2 поставлен 11.09.2018, согласно расходной накладной №
ВТ-25, с опозданием на 25 календарных дней, (с 06.08.18 по 11.09.18);
Один
корпус В1318Е.01сб-2 поставлен 12.09.2018, согласно расходной накладной №
ВТ-27, с опозданием на 26 календарных дней (3 06.08.18 по 12.09.18).
https://diana-mihailova.livejournal.com/4471494.html
30.01.2020
Випробовування корпусів БТР-4Е завершилися: жодного пробиття броні
Сьогодні Харківське конструкторське бюро з
машинобудування імені O.O. Морозова провело відкриті випробування зварного
з’єднання корпусу БТР-4Е, виробленого “Лозівським ковальсько-механічним
заводом”.
Під час випробувань не було зафіксовано жодного
пробиття броні, що підтверджує кулестійкість корпусів та їх придатність для
виготовлення наступної партії бронетранспортерів.
Відстріл відбувався в присутності представників
Військового представництва Міністерства оборони, журналістів, представників
підприємств ХКБМ та ЛКМЗ.
Об’єктом випробувань стали зварні з’єднання корпусу з
партії з трьох корпусів, виготовлених ЛКМЗ з броньової сталі марки 71 та
поставлених на ХКБМ наприкінці 2019 року. Випробування проходили два типи
з’єднання – зі зміцнюючою наплавкою та підкладкою з броньової сталі та без
нанесення цієї наплавки.
Обстріл виконувався бронебійно-запалювальними кулями
Б-32 калібру з кулемета.
Обидва типи з’єднань (з наплавкою та без наплавки) витримали обстріл кулями і
не були пробиті. Таким чином випробування підтвердили, що корпус БТР-4Е
відповідає усім технологічним вимогам в частині протикульної стійкості зварних
з’єднань.
Також відстріл показав, що зміцнююча наплавка, яку здійснюють на ЛКМЗ, не
впливає на бронестійкість БТР-4Е. Фахівці ХКБМ рекомендуватимуть виробнику
корпусів виключити з конструкторської документації БТР-4Е даний тип робіт, що
зменшить вартість та тривалість виробництва корпусів для бронетранспортерів.
Варто зазначити, що бронетранспортери, виготовлені на ХКБМ, експлуатуються
військовими в зоні АТО з 2014 року. На теперішній час до ХКБМ не надходило
інформації від військових про наявність летальних випадків, пов’язаних з
пробиттям корпусу БТР-4Е, в тому числі на ділянках зварних з’єднань.
БТР-4 – це одна з найновіших серійних бойових машин,
яка успішно використовується українськими військовими на Донбасі з 2014 року.
БТР-4 об‘єднав у собі потужний захист, німецький двигун, швидкострільну
автоматичну 30-мм гармату, високоточну ракетну зброю, цифрові системи управління,
наведення, навігації та зв‘язку.
Нагадаємо, що 24 січня спільна робоча комісія у складі
фахівців Міністерства оборони України та представників Харківського
конструкторського бюро з машинобудування імені O.O.
Морозова перевірила якість партії з трьох вироблених “Лозівським
ковальсько-механічним заводом” корпусів для БТР-4Е. За результатами перевірки
були встановлені причини виявлених недоліків та розроблені технічні завдання на
відновлення корпусів безпосередньо спеціалістами заводу ХКБМ за рахунок постачальника.
Також комісія перевірила на наявність пошкоджень
зварювальні шви бортів 12 бронетранспортерів БТР-4Е в місцях їх постійної
дислокації та не виявили жодних ушкоджень чи відхилень, що можуть вплинути на
протикульну стійкість броні. https://ukroboronprom.com.ua/uk/media/rezultaty-spilnoyi-perevirky-btr-4-postavleni-vijskovym-bronetransportery-nalezhnoyi-yakosti.html
Результатами перевірки було встановлено, що корпуси
бронетранспортерів відповідають вимогам технічної документації на виріб, а якість
зварних з’єднань корпусів бронетранспортерів відповідає вимогам технічної
документації на виконання зварювання деталей зі спеціальної сталі марки 71.
На відкритих випробуваннях були присутні
кореспонденти: УНІАН, Укрінформ, 057.ua, ВРЕМЯ, 112 Україна, телеканалу
“Суспільне мовлення UA: Харків”, телеканалу “РІ”, Kharkiv Today, ТРК “Україна”,
Медіа групи “Объектив”, каналу “INSIDER”, Київського Бюро “Радіо Свобода”,
телеканалу “Прямий”, телеканалу “1+1”, телеканалу “Сигма” Лозовая та програми
“Факти” ICTV.
https://ukroboronprom.com.ua/uk/media/vyprobovuvannya-korpusiv-btr-4e-zavershylysya-zhodnogo-probyttya-broni.html
30.01.2020
Рулетка
«Укроборонпрома», или что стоит за обстрелом корпусов БТР-4: сравним теплое с
мягким
Начну c простого пояснения. Каждый БТР, который производится в Украине
– уникален. Это наш hand-made. Корпус БТР-4 – 300 метров сварных швов. На
каждом их миллиметре даже у бывалого сварщика, условного Ивана Петровича,
что-то может пойти не так. И по факту шов в этом месте будет непроварен,
перекален – и, как следствие, пробит пулей. Поэтому, пытаться
определять качество швов обстрелами БТР на полигоне, это – попытка сыграть в
рулетку или лотерею. Данное пояснение специально упростил для общего
понимания.
Существует
прекрасная аналитическая работа Центрального НИИ вооружения и военной техники
ВСУ - «Проблеми виготовлення зварних бронекорпусів вітчизняних бойових
броньованих машин». Ее создали в 2017-м, по итогам исследования природы трещин
и прострелов наших БТР, произведенных из отечественной и импортной брони.
Крайне интересное исследование. Оглашу лишь один вывод специалистов
ЦНИИ ВВТ на фоне заявлении новых людей из Укроборонпрома о том, что «стрельбы
покажут все».
«Звичайно,
фактичний контроль балістичного та протимінного захисту ББМ здійснюється шляхом
натурних випробувань. Однак високий рівень структурної та механічної
неоднорідності одержуваних зварних з’єднань вносить в такі випробування досить
велику ймовірнісну складову.
У цьому випадку для забезпечення гарантованого захисту особового складу ББМ
вимушеним конструкторським рішенням може бути тільки збільшення запасу за
товщиною броньованої сталі, та, як наслідок, зростання маси ББМ, що впливає на
характеристики прохідності і рухомості».
Перевод: «Обычно,
фактический контроль баллистической и противоминной защиты ББМ осуществляется
путем натурных испытаний. Однако высокий уровень структурной и
механической неоднородности получаемых сварных соединений вносит в такие
испытания довольно большую вероятностную составляющую.
В этом случае для
обеспечения гарантированной защиты личного состава ББМ вынужденным
конструкторским решением может быть только увеличение запаса по толщине
бронированной стали, и, как следствие, рост массы ББМ, что влияет на
характеристики проходимости и подвижности».
Что же показали баллистические испытания новых
корпусов БТР из разной брони в 2017-18 гг., которые организовали по специальным
методикам и – вне формата нынешнего шоу для журналистов? И
украинская, и финская, и польская сталь не простреливается – исходя из наших
требований по проверке балстойкости. Баллистическая стойкость листов от всех
поставщиков – в норме.
Однако
простреливаются швы и зоны возле них.
Это
– результат несоблюдения технологий. А причина данного явления
– проблемы в процедурах, несовершенное оборудование и человеческий
фактор. Для защиты от технологический провалов и слабостей условного
сварщика Ивана Петровича в ХКБМ стали делать дополнительные защитные
швы по верху сварных швов в зонах вероятных секторов обстрела, а также –
бронеподкладки под швами внутри корпусов. Там согласны, что стало
еще больше ручной работы, да, тяжелее, но ведь надежно…
Навар
поверх основных швов ЛКМЗ делает с 2018-го (а не с 2019-го, как прозвучало в
лукавых заявлениях представителей ЛКМЗ в эфире ICTV 28 января). Данный факт
подтверждается документом с испытаний корпуса БТР-4, которые «Лозовая»
произвела из 71-й брони. Швы без наплавов – простреливались. С наплавами и
подкладками – нет. Смотрим документ:
Теперь вернемся к нашим раскладам. О чем говорит наличие трещин на наплавочных
швах в корпусах от ЛКМЗ, поставленных на ХКБМ в 2020-м, и в корпусах БТР-4, уже
отправленных 92 бригаде?
А
то, что частный производитель по-прежнему не способен обеспечить
качество продукции. Военная приемка закрывает на эти «нюансы» глаза.
Дальше корпуса ЛКМЗ вручную расшивают и переделывают на ХКБМ. Купленные
там станки для полуавтоматической сварки корпусов (способные обеспечить новое
качество сварки) пылятся без дела, поскольку привязаны к броне высокой
твердости. Отечественный же производитель стали не способен
обеспечить все толщины брони.
Таким
образом, частная «Лозовая» остается монополистом в производстве
корпусов с «71» броней, имея дополнительное финансирование за счет прибыли
государственного ХКБМ. Само же харьковское КБ – не занимается
конструкторской деятельностью во благо ВСУ, а стало сварочным филиалом ЛКМЗ.
Ситуация
при этом – сюрреалистическая. На фоне, мягко говоря, неоптимальной
системы организации производства основного украинского БТР все пайщики процесса
– и Укроборонпром, и ХКБМ, и ЛКМЗ, и военная приемка – демонстрируют
необъяснимый оптимизм. Оправдывая системные просчеты банальными
технологическими или производственными дефектами… И в конце концов – утверждения
от «Укроборонпрома»: полигон, мол, все покажет.
Тема полигона мне лично до боли напоминает другой крутой мэм – «стадион – так
стадион». Как и то, что дальше произошло с его автором…
P.S. В данном случае меня меньше всего интересуют отдельные персоналии. Но хотелось
бы верить, что нынешнему руководству Укроборонпрома хватит мужества и
интеллекта, чтобы сделать правильные для страны выводы. В первую
очередь, необходимо внести изменения в технологии и кооперационную
цепочку производства бронетехники. Расшить «узкие места», нужно
обеспечить допуск импортной стали, таким образом повысив качество изделий и
существенно увеличив производительность БТР-4. Но главное – разрубить
Гордиев узел коррупции и круговой поруки в отношениях ЛКМЗ – военная приемка –
ХКБМ.
https://www.facebook.com/szgurets/posts/2534552303339246
29.01.2020
Все врут: новые факты
опровергают заявления «Укроборонпрома» - 5 из 12 БТР-4Е тоже потріскались
Новые
факты опровергают заявления «Укроборонпрома».
Ситуация с поиском брака в корпусах БТР-4, изготовленных Укроборонпромом в
рамках Государственного оборонного заказа (ГОЗ), свидетельствует, по меньшей
мере, об отсутствии координации между основными стейкхолдерами. В частности, по
проверке качества 12 машин, переданных 92-й отдельной механизированной бригаде
в конце прошлого года.
24 января заместитель гендиректора концерна Мустафа Найем на своей
социальной странице заметил: «У нас сдержанная, но очень обнадеживающая
новость. Только что совместная комиссия в составе конструкторов ХКБМ,
представителей Министерства обороны и Военного представительства МОУ завершили
проверку всех БТР-4Е, которые были переданы Укроборонпромом в конце прошлого
года и находятся в распоряжении воинской части. По результатам проверки
никаких дефектов, в том числе непроваров, трещин и несплавок не было найдено.
Вся поставлена техника полностью соответствует технической документации».
Речь идет о первых 12 БТР-4 из заказанных 45 машин. Как утверждал гендиректор
«Укроборонпрома» Абромавичус, совместными усилиями правительства, нового
руководства концерна и Министерства обороны, удалось разблокировать контракт
под государственные гарантии от 2016 года.
Однако, сейчас появились подробности, которые опровергают упомянутые
заявления руководителей концерна по качеству отправленных в ВСУ БТРов.
Ведь на пяти из 12 БТР-4Е обнаружены трещины. Это подтверждает
документ №139 «О приостановлении приемки и отгрузки БТР-4Е» за подписью
руководителя 85-го военного представительства Олега Плющакова, который тот
разослал пяти адресатам.
Он утверждает, что «во время подготовки к проведению в ХКБМ дополнительных
работ по установке подложек на сварных соединениях корпусов, изготовленных
предприятием Лозовский кузнечно-механический завод, обнаружены трещины
на упрочняющей наплавке, которая выполнена на сварных соединениях новых
корпусов». Плющаков объясняет, что аналогичные дефекты при проверке
обнаружены на пяти бронетранспортерах, поставленных в воинскую часть.
Проверка, по его сообщению, осуществлялась визуально и дополнительно
неразрушающим магнитно-порошковым методом контроля сварочного шва.
Впрочем, сам
документ содержит достаточно противоречивую информацию. Сначала утверждается,
что работы по нанесению упрочняющей наплавки делали сварщики ХКБМ. А дальше
- и ХКБМ и Лозовой. «Упрочняющую наплавку выполняли различные предприятия
... Поэтому характер и причины дефекта требуют тщательного исследования», -
говорится в письме.
Можно
предположить, что тезис о выполнении наплавки различными предприятиями является
неслучайным и направлен на размытие ответственности. Хотя для
большей гарантии в документе отмечается, что оформлены рекламационные
акты «с указанием характера дефекта «производственный».
Поэтому, с учетом требований ГОСТ по недопущению отгрузки продукции с
дефектами, военное представительство «временно приостанавливает приемку
и отгрузку БТР-4, которые изготавливаются по государственному контракту от
28.12.2016 г. до определения характера причины возникновения и устранения
дефектов в установленном порядке».
После ознакомления с документом невольно чувствуешь, что веры нет никому.
Напомню, именно это представительство ранее оценивало качество
корпусов, которые поступили на ХКБМ из Лозовой, как отвечающее всем требованиям.
А потом на них документально зафиксировали многочисленные дефекты.
И именно это представительство одобрило приемку уже готовых 12
бронетранспортеров, на которых позже нашло брак.
Показательно,
что документ, подписанный начальником 85-го военного представительства
МОУ, датирован 24 января. Это порождает дополнительные вопросы. Ведь именно
в этот день, напомню, прозвучала «очень обнадеживающая новость» от
«Укроборонпрома» об отсутствии «каких-либо дефектов» на корпусах 12 БТР-4Е.
Противоположность
позиций Минобороны и «Укроборонпрома» выглядит как попытка сознательно
ввести в заблуждение верховного главнокомандующего и общественность
относительно реального состояния с поставками в армию техники. Или - как
отсутствие координации между двумя ключевыми ведомствами.
И,
собственно, довольно неубедительно выглядят объяснения причин появления так
называемых холодных трещин, которые 28 января озвучили руководство ХКБМ,
представители военного представительства и ЛКМЗ. По их мнению, трещины
проявляются на корпусах через некоторое время после сварки и после оценки
качества брони военной приемкой. Поэтому, если действительно существует
подобный феномен, то ей, очевидно, стоило ставить клеймо качества на корпусах
после завершения периода «броненеожиданностей».
Показательно,
что среди предложений, которые выдвинуты ХКБМ и Лозовой по устранению
таких проблем, является отказ от наплавного шва. Речь идет об ограничении
приварки дополнительной полосы брони изнутри корпуса. Но, вероятно, это ухудшит
бронестойкость корпуса от прострелов, а, следовательно, подвергнет жизнь бойцов
опасности. Кроме того, до появления проблем с качеством военное
представительство настаивало на необходимости наплавного шва. А теперь,
похоже, соглашается производить корпуса без него. В чем заключается логика...
Учитывая пестроту и проблематичность оценок состояния корпусов для БТР-4Е,
целесообразно создать комиссию с участием настоящих и независимых специалистов,
способных разобраться в упомянутых технологических феноменах. Логичным выглядит
привлечение туда представителей Институт сварки имени Патона, которые
анализировали различные виды брони для наших БТР и разрабатывали технологии ее
сварки.
В любом случае,
процесс изготовления и оценки качества вооружений и военной техники должен быть
понятен для общественности и экспертной среды. Это снимет опасения относительно
угрозы некачественного изготовления техники для Вооруженных Сил в рамках
Государственного оборонного заказа.
https://diana-mihailova.livejournal.com/4456109.html
28.01.2020
Новые БТР-4 и корпуса: не трещины,
а «дефекты». Так ли?
Новые БТР-4 и корпуса: уже не
трещины, а «дефекты», даже на пяти из 12 БТРов первой принятой партии
История
первый раз повторяется как трагедия. Второй – как фарс. А что ж тогда с
третьим, четвертым повтором и далее? Это я, собственно, снова про производство
БТР-4 - в продолжение недавней публикации «Нові БТР-4 для армії: ще не
зроблені, але вже трещать по всіх швах», из которой все вырвали только вопрос о
трещинах. Но это – лишь яркий мазок к общей картине.
Думаю,
речь теперь не в том, чтобы найти способ всем объяснить, что трещины – это не
трещины, а «допустимый технологический процесс». Хотя сейчас, как вижу, на это
брошены все усилия и ХКБМ, и «Лозовой», и военной приемки.
В
моем понимании, сейчас задача Минобороны, и «Укроборонпрома» - действительно
избавиться от системных тромбов в производстве отечественной бронетехники,
которые порождены всей нынешней спецификой взаимоотношений и принятия решений.
В них скрыто не меньше зло, чем в технологиях прошлого, по которым мы делаем
БТРы.
О подходах,
принципах и результатах
Начну
издалека. Информационно-консалтинговая компания Defense Express в базовой своей
сути уже восемнадцать (!) лет занимается одним и тем же. Мы пишем об оружии и
военной технике, пытаемся разобраться, что хорошо и что плохо. За 18 лет
эксперты Defense Express посетили зарубежных выставок и зарубежных предприятий
ничуть не меньше, чем отдельные спецэкспортеры и, думаю, на несколько порядков
больше, чем ряд должностных лиц, отвечающих за оружие в отечественных
профильных структурах и министерствах. Мы прекрасно понимаем, в чем разница
между, скажем так, «военным «Запорожцем» и «Мерседесом».
В
работе на внешних рынках у специалистов компании Defense Express безоговорочная
и безальтернативная стратегия – мы всеми способами и возможностями поддерживаем
созданную в стране оружие и технику, говоря о сильных сторонах отечественных
изделий. Потому что это наше. А желающих у конкурентов найти слабости наших
образцов у конкурентов и без того хоть отбавляй. То, что мы делаем,
профессионалы знают. Наш опыт мы делаем доступным – в виде аналитических
документов, отчетов. Мы изначально делаем ставку и оперируем экспертностью.
А
у себя дома мы хотим того, чтобы каждый образец оружия становился лучшим как
можно быстрее. Это упирается в конструкцию, технологии, процедуры и конкретных
людей. И их интересы, амбиции, профессионализм или профанство, способы
достижения целей, популизм, принципиальность и бескорыстие или примитивную
жадность, злобу и прочие человеческие составляющие. Медийность и публичность –
вторая сторона нашей медали, когда экспертность, собственно, в таких раскладах
не слышна или не нужна.
За
шесть крайних лет тема бронетехники и брони регулярно вызывала скрежет разной
степени во взаимоотношениях Defense Express с разными людьми, которые
собственно, на какой-то период времени и становятся лицом и формируют философию
действий министерств и концернов. Я «прошерстил» наши базы, и нашел десятки
наших аналитических оценок, публикаций в нашем журнале, реальные предыстории и
последствия которых были гораздо «веселее», чем просто написанные материалы.
Практически со всеми руководителями «Укроборонпрома» у нас были этапы «скрежета
по броне». С разной степенью последствий.
Мы
занимались трещинами на той партии БТР-4, которые были поставлены в Ирак и
возвращены заказчиком. В 2014 г. эти БТР ушли в Нацгвардию, и вместе с
гвардейцами – после определенного периода анализа боевого применения машин - мы
написали целый список для усовершенствования конструкции.
После чего получили благодарность от «Укроборонпрома» за проделанную работу.
Но в
2015 г. стали «врагами» «УОП» - так как провели анализ конструкционных проблем
«Дозора», включая и трещины в корпусе. И сделали это информацию публичной.
Тогда я написал: «Ситуацію з прийняттям на озброєння «Дозорів» редакція журналу
«Defense Express» зацікавлена надалі відслідковувати більш детально та уважно.
У тому числі, шляхом офіційних запитів до всіх дійових осіб цього процесу. Бо у
кожного – своя робота. Від зварювальника – до топ-менеджера концерну. Від
представника військового відомства на оборонному заводі до міністра оборони. От
чому б кожному свою роботу не робити якісно?»
После публикации меня обвинили в срыве контракта на поставку «Дозоров» в
Алжир. Но я думаю, что в том первичном состоянии бронемашины, которая не
подошла и нашей армии, от Алжира мы бы получали только рекламации.
В
2016-2019 гг., - наряду с аналитическими записками во властные кабинеты, с
которых, как нам казалось, можно было повлиять на исправление ситуации, - мы
сделали более десятка публикаций из-за срыва контрактов по выпуску БТР-3,
БТР-4, доводке того же «Дозора» и производстве «Оплота», который то и дело
поднимали на щит на каждый день Независимости. Мол, на следующий год будет в
войсках.
Реакция
на эти публикации тоже не была розовой. Но это – правила игры.
О
чем это я? О том, что все восемнадцать лет мы работали так, как работали. Мы не
меняли своих подходов. На внутреннем рынке – мы ж не PR-служба для Минобороны
или «Укроборонпрома». Для этого есть специальные лица. Наша общая задача, где
мы можем быть союзниками с предприятиями и «Укроборонпрома», частными
компаниями и Минобороны – реальное изменение ситуации к лучшему. Так что
публикация по корпусам БТР-4 - лишь очередная страница в условиях, когда
разговорами тет-а-тет ситуация не меняется. И нужны более жесткие решения.
Общая
канва проблем
Еще
раз повторюсь – сегодня так получается, что весь потенциал страны по
производству колёсных БТР/БМП - как для ВСУ, НГУ, так и для экспортных
контрактов - зависит от Лозовского кузнечно-механического завода. ЛКМЗ -
крупнейшее кузнечно-штамповочное предприятие Украины. Именно на ЛКМЗ производят
новые корпуса для бронетранспортеров БТР-3 и БТР-4 по технологии, которая была
отработана ещё во времёна Советского Союза. Она изначально предполагает
огромное количество ручного труда, очень сильно завязана на опыт сварщиков и
предполагает чрезмерно длинный технологический цикл.
С
2010 г., включая иракский контракт, на Лозовой было сделано не менее 250
корпусов БТР-4. Примерно столько же и «троек». Кроме корпусов, на ЛКМЗ также
производятся ключевые узлы и агрегаты и для ходовой части бронетранспортёров.
Преимущественно все корпуса бронетранспортёров БТР-4 первых партий были
выполнены из отечественной стали марки «71».
С
началом войны с Россией в 2014 г. бронетранспортёры БТР-4 стали
поставляться для нужд Национальной гвардии и Министерства обороны Украины. Они
были из тех, которые вернул нам Ирак. При этом в процессе эксплуатации БТР-4
выпуска 2010 года как минимум на 30 корпусах (практически на каждом третьем) –
были выявлены многочисленные трещины. Они также появлялись и в
процессе эксплуатации в ВСУ и НГУ. Так, в 2018 году было более 10 рекламаций на
новые трещины в корпусах БТР, которые ХКБМ получило от подразделений
Министерства обороны Украины. Точнее данные я приводил в предыдущем
материале.
Причины
в основном объяснялись несоблюдением технологических процессов производства
корпусов.
В
конце 2016 г. был подписан государственный контракт между Минобороны и ХКБМ на
поставку новых 45 БТР-4 для ВСУ под госгарантии. В течение 2017 г. ХКБМ и
Минобороны согласовывали цену на продукт. Год практически пропал. Заказа по
линии ХКБМ для Лозовой не было. Часть персонала сварщиков с Лозовой уехала в
Польшу на заработки. Темпы производства корпусов с обещанных 20 штук
месяц упали до 1,5 корпусов. Но при этом для своих ключевых заказчиков
- для КБРЗ и ХКБМ - Лозовая подняла стоимость изготовления корпуса на
56 процентов, а узлов и агрегатов ходовой - на 30 процентов. После чего
заводы-производители начали готовиться к процедуре пересмотра цены с заказчиком
с Минобороны. Взаимопонимания не было. Никто не хотел рисковать и
пересматривать цену по контракту по госгарантии, по которым выполнялся контракт
на БТР-4.
С
третьего квартала 2018 г. ситуация с корпусным производством стала головной
болью для руководства «Укроборонпрома» и ответственных секторов в СНБОУ. Было
проведено как минимум четыре заседания комиссий и подкомиссий на уровне СНБОУ и
Минэкономразвития. Среди прочего, для расширения узкого горла –
корпусного производства – «Укроборонпром» принял решение развернуть самостоятельное
производство корпусов БТР на своих мощностях, чтобы не зависеть от услуг
Лозовой. Как резерв, “Укроборонпром” также взялся за производство
корпусов из зарубежной брони, под это были созданы новые мощности на
Житомирском заводе, на ХКБМ и на Заводе им. Малышева (хотя ХКБМ также уже имеет
цикл и для производства корпусов и из 71-й брони). Корпусное производство для
БТР-3 было развёрнуто на Киевском бронетанковом заводе,
В
сентябре, октябре и ноябре 2018 г. происходил процесс, когда первые корпуса,
произведенные на новых мощностях заводов и сами производства должны были
сертифицированы военной приемкой. Также производство корпусов для БТР-4
осваивал и Житомирский бронетанковый завод.
ХКБМ
им. Морозова, которое отвечает за конструкторскую документацию, для изготовления
корпусов БТР-4 и БТР-3 допустило 4 вида брони. Это украинская броня марки «71»
и ее «аналоги». Таких аналогов прописано три – польская, бельгийская и финская
MiiLux Protection 500. ХКБМ в качестве эксперимента было выпущено несколько
корпусов БТР из импортной стали. Около десятка корпусов из
бронестали MiiLux Protection были изготовлены Лозовским кузнечно-механическим
заводом. И примерно столько же корпусов из бельгийской стали HB 500 MOD. В
соответствии с совместным решением с Минобороны на семи корпусах БТР из
бельгийской HB 500 MOD проводилась подконтрольная эксплуатация. В течение
подконтрольной эксплуатации трещин на корпусах не было выявлено.
В
течение 2019 г. Минобороны и «Укроборонпром» пассивно пытались найти выход из
ситуации, когда ГОЗ по выполнению БТР-4 в очередной раз «горел синим пламенем».
В конце мая 2019 г. ситуация во взаимоотношениях дошла до полного тупика.
«Укроборонпром» заявил, что «на ГП "Житомирський бронетанковий
завод" призупинено роботу цеху з виробництва корпусів БТР-4. Це
вимушене рішення прийнято керівництвом підприємства через відмову військової
прийомки Міністерства оборони України допустити до експлуатації у військах
БТР-4, корпуси яких виготовлені з бронесталі виробництва країн ЄС та НАТО.
Ситуація виглядає абсурдною, адже бронесталі, з яких виробляються бойові машини
у США, Німеччині, Франції, Великобританії, Нідерландах, Бельгії, Польщі та
інших країнах світу, визнано непридатними для української бронетехніки».
По
итогу война 85-й военной приемки против всех образцов импортной брони в 2019 г.
по факту завершилась победой отечественной брони «71». Или точнее,
технологического цикла с производством корпусов только на Лозовой. Со всеми
вытекающими последствиями, что были изложены в начале этого раздела. И с
промежуточным итогом – в виде поставки первых новых корпусов БТР-4.
Далее
вы знаете.
Первые
корпуса были поставлены с дефектами. При этом на броне возле номеров корпусов
стоит звездочка, что должно свидетельствовать, что к качеству изготовления этих
корпусов претензий на ЛКМЗ у 85-й военной приемки нет.
Промежуточные
итоги
Реакция
«Укроборонпрома» и Минобороны на ситуацию с новыми корпусами была действительно
оперативной. Заявления в свой адрес о манипуляции опускаю, так как это скорее
реактивное контрдействие. Хотя в телефонных разговорах за эти несколько дней
выслушал разное. Но позитивно то, что без явных угроз. Или это я оптимистично
смотрю на мир?
Теперь
по сути. Минобороны и «УОП» проводят оперативную проверку. Пока снят
начальник безопасности ХКБМ. Но это тоже – из зоны реактивного. Что же до
более серьезных результатов, то подытожу следующее:
1.
Анализ новых корпусов повторно проводили представители той же 85-й приемки,
которые ранее своим клеймом уже подтвердили требуемое качество поставленной
продукции. В присутствии представителей ХКБМ, с новым руководством
которого у 85-й приемки вполне дружеские отношения. По итогу оперативной
проверки заявлено, что «під час виконання заходів вхідного контролю фахівцями
85 військового представництва Міністерства оборони України на корпусах
бронетранспортерів БТР-4Е виробництва товариства з обмеженою відповідальністю
“Лозівський ковальсько-механічний завод” були виявлені пошкодження
“зміцнюючої наплавки” на зварних з’єднаннях бортів.»
2.
Была проверена и партия из 12 БТР-4, которые были поставлены в войска в
конце 2019 г. По сообщению представителей «Укроборонпрома» «спільна
комісія у складі конструкторів ХКБМ, представників Міністерства оборони та
Військового представництва МОУ завершили перевірку усіх БТР-4Е, які буди передані
«Укроборонпрмом» в кінці минулого року і знаходяться у розпорядженні військової
частини. За результатами перевірки жодних дефектів не було знайдено.
Уся поставлена техніка повністю відповідає технічній документації».
Но
есть и другая реальность. Что на пяти поставленных БТРах выявлены те же
дефекты, что и на новых корпусах.
3.
Не исключаю, что теперь и ХКБМ, ЛКМЗ и военная приемка будут утверждать, что в
ситуации с корпусами:
Вариант
А). Речь идет не о трещинах, а лишь о техническом дефекте. И что такой дефект –
норма жизни при производстве БТР. Так было и так будет.
Вариант
Б). Он более крутой. Что поставленные корпуса соответствуют «техническим
условиям на изделие». Такое пояснение должно обезопасить всех. Но не будет ли
это является признаком сговора?
Вероятно,
для независимой оценки было бы рационально привлечь специалистов военной
приемки со Львова, которые знакомы со спецификой производства бронетехники. И
Института сварки им. Патона. Как будет на самом деле – посмотрим.
4. Также пока без ответов остаются вопросы:
- о сохранении монопольного положения ЛКМЗ на отечественном рынке бронетехники
по сборке корпусов;
- об обоснованности решения о фактическом дотировании
этого частного предприятия в ущерб государственному – без взаимных обязательств
и ответственности со стороны руководства ЛКМЗ;
- об отсутствии долгосрочной стратеги для стабилизации
ситуации на самом ХКБМ. Вся ставка сейчас сделана лишь на решение задач
выполнения госконтракта. Но, если не ошибаюсь, фонд заработной платы на КБ – 14
млн. грн. в месяц. После волевого понижения рентабельности производства БТР для
КБ, чтобы заработать себе на зарплату, ХКБМ должно сдавать заказчику не менее 5
БТР в месяц.
Боюсь, что с сохранением существующих правил игры, качества продукции от ЛЗКМ и
при отсутствии альтернативных вариантов выполнения ГОЗа предприятие рискует
свалиться в долговую яму.
Пока так. Без лишних эмоций.
Сергій Згурець
https://defence-ua.com/index.php/statti/9399-novye-btr-4-i-korpusa-ne-treshchiny-a-defekty-tak-li
24.01.2020
Міноборони України вживає вичерпних заходів з метою постачання до ЗС
України виключно якісного озброєння та військової техніки
З метою запобігання постачання
до ЗС України озброєння та військової техніки (ОВТ), яка не відповідає
технічним вимогам чи конструкторській документації, Міністерством оборони
України спільно з ХКБМ здійснюється поопераційний контроль технологічного циклу
виготовлення та проводяться різного виду випробування.
При цьому здійснюється
постійний контроль якості комплектуючих частин та виготовлених зразків
військової техніки. За результатами їх проведення періодично виявляються певні
дефекти та недоліки, які є невід'ємною частиною технологічного процесу
виготовлення, підлягають усуненню та/або приведенню до вимог конструкторських
та технологічних документів.
Саме така ситуація складалася
під час перевірки корпусів бронетранспортерів БТР-4Е.
Так, на початку січня 2020
року, під час виконання заходів вхідного контролю фахівцями 85 військового
представництва Міністерства оборони України на корпусах бронетранспортерів
БТР-4Е виробництва товариства з обмеженою відповідальністю “Лозівський
ковальсько-механічний завод” були виявлені пошкодження “зміцнюючої наплавки” на
зварних з’єднаннях бортів.
З метою з’ясування усіх причин
та обставин, що призвели до цієї ситуації,
фахівцями Міністерства оборони України, спільно з Державним концерном
“Укроборонпром” було створено спільну робочу групу.
Вже сьогодні, 24 січня, робоча
група перевірила наявність пошкоджень зміцнюючої наплавки на зварних з’єднаннях
бортів бронетранспортерів БТР-4Е в місцях постійної дислокації. За попередніми
даними пошкодження наплавки підтверджені на кількох бронетранспортерах.
Наразі члени робочої групи,
спільно з представниками підприємств визначаються обставини і причини
виникнення згаданих дефектів. Одночасно проводиться розробка
організаційно-технічних заходів стосовно недопущення виникнення дефектів у
подальшому виробництві.
З метою недопущення постачання
до ЗС України неякісної продукції та до часу з’ясування всіх обставин,
Міноборони тимчасово призупинило приймання бронетранспортерів БТР-4Е.
Окрім того оборонне відомство
з’ясовує можливі факти неналежного виконання посадових обов’язків службовими
особами, які відповідають за цей процес. У разі встановлення винних у цій
ситуації, керівництвом Міноборони буде вжито заходів щодо притягнення їх до
відповідальності згідно чинного законодавства України.
http://www.mil.gov.ua/news/2020/01/24/minoboroni-ukraini-vzhivae-vicherpnih-zahodiv-z-metoyu-postachannya-do-zs-ukraini-viklyuchno-yakisnogo-ozbroennya-ta-vijskovoi-tehniki/
23.01.2020
Керівництво "УКРОБОРОНПРОМ" ДАЛО ДИРЕКТОРАМ
ЗАВОДІВ ДОБУ ДЛЯ З’ЯСУВАННЯ ДОСТОВІРНОСТІ ІНФОРМАЦІЇ ЩОДО ЯКОСТІ ЗВАРЮВАННЯ
КОРПУСІВ БТР-4Е
Керівництво
"Укроборонпрому" дало директору Харківського конструкторського бюро з
машинобудування імені O.O. Морозова та власнику "Лозівського
ковальсько-механічного заводу" 24 години для з’ясування достовірності
оприлюдненої у ЗМІ інформації щодо якості зварювання корпусів БТР-4Е.
Директор Харківського
конструкторського бюро машинобудування ім. Морозова (ХКБМ) Яков Мормило отримав
наказ терміново створити комісію і протягом доби провести верифікацію
оприлюднених фотографій та інформації щодо стану корпусів для виготовлення
БТР-4Е за контрактом з Міністерством оборони України.
Для з’ясування обставин
керівництво "Укроборонпрому" запросило до Києва директора та власника
"Лозівський ковальсько-механічний завод" (ЛКМЗ) з вимогою пояснити
оприлюднену інформацію.
Безвідносно результатів
перевірок Державний Концерн "Укроборонпром" пропонує Управлінню
військових представництв Міністерства оборони України повторно перевірити усі
корпуси виробництва "Лозівський ковальсько-механічний завод", що
перебувають на цей час у виробництві.
У випадку виявлення браку або
технологічних недоліків, Державний Концерн "Укроборонпром" буде
вимагати від співвиконавця контракту виконати свої зобов’язання щодо якості
продукції згідно з вимогами технічної документації у повному обсязі та за
власний рахунок.
У той же час хочемо зазначити,
що інформація, викладена директором інформаційно-консалтингової компанії
Defense Express Сергієм Згурцем щодо виконання вищезазначеного контракту
містить певні маніпуляції та неточності, зокрема:
Контракт на виробництво та
постачання БТРів був укладений на виконання постанови Кабінету Міністрів
України від 14.07.2016 р. №431. На момент призначення нового керівництва
Концерну в серпні 2019 року контракт не виконувався, за три роки Збройні Сили
України не отримали жодної одиниці техніки за цим контрактом.
За особистим дорученням
Президента України за результатами його візиту до Харкова у листопаді 2019
зусиллями нового керівництва Концерну та Міністерства оборони виконання
контракту було відновлено.
На момент відновлення виконання
контракту співвиконавці, в тому числі ЛКМЗ, уже були визначені та погоджені
замовником.
Умови контракту та монопольне
становище одного зі співвиконавців унеможливлює його зміну у процесі виконання
контракту.
Виготовлення БТР-4Е зі сталі
марки 71 було вимогою замовника в рамках тактико-технічного завдання, що не
могло бути змінено виробником.
Нагадаємо, що у 2016-2017 роках
причиною зриву виконання даного контракту стала, в тому числі, спроба замінити
сталь марки 71 на сталь імпортного виробництва.
Щодо претензій до виконання
контракту з серійного виробництва військової техніки на потужностях
конструкторського бюро.
Конструкторська документація на
виготовлення БТР-4Е була розроблена на ХКБМ і на момент підписання контракту у
2016 році бюро було єдиним підтвердженим виробником з боку замовника даної
продукції. Про це достеменно відомо автору публікації.
У той же час, сьогодні на
Харківському конструкторському бюро з машинобудування імені O.O. Морозова
освоюється процес самостійного виготовлення корпусів.
"Укроборонпром"
підтверджує відкритість у наданні будь-яких пояснень та інформації щодо роботи
своїх підприємств.
Запрошуємо журналістів та
експертів до спільної роботи над перевіркою оприлюднених фактів.
https://ukroboronprom.com.ua/uk/media/kerivnytstvo-ukroboronprom-dalo-dyrektoram-zavodiv-dobu-dlya-z-yasuvannya-dostovirnosti-informatsiyi-shhodo-yakosti-zvaryuvannya-korpusiv-btr-4e.html
23.01.2020
НОВІ БТР-4 ДЛЯ АРМІЇ: ЩЕ НЕ ЗРОБЛЕНІ, АЛЕ ВЖЕ ТРІЩАТЬ ПО
ВСІХ ШВАХ. ЧОМУ ТАК?
Приватне підприємство
«Лозовський ковальско-механічний завод» поставило на Харківське конструкторське
бюро машинобудування (ХКБМ) три перших корпуси для виготовлення БТР-4 нової
партії. Але виявилось, що вони прийшли з браком. На них є тріщини. Проте на
непровареній і потрісканій броні стоїть клеймо військового представництва
Міністерства оборони, що з цими корпусами все гаразд. Чесно кажучи, це просто
якийсь сюр…
Нагадаю, що напередодні нового року
генеральний директор ДК «Укроборонпром» Айварас Абромавічус заявив, що спільно
з Міноборони та за підтримки уряду, нарешті, розблокували контракт під державні
гарантії на постачання 45 БТР-4 для Збройних сил. Перші 12 БТР-4 вже
поставлено, здійснено передоплату на ХКБМ у 125 млн грн, а саме конструкторське
бюро, що перебувало на межі банкрутства, врятовано зусиллями нової команди
концерну. Адже і справді через невиплату зарплатні люди звіди розбігалися як із
тонучого корабля. Також було заявлено, що усі БТР-4, і вже готові, і наступні,
виготовлятимуть з української броні марки «71».
Проте перші нові корпуси з
«Лозової», які днями доставили до Харкова, мають чітко виражені ознаки браку.
Це неякісне зварювання, «не провар», як стверджують фахівці, броні – тобто,
пустоти під тонким шаром металу, які можуть бути легко пробиті ворожими кулями.
І також тріщини, які ховаються під фарбою. Окрім цього, кожен із цих залізних
напівфабрикатів ще треба буде «допилювати напильником» із колосальною втратою
часу, аби можна було встановити вузли та агрегати збиральними командами ХКБМ.
Компанія Defense Express
отримала декілька фотографій, на яких все це можна розгледіти, включно з тим,
де на поставлених корпусах поблизу номера корпусу стоїть зірочка військової
прийомки.
На тлі цієї картини відзначу
три моменти, які потребують відповідей..
Чому за виготовлення таких
корпусів переплачується приватному підприємству за рахунок державного?
Після того, як перші 12 БТР-4 із замовлених 45
машин (за держконтрактом від 2016 р. під держгарантії) передали 92-й окремій
механізованій бригаді, Айварас Абромавічус в одному із інтерв’ю назвав ціну за
кожну машину. Це – 33 млн 600 тис грн. Отже, якщо прозорість, то додам і інші
деталі.
33 млн 600 тис грн – це ціна
для ХКБМ за контрактом від 28.12. 2016 р. З 2016 р. Приватне підприємство ЛКМЗ
суттєво підняло вартість своїх послуг з виготовлення корпусу одного БТР - з 2,1
млн. до 3,2 млн грн. «Укроборонпром» через ХКБМ перерахував кошти на Лозову на
виготовлення корпусів БТР-4 з урахуванням збільшеної ціни на корпуси та
комплектуючі. Проте Міноборони закуповує і буде закуповувати БТР у ХКБМ за
старою ціною. Тож законний прибуток на кожному БТР для ХКБМ був урізаний.
Питання: Чому державні посадові
особи – «Укроборонпрому» та Міноборони - ухвалили рішення про зменшення
прибутку для державного підприємства, яке перебуває на межі банкрутства, на
користь інтересів приватної компанії? Фактично відбувається дотація приватного
підприємства за рахунок ХКБМ і це суперечить заявам про порятунок КБ.
Також цікаво, чи не є
порушенням перерахування десь 50 млн. грн. на Лозову, коли перед колективом
ХКБМ так і не погашена заборгованість по заробітній платі?
Чому Лозова роками залишається
монополістом у виготовлені корпусів для БТР-4?
Якщо щороку виготовляти по 100 БТР-4, то на
задоволення потреб армії потрібно десять років. Ви розумієте шмат роботи? «Чому
ми закуповуємо БТР-3? Тому що нам не вистачає потрібної кількості БТР-4. А чому
закуповуємо різні колісні броньовані машини? Бо не можемо отримати достатню
кількість ні БТР-4, ні БТР-3». Так мені пояснювали в Міноборони строкатість
нашого броньованого арсеналу на колесах.
Зараз все вкотре вперлося в темпи
та якість виготовлення корпусів на Лозовій. Після поставки перших 12
бронетранспортерів решта 33 БТР-4 мають надійти до війська до 1 вересня 2020 г.
Очікуваний темп Лозової – 4 корпуси на місяць. І у нас в країні немає іншого
місця, де можна виготовляти корпуси для БТР-4 за технологією, яка прив’язана до
71-ї броні. Так, ДП «ХКБМ» не має можливості загартовувати сталь марки 71, а ДП
«Завод ім. Малишева» не має можливості загартовування бронедеталей великих
розмірів (десь 35 деталей).
Щоб уникнути залежності від
єдиного в Україні підприємства, що загартовує вітчизняну сталь та має
недержавну форму власності, раніше на ДП «ХКБМ» був створений цикл виготовлення
корпусів з броні високої твердості, яка не потребує загартування. Але - з
закордонної загартованої броні. У такому варіанті технологічний цикл не
потребує участі приватного ЛКЗМ. На ХКБМ та на заводі Малишева вже є все
устаткування, аби, щонайменше, подвоїти кількість БТР-4, що може виготовлятися
щомісяця. На ХКБМ стоять нові швейцарські станки-напівавтомати, які дозволяють
забезпечити зварку корпусів з якістю, не гіршою, аніж за кордоном.
При цьому вартість корпусу
БТР-4, виготовленого з імпортної броні, дешевша, аніж із 71 броні на Лозовій.
Різниця у відпускній ціні за один корпус від ЛКМЗ та корпусу власного
виробництва з імпортної броні становить понад 350 тис грн. на користь ХКБМ.
Окрім цього, державне підприємство за кожний корпус додатково отримувало б
понад 320 тис грн. по фонду заробітної плати.
Тож як вдається за цих обставин
усе скидати лише в одну корзину Лозової?
Мені казали: «Ти знаєш, кожен
корпус БТР-4, виготовлений на Лозовій з 71-ї броні – це «дійна корова». Вона
дає «молоко» всім, її не можна чіпати». Звісно, я в таку примітивну реальність
не вірю. Бо у нас боротьба з корупцією на всіх фронтах. Але дійсно дивно, що за
шість років жодна імпортна броня на БТР-4 – ні бельгійська, ні польська, ні
фінська – так у нас і не прижилась.
Скажете, якість у них не та?
Довга дискусія. Але чому імпортна броня для «Онцилл», «Росомаків», «Козаків» і
ще трьох десятків зразків бронетехніки підходить, а до БТР-4 – ні. Дійсно,
крутий у нас БТР. Чи, може, не в БТРі справа?
В «Укроборонпромі» не доклали
зусиль, аби вивести з глухого кута питання сталі для виробництва БТР-4. Пафосні
запевнення про важливість виготовлення БТР-4 з 71-ї броні – це одне. Реальность
– інша. Наведу статистку щодо корпусів БТР-4, виготовлених з 71-ї броні на
ЛКМЗ. За даними, які я вже наводив у своїх публікаціях, у 2011-12 рр. на 30
БТР-4, поставлених інозамовнику, були виявлені тріщини. З 2014 р. під час
експлуатації 127 БТР-4Е та машин на їх базі, які були виготовлені на ЛКМЗ та
експлуатувалися у військових підрозділах ЗСУ та НГУ, було зафіксовано 53
випадки дефектів корпусів у вигляді тріщин, з них 11 — у 2018 р. При цьому в
деяких випадках спостерігалися множині тріщини. Основні дефекти — тріщини в
корпусі на передньому броньовому листі на верхній частині корпусу. Для прикладу
– дивіться малюнок, де позначена кількість таких тріщин на конкретній машині.
А щоб не було ілюзій щодо
підтримки національного виробника броні, то така деталь. Виплавка 71-ї броні
здійснюється на ПАТ «Металургійний комбінат «Азовсталь». Але ці замовлення для
металургів непрофільні та малоцікаві. У загальному обсягу металопрокату
«Азовсталі» замовлення для наших військових – не більше, ніж 0,5%. А мороки
багато. Тому і не бачать на «Азовсталі» сенсу напружуватись. Мовляв, беріть те,
що виходить з наших станків, які насправді не розраховані на допуски, які
потрібні конструкторам. Тож як завжди: маємо те, що маємо.
Чому мозолі важливіші за IQ?
Як взагалі так сталося, що ХКБМ з
конструкторського бюро перетворилось на звичайне збиральне підприємство? Це –
повне нерозуміння його суті та завдань. Зварювальники та збиральники, яких
можна навчити збирати БТР за півроку, не здатні розробити нову бойову машину
піхоти, завершити модернізацію Т-64, довести до розуму проекти «Краб» та
«Бастіон», зробити з БТР-4 роботизовану платформу, оцінити, переварити та
адаптувати надбання «Ноти», реалізувати нові проекти з інозамовником – від
«Фертіни» та далі. В цих напрямах прибутків для держави потенційно більше, ніж
від мозолів у конструкторів.
Виконання контракту з
Міноборони на постачання БТР-4 силами ХКБМ зовсім не означає, що
конструкторське бюро має бути вбите як мозковий центр бронетанкових
компетенцій. Але саме до цього йде.
Що далі?
Злі язики стверджують, що
генеральний директор ДК «Укроборонпром» Айварас Абромявічус мав зустрічі з
власником ЛКМЗ, колишнім народним депутатом та впливовим бізнесменом Анатолієм
Гіршфельдом. Не важливо, коли це було – чи коли в «УОПі» ухвалювали рішення про
виготовлення корпусів БТР-4 лише на Лозовій. Чи коли Президент відвідував
Харків, дивувався з занепаду нашого танкограду і закликав бізнесменів допомогти
«оборонці». Але хіба про таку допомогу йшла мова?
Тож зараз у гендиректора
«Укроборонпрому», думаю, є актуальна нагода ще раз оперативно зустрітись з
власником Лозової. І почати виправляти ситуацію. Або взяти на себе всю
відповідальність за саботаж при виконані державного замовлення.
Аналогічні виклики зараз стоять
і перед Міністерством оборони. Нещодавно був випадок, що військова прийомка ввела
в оману керівництво Міноборони щодо реального стану розвідувального корабля,
який виготовляється за ДОЗом під державні гарантії на підприємстві «Кузня на
Рибальському». Акт 818 представництва був фіктивним. Що, історія повторюється,
але вже в Харкові?
Як сталося, що 85
представництво замовника не побачило, у якому стані надійшли корпуси з Лозової
на ХКБМ? Що трапилось з увагою у керівництва 85 представництва Олега Плющакова
чи у його підлеглих, коли вони спостерігали за виготовленням чи приймали нові
корпуси майбутніх «четвірок»? Особливо якщо згадати той напір та
зверхконтрольність, з якою минулого року 85-а військова прийомка вела «зарубу»
проти фінської сталі. Її голова Плющаков «боронив» державу від «сміття»,
сертифікованого країнами НАТО, але несподівано легко погодився прийняти
відвертий брак з ЛКМЗ.
Це все має відчутний присмак
корупції. Як, власне, і сама прийомка у нинішньому її вигляді виглядає
корупційним рудиментом і корозійною плямою на репутації Міноборони. Таке
враження, що у військовому відомстві не поспішають зачистити цю «корозію». З
огляду на це видається, що ДБР має усі необхідні підстави вивчити ретельніше
історію неякісних та вибіркових перевірок військової прийомки з Харкова.
А повертаючись до місця та ролі
«Укроборонпрому» у переозброєнні армії – в моєму розумінні, це головна місія
концерну - скажу так. Увага до діджиталізації, трансформації та комунікації,
то, звісно, супер. Але слайди та презентації «Укроборонпрому» про гарне
майбутнє не замінять реальне керівництво та контроль за поточними процесами. А
це – бруд, піт і відповідальність. Чи відповідальність у країні - вже не в
тренді? Подивимось. БТР-4 знову покажуть, хто чого вартий…
Сергій ЗГУРЕЦЬ
https://defence-ua.com/index.php/statti/9357-novi-btr-4-dlya-armiyi-shche-ne-zrobleni-ale-vzhe-trishchat-po-vsikh-shvakh-chomu-tak
01.10.19 Армія не отримала 48 нових БТР-4Е через купівлю
"не тієї" сталі, - Bihus.Info.
Українські військові досі не
отримали обіцяні в липні 48 нових бронетранспортерів БТР-4Е через те, що
державний завод закупив не ту сталь.
Як інформує Цензор.НЕТ, про це
йдеться в розслідуванні Bihus.Info.
У 2016 році Міноборони замовило
у Харківського конструкторського бюро машинобудування, що входить до складу
державного оборонного концерну "Укроборонпром", пів сотні
бронетранспортерів.
Спочатку корпуси для них
планували робити з українського металу – сталі марки 71, яка є базовою сталлю
для БТР-4. Однак через довгий виробничий ланцюжок ця ідея провалилася. Завод у
Лозовій не зміг виконати своїх зобов’язань з постачання готових корпусів на
харківський завод, відтак останній отримав лише 20 недороблених замість майже
пів сотні готових.
Тому у грудні 2018-го ХКБМ замовив
33 тони фінської сталі марки Miilux Protection 500, яку раніше вже
використовували для виготовлення БТРів, у офіційного дилера виробника,
польської фірми Texprotect. У березні її привозять, але військова прийомка
(спецпідрозділ Міноборони, який контролює якість виробництва та ремонту), її
відбраковує через проблеми з маркуванням, супровідними документами і, головне,
хімічним складом сталі, який не відповідав українським вимогам. Останні
містяться в результатах дослідження профільного Інституту електрозварювання
ім.Є.О.Патона. Іще у 2015 році ХКБМ замовив Інституту окреме дослідження по
різним імпортним сталям. Там встановили, який саме вміст легуючих елементів
(корисних складових на кшталт нікеля та марганця) і шкідливих домішок (на
кшталт сірки та фосфору) має бути в металі, щоб шви БТРа зварилися нормально, і
щоб сталь від термообробки не втратила свої бронеякості. Ці вимоги навіть
вписано в конструкторську документацію.
Журналісти зазначають, що
хімічний склад повинен був обговорюватися з постачальником на старті. Але в
договорі по фінській сталі цього не було, через це завод придбав сталь хоч і
якісну, але не ту, котра є оптимальною для виготовлення БТР-4Е у затвердженому
самими конструкторами вигляді.
"Та замість визнати і
виправити помилку керівництво заводу вирішило вмовити Міноборони використати
вже куплену партію сталі. Зокрема наполягав на цьому директор ХКБМ Олексій
Бабіч, котрий і підписував "неправильний" договір. Бабіч на той час
узагалі-то був відсторонений концерном через скандал із розслідуванням про
масштабну корупцію в оборонці - він виявився одним із фігурантів. Однак навіть
не маючи повноважень на заводі - він проводив нараду, на котрій переконував
працювати саме із фінською сталлю", - йдеться в сюжеті.
В результаті перемовин
конструктори і військові вирішили провести нові дослідження і
"відстріл" як цілих шматків купленої сталі, так і в подальшому
зварених швів для того, щоб вирішити що робити далі. Але навіть цю перевірку
досі не завершили.
В Інституті Патона різними
способами зварили кілька зразків саме цієї сталі із заниженим вмістом легуючих
і перевірили шви на міцність, знайшовши ділянки з нижчими показниками твердості
і надавши своє резюме: такий метал для корпусів БТРа використовувати можна лише
за умов додаткових робіт - приварювати вздовж усього шва додаткову підкладку із
бронесталі. Це викликало нову хвилю затягування робіт: завод вважає проблему
вирішеною і хоче ставити підкладки, а прийомка каже, що це не той БТР, який
вони замовляли.
Таким чином строки поставки
зірвали і Міноборони досі не отримало БТРи. Міністерство виставило заводу штраф
на 82 млн грн за зрив контракту. Завод же хоче оскаржити штраф у суді і ще судиться
із Міністерською прийомкою щодо її рішень по відбракуванню металу. За останньою
інформацією, на ХКБМ із запланованих півсотні машин – наразі зібрана лише
чверть, із тих корпусів, котрі спромігся за цей час виготовити Лозівський завод
із українського металу.
https://censor.net.ua/ua/video_news/3151377/armiya_ne_otrymala_48_novyh_btr4e_cherez_kupivlyu_ne_tiyeyi_stali_bihusinfo_video
24.12.2019
12 БТР-4 (из них 7 переданы в 2018 году) из 45 для ВСУ уже поставили 92-ой отдельной механизированной бригаде. Цена одного бронетранспортера БТР-4Е под госгарантии - 33,6 млн. грн. Предполата - 125 млн. грн. Остальные 33 машины планируется поставить в войска до 1 сентября 2020 г. Также в 2020 г. будут поставлены 10 БТР-4 для Национальной гвардии.
Примечание: Это один из крупнейших контрактов предприятий Концерна в рамках выполнения Государственного оборонного заказа. Финансирование контракта было предусмотрено за счет кредитных средств, выданных под государственные гарантии на сумму 1,5 млрд. грн.
22.08.2019