Translate

вторник, 11 декабря 2012 г.

Т-64БМ Булат – безотказный, надежный танк



Why Ukrainian main battle tank T-64BM Bulat superior Russian tank T-90A?

Т-64БМ БУЛАТ представляет под собой прошедший капитальный ремонт танк Т-64БВ с ресурсом нового, модернизированный к уровню танка Т-80УД Береза.
БМ БУЛАТ оснащен современным комплексом управления вооружением, обеспечивающим ведение стрельбы наводчиком и командиром с высокой долей вероятности попадания с первого выстрела.
В БМ БУЛАТ используется усовершенствованный стабилизатор вооружения,  средняя ошибка стабилизации не превышает 0,3 мрад по вертикали и до 0,4 мрад по горизонтали. Использование усовершенствованного стабилизатора обеспечило БМ БУЛАТ большую точность прицеливания по сравнению с применяющимся стабилизатором на Т-90С, где средняя ошибка стабилизации по вертикали составляет  до 0,4 мрад, а по горизонтали до 0,6 мрад.
Башня БМ БУЛАТ поворачивается на 180 градусов менее чем за 5 секунд. Скорость вращения башни БМ БУЛАТ относительно корпуса составляет до 40 градусов/секунду, у Т-90С скорость вращения башни относительно корпуса от 16 до 24 градусов/секунду.
Механизм заряжания танка Т-64БМ БУЛАТ вмещает в себя 28 выстрелов, а вместимость автомата заряжания танка Т-90С состоит всего 22 выстрела. Механизм заряжания танка Т-64БМ БУЛАТ может регулироваться, а автомат заряжания танка Т-90С не имеет такой конструктивной возможности. Механизм заряжания танка Т-64БМ БУЛАТ при правильной регулировке надёжный и безотказный, как автомат Калашникова.
Проблема эксплуатации автомата заряжания танков Т-90 заключается в том, что снаряд в автомате заряжания танка Т-90С может перемещаться с ускорением 45,5 м/с2 в горизонтальной плоскости и перемещение со скоростью 27,4 м/с2 в вертикальной плоскости происходит в механизме заряжания танка Т-64БМ БУЛАТ. Такая огромная скорость перемещения выстрелов при движении танка Т-90С во время многокилометровых маршей приводит к деформациям обтюрирующих поясков, натираниям на поверхности снарядов и даже к разрушению пороховых зарядов в танках Т-90С. Возникновение микротрещин в трубках и зёрнах порохового заряда танка Т-90С приводит к увеличению площади горения и, как результат, к более быстрому сгоранию порохового заряда. Как итог нарушается расчётное давление в зарядной каморе пушки и начальная скорость снаряда танка Т-90С падает.
На заряжание механизма заряжания БМ БУЛАТ уходит намного меньше времени, чем на заряжание автомата заряжания танка Т-90С. Для загрузки боекомплекта в механизм заряжания танка БМ БУЛАТ емкостью 28 выстрелов, по времени затрачивается от 17 до 22 минут, а на загрузку боекомплекта в автомат заряжания танка Т-90С емкостью 22 выстрела уходит от 20 до 26 минут.
В танков Т-90С вентиляция боевого отделения при интенсивной стрельбе хуже, чем у танков Т-64БМ БУЛАТ. В танков Т-90С отстрелянная и частично сгоревшая гильза выбрасывается из танка, но до момента выброса из башни, недогоревшая гильза внутри башни проходит до лючка-экстрактора, испуская по пути зловонный, едкий, токсичный и вредный для экипажа танка дым, тем самым усложняя работу экипажа, влияя на самочувствие экипажа и понижая возможность экипажу танка Т-90 адекватно и быстро реагировать в боевой обстановке.
На наружной поверхности лба башни танка Т-64БМ БУЛАТ в пределах курсового угла +35° установлены цельные V–образные блоки встроенной динамической защиты «Нож». 
Комплекс встроенной динамической защиты «НОЖ» доказал свою эффективность в ходе многочисленных испытаний обстрелом с применением всей номенклатуры российских оперенных бронебойных подкалиберных снарядов калибра 125 мм, а также современных израильских и французских 120 мм боеприпасов, полностью подтвердив заявленные разработчиком характеристики.
Украинская встроенная динамическая защита нового поколения «Нож» обеспечивает гарантированную защиту танку Т-64БМ БУЛАТ, обеспечивая непробитие брони, выдерживает обстрел с дистанции в 500 метров всеми видами современных боеприпасов в зоне наиболее вероятных курсовых углов обстрела.
Главной особенностью устройств «ХСЧКВ-34» входящих в состав украинской динамической защиты «Нож», примененной на БМ Булате, является использование принципа воздействия на атакующие боеприпасы при помощи кумулятивной струй и продуктов взрыва удлиненных кумулятивных зарядов, так называемых «кумулятивных ножей».

«Кумулятивные ножи» разрушают и дестабилизируют атакующий кинетический боеприпас или кумулятивную струю. В результате удалось добиться значительного роста эффективности по сравнению с существующими типами защитных устройств типа 4С20, 4С22 и 4С23 с плосконаправленной схемой, входящих в состав морально устаревших российских динамических защит «Контакт-5» и «Реликт» танков Т-90С и Т-90СМ Тагил.

В лобовой проекции встроенная динамическая защита «Нож» с дистанции не меньше 500 метров обеспечивает эффективную защиту танка Т-64БМ БУЛАТ от современных 120 мм израильских бронебойных подкалиберных снарядов. Встроенная динамическая защита «Нож» танка Т-64БМ БУЛАТ на испытаниях снимала не менее 50% бронепробиваемости современных 120 мм израильских бронебойно-подкалиберных снарядов. На дистанции не менее 100 метров Т-64БМ БУЛАТ защищенный встроенной динамической защитой «Нож» держит самые мощные российские 125 мм бронебойно-подкалиберные снаряды 3БM-42 из сердечником из вольфрамового сплава.
Динамическая защита «НОЖ» принята на вооружение Вооружённых сил Украины приказом Министра обороны Украины №223 от 19.07.2003 года.

Скорость заряжания механизма заряжания Т-64БМ БУЛАТ составляет 8 выстрелов за минуту в режиме «Серия». В режиме «Серия» пушка Т-64БМ БУЛАТ после выстрела сразу приводится на угол заряжания и автоматически происходит следующее заряжание пушки без нажатия на кнопку «МЗ» на прицеле-дальномере-приборе слежения. Максимальная скорость заряжания автомата заряжания танка Т-90С составляет всего 6 выстрелов в минуту. Меньшая скорострельность танка Т-90С обеспечивается за счет досылания снаряда и заряда в два этапа.
Танк Т-64БМ БУЛАТ имеет преимущество над танком Т-90С и при ручном заряжании боеприпасов. Так скорострельность механизма заряжания танка Т-64БМ БУЛАТ при ручном заряжании составляет 0,8 – 0,7 выстрелов/минуту, а скорострельность автомата заряжания танка Т-90С при ручном заряжании 0,7 – 0,5 выстрелов/минуту.
Трудоемкость изготовления механизма заряжания танка Т-64БМ БУЛАТ составляет 1700 нормочасов, а трудоемкость изготовления автомата заряжания танка Т-90С равна 2600 нормо-часам.
Эргономика танка Т-64БМ БУЛАТ получше чем в танка Т-90С. В танке Т-64БМ БУЛАТ всё под рукой, не надо поворачиваться и изворачиваться, как в танке Т-90, особенно при работе в аварийном режиме механизма заряжания и автомата заряжания.
Недовольны российские танкисты и автоматом заряжания танка Т-90С. Когда случается отказ автомата заряжания танка Т-90С, то не понятно в чём причина поломки. А в механизме заряжания танка Т-64 БМ БУЛАТ всё сразу понятно, так как стоят датчики каждого этапа зарядки боекомплекта.
Механизм заряжания танка БМ БУЛАТ регулируется без проблем как минимум подготовленным командиром танка, максимум – офицером. Автомат заряжания танка Т-90С не регулируется в войсковых условиях. Поэтому когда в Т-90С преждевременно ломается автомат заряжания, машину без исправлений на месте сдают в капитальный ремонт. В войсковых условиях механизм заряжания можно перебирать и не один раз до сдачи машины в капремонт. 
Противоминная стойкость танка Т-64БМ БУЛАТ оказывает существенное влияние на работу механизма заряжания. При подрыве танка Т-64БМ БУЛАТ на фугасе обеспечивается работа механизма заряжания при деформации днища танка до 55 мм. Российский танк Т-90С по сравнению с танком Т-64БМ БУЛАТ обладает плохой противоминной стойкостью. При подрыве на фугасе работа автомат заряжания обеспечивается при деформации днища танка Т-90С всего до 8 мм.
Автомат заряжания танка Т-90С не обеспечивает большую безопасность экипажу, не устойчив к воздействию минного подрыва и ударной волны ядерного взрыва. Выстрелы танка Т-90С, не размещенные в автомате заряжания, заряжать на порядок более длительно, при этом не размещенные в автомате заряжания выстрелы раскиданы по всему боевому отделению. Это делает танки Т-90С более  опасными для экипажа и менее эффективным из за низкой емкости автомата заряжания. Доказательство преимуществ вертикального механизма заряжания танков Т-64БМ БУЛАТ является применение данного варианта (с вертикальным размещением снаряда и заряда) на перспективном танке Т-14 Армата, НПО «Уралвагонзавод».
Удельный расход топлива в танка Т-64БМ БУЛАТ составляет 160 г/л.с.ч, а в танка Т-90С из двигателем В-92С2 удельный расход топлива составляет 185  г/л.с.ч. Расход масла в танка Т-64БМ БУЛАТ составляет 3,3 кг/ч, а в танка Т-90С расход масла доходит до 5 кг/ч.
При работе на препятствиях двигатели танков Т-90С изрядно дымят, по причине несовершенства конструкции турбонагнетателя. В танках БМ БУЛАТ при работе на препятствиях, двигатели 5ТДФМ меньше дымят, чем двигатели танков Т-90С, за счет использования компаундного привода нагнетателя. Применённая в двигателе 5ТДФМ компаундная схема привода нагнетателя приводит к уменьшению турбо ямы.
Т-64БМ БУЛАТ единственная машина, которая преодолевает водное препятствие фактически без подготовки. Конструкция Т-64БМ БУЛАТ позволяет преодолевать водные рубежи глубиною до 5 метров. По длине преодолеваемого участка танк БМ БУЛАТ ограничений не имеет. В моторно-трансмиссионном отделении БМ БУЛАТ внедрена система «Брод» - оборудование для преодоления танком брода глубиной до 1,8 м без подготовки. Система «Брод» отсутствует в танках Т-90С. Для преодоления водного препятствия Т-90С необходимо готовиться более часа.
Родной харьковский танковый двигатель 5ТДФМ применяемый на Т-64БМ БУЛАТ, придает боевой машине большую удельную мощность, что дает танку Т-64БМ БУЛАТ в бою  возможность ускоряться и маневрировать на большой скорости. Двигатели серии В-84МС и В-92С2Ф2 устанавливаемые на танки Т-90С, не обеспечивают высокую удельную мощность, что приводит к малой маневренности и недостаточной подвижности танков Т-90С на поле боя. Благодаря досконально продуманной, простой конструкции моторно-трансмиссионного отделения, двигатель 5ТДФМ на танке Т-64БМ БУЛАТ отдаёт всю свою мощность сразу на бортовых коробках передач, а двигатели установленные на танках Т-90С серии В-84МС/В-92С2 благодаря архаичной конструкции трансмиссии танков Т-90 вынуждены свою мощность тратить: на гитару, около 12 % мощности, на бортовые коробки передач и на генератор, установленный на гитаре.
Украинский танковый двигатель 5ТДФМ установленный на танке Т-64БМ БУЛАТ в жарком климате на песчаной местности в моторно-трансмиссионом отделении начисто высасывает всю пыль, не загрязняя и не забивая моторно-трансмиссионное отделение танка Т-64БМ БУЛАТ песком, как это постоянно происходит на танках серии Т-90.
Применяемые на украинском основном боевом танке Т-64БМ БУЛАТ двигатели серии 5ТД имеют самый «холодный» выхлоп в мире, благодаря конструктивным особенностям МТО танка Т-64. Например танки серии Т-72 и Т-90 из двигателями серий В-84/В-92 более чем в 1,5 раза заметнее на поле боя, чем танки Т-64БМ БУЛАТ.
Ремонтопригодность танка Т-64БМ БУЛАТ (замена единого силового блока с трансмиссией) намного выше, чем ремонтопригодность танков Т-90С. Замена двигателя танка Т-64БМ БУЛАТ в полевых условиях занимает от 2,5 до 6 часов максимум. Замена двигателя на танках Т-90С по времени занимает целые сутки!
Система охлаждения двигателя танка Т-64БМ БУЛАТ имеет преимущества перед системой охлаждения танка Т-90С. Эжекционная система охлаждения танка Т-64БМ БУЛАТ не нуждается в тепловой защите, так как температура смеси воздуха и отработавших газов не превышает +150…+200° C. В вентиляторной системе охлаждения танка Т-90С температура отработавших газов доходит до +600…+700° C и нуждается в тепловой защите, которая на танке Т-90С отсутствует.
Основной причиной отказа эжекционной системы охлаждения танка Т-64БМ БУЛАТ может быть только повреждение соплового ресивера. Повреждение соплового ресивера не выводит танк Т-64БМ БУЛАТ из строя, всего лишь может несколько ограничить подвижность танка.
В танке Т-90С основной причиной отказа вентиляторной системы охлаждения может быть разрушение вентилятора, что приводит к полному выходу танка Т-90С из строя!
Меньшая температура отработавших газов в эжекционной системе охлаждения снижает ее пожароопасность. Эжекционная система охлаждения танка Т-64БМ БУЛАТ технологичнее благодаря простой конструкции эжектора, в который наиболее трудоемкой частью является сопловой ресивер. В отличие от эжекционной системы танка Т-64БМ БУЛАТ для вентиляторной системы охлаждения танка Т-90С должны с заданной точностью изготавливаться рабочие колеса, входные устройства, детали привода, что повышает трудоемкость её изготовления.
Периодичность обслуживания кассет воздухоочистителя в особо пыльных условиях в танке Т-64БМ БУЛАТ составляет 1000 км. Периодичность обслуживания кассет воздухоочистителя в особо пыльных условиях в танке Т-90С составляет только 300 км!
Объем моторно-трансмиссионного отделения танка Т-90С 3,1 м3, больше чем в танке Т-64БМ БУЛАТ 2,6 м3, из-за отведения в моторно-трансмиссионном отделении танка Т-90С большего места под установку двигателя В-92С2. Двигатель В-92С2 танка Т-90С обладает серьезным недостатком, его нельзя компактно разместить между бортовыми коробками передач, подобно двигателю 5ТДФМ танка Т-64БМ БУЛАТ. По этом двигатель В-92С2 танка Т-90С сдвинут вперед и соединен с бортовыми коробками передач и входным редуктором. То есть в танке Т-90С утрачено главное преимущество компоновки украинского танка Т-64БМ БУЛАТ - моторно-трансмиссионное отделение танка с планетарными бортовыми коробками передач и двигателем 5ТДФМ расположенным между ними. Моторно-трансмиссионное отделение танка Т-64БМ БУЛАТ отличается минимально возможным объемом, что на ряду с другими мерами по минимизации агрегатов и систем, позволило существенно сократить массу шасси танка и использовать полученную разницу для усиления защиты.
По результатам эксплуатации танка Т-90С из 4-х тактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-92С2 мощностью 1000 л.с. в моторно-трансмссионном отделении танка Т-90С штатная вентиляторная система охлаждения не обеспечивает необходимого рассеивания тепла и накладывает ограничение на потребляемую мощность двигателя при температурах окружающего воздуха выше +30 °С. Данный недостаток значительно ухудшил параметры подвижности танка Т-90С при эксплуатации в странах с жарким климатом.
2-х тактный 5 цилиндровый многотопливный дизельный двигатель 5ТДФМ танка Т-64БМ БУЛАТ с эжекционной системой, обеспечивает эксплуатацию танка БМ БУЛАТ без ограничений по скоростному и нагрузочному режимам при температуре окружающего воздуха до +55 °С!
Гарантийный моторесурс двигателя 5ТДФМ танка Т-64БМ БУЛАТ равен 500 мото-часам, а эксплуатационный составляет 800 мото-часов. Эксплуатационный ресурс двигателей В-92С2 танков Т-90С в странах с жарким климатом не превышает 200 часов!
Холодный пуск в условиях отрицательной температуры является основным способом пуска двигателя 5ТДФМ танка Т-64БМ БУЛАТ. Для обеспечения холодного пуска двигателя 5ТДФМ требуется раскрутка коленчатого вала до пусковой частоты вращения, а также надежное воспламенение и эффективное сгорание топлива в цилиндрах.
В двигателе 5ТДФМ задействована система автономного факельного подогрева основным элементом которой является подогреватель установленный на впускном патрубке верхнего ресивера. Подогреватель включает в себя топливо- и воздуходозирующие элементы, а также электроискровую свечу. Для обеспечения работы системы автономного факельного подогрева используется топливо и сжатый воздух из соответствующих систем танка Т-64БМ БУЛАТ.

Применение системы автономного факельного подогрева с использованием маловязкого масла М8В2С, двойного впрыска масла в цилиндры перед пуском и наличие аккумуляторных батарей типа 12СТ-85Р способствуют холодному пуску двигателя 5ТДФМ при температуре - 30° C, не ниже - 40° C. Общие затраты времени на подготовку к движению танка Т-64БМ БУЛАТ не превышают 10 минут.
В танке Т-90С для холодного пуска двигателя по сравнению из танком Т-64БМ БУЛАТ затраты значительно больше и диапазон температур меньше. Для холодного пуска двигателя В-92С2 танка Т-90С применяется система подогрева впускного воздуха. Особенность конструкции подогревателя заключается в том, что в его корпусе объединены фактически два подогревателя, каждый из которых подогревает воздух в своем впускном коллекторе.
При использовании масел М12В2РК и МТЗ-10П холодный впуск осуществляется с помощью системы подогрева впускного воздуха при температуре не ниже - 20° C. В итоге затраты времени на подготовку к движению превышают 12 минут.
Возможна модернизация танка Т-64БМ БУЛАТ без коренных переделок, например увеличение мощности силовой установки с 850 лошадиных сил до 1050 л.с. без изменения объема моторно-трансмиссионного отделения, что подтверждает перспективность танка Т-64БМ БУЛАТ.

Система обогрева экипажа танка Т-64БМ БУЛАТ обеспечивает нормальное тепловое состояние танкистов и сохранение их работоспособности в течение 48 часов в танке Т-64БМ БУЛАТ при температуре наружного воздуха не ниже - 10° C.
Для обеспечения преодоления танком Т-64БМ БУЛАТ водной преграды, при подводном хождении, отсутствует необходимость проведения специальных мер по подготовке эжекционной системы охлаждения танка БМ БУЛАТ.
 В танке Т-90С, чтоб подготовить танк к  подводному хождению нужно провести специальные меры, которые обеспечат эксплуатацию танка под водой. Для этого нужно предварительно в танке Т-90С отключить вентилятор перед подводным хождением!
Ходовая часть Т-64БМ Булата обладает большей надежностью по сравнению с ходовой танка Т-90С, более высоким коэффициентом полезного действия и имеет значительно лучшую ремонтопригодность.
Танк Т-64 БМ Булат может двигаться на грунтах с низкой несущей способностью даже тогда, когда его днище лежит на поверхности грунта. Преодолеваемый подъем и угол крена составляют 30 градусов. В БМ Булата обеспечена достаточно высокая опорная проходимость, при удельном давлении на грунт 0,9 кг/см2, и клиренсе 500 мм.
Вести огонь с ходу на Т-64БМ намного проще, чем на Т-90С из-за меньших поперечных колебаний корпуса вследствие параллельного расположения катков и меньшей жёсткости ходовой БМ БУЛАТ. Но есть один минус - на БМ Булате труднее гасить резонансные колебания на пересечённой местности, чем на Т-90С.
На местности гусеничный движитель танка Т-64БМ Булат практически не издает шума, что действительно удивляет. В Т-90С с обрезиненными катками, плавность хода ниже из-за более жестких торсионов. Плавность хода в Т-64БМ Булата обеспечивается очень мягкими торсионами и удачной конструкцией гидроамортизаторов. Технология изготовления торсионов танка Т-64БМ Булат позволяет достичь допускаемые касательные напряжения 1500 МПа, на Т-90С допустимое касательное напряжение только 1300 МПа, а на Leopard-2A4 – 1050 МПа.
Как показывает опыт эксплуатации Т-64БМ Булата, на глиноземных грунтах его гусеницы имеют лучшее сцепление, чем гусеницы, танка Т-90С. Когда в распутицу необходимо преодолеть крутой подъем, гусеницы Т-90С на нем пробуксовывают, то БМ Булат медленно, но уверенно выползает на  верх. Это объясняется конструкцией трака. У Т-90С траки в этих условиях забиваются грязью и скользят по поверхности, у Т-64БМ Булата в траках есть по два отверстия, в которые грязь продавливается и за счет этого повышается сцепление с грунтом.
Опорные катки Т-64БМ БУЛАТ обладают повышенной надежностью по сравнению с обрезиненными катками танка Т-90С, обеспечивают высокую проходимость и имеют более низкую стоимость.
Опорные катки Т-64БМ БУЛАТ могут изготавливаться практически на любом предприятии с обычным парком металлорежущих станков. 
Катки танка Т-90С делаются из дорогостоящего алюминиевого сплава с использованием примесей марганца и титана. Изготовление катков танка Т-90С очень трудоёмкий и затратный процесс, требующий использования, сложного и редкого дорогостоящего оборудования, одним словом - «овчинка выделки не стоит». Катки Т-90С штампуют на четырех гидропрессах, объединённых в производственную линию. Нагретые до температуры 480°С  заготовки катков Т-90С последовательно перемещаются от пресса к прессу, а затем подвергаются термообработке. Каждый гидропресс имеет свою собственную пресс-форму. Самый мощный из гидропрессов деформирует заготовку усилием в 20 тысяч тонн! 
Ходовая танка Т-64БМ БУЛАТ отличается от ходовой танка Т-90С тем, что резиновая амортизационная часть катка зашита в металл. Такой каток танка Т-64БМ БУЛАТ не горит ни от перегрева на ходу, ни от напалма. Чего не скажешь о ходовой части танка Т-90С.
Высокие сцепные качества гусеницы танка Т-64БМ БУЛАТ обусловлены формой опорной поверхности и конструкцией опорного катка.
Маленький  стальной (жесткий) опорный каток танка Т-64БМ БУЛАТ обеспечивает высокие контактные давления на стальную беговую дорожку трака. Под их воздействием гибкий с параллельным шарниром трак, лежащий на податливом несущем основании, деформируется с переменным радиусом кривизны.
Максимальные давления в системе «гусеница-грунт» возникают в центре трака, в зоне башмака, а там полость, которая забивается грунтом и удерживает его шпорами. Именно она обеспечивает высокий коэффициент трения в системе «гусеница-грунт» и  высокие тягово-сцепные качества гусеничного движителя. 25% тяговых (сцепных)  качеств гусеницы танка Т-64БМ БУЛАТ реализуется башмаком.
Форма опорной поверхности звена и отверстия в нем не только уменьшают вес (снижают холостые потери на перематывание), повышают очищаемость гусеницы, но и повышают ее сцепные свойства: работают внутренние связи (усилия) между частицами грунта, находящимися под и над гусеницей. За счет этого реализуется еще 15% тягового усилия. Остальные 60% реализуются грунтозацепами (шпорами) трака.
Динамический ход опорных катков Т-64БМ Булата составляет 320 мм, благодаря чему Т-64БМ БУЛАТ обладает высокой плавностью хода, так как он может проходить неровности из высотой до 0,2 м.
В российского танка Т-90С плавность хода хуже. Динамический ход опорных катков Т-90С не превышает 260 мм, что позволяет плавно проходить неровности поверхности из высотой только до 0,15 м.
Ходовая часть БМ БУЛАТ в сравнении с ходовой Т-90С дает выигрыш веса почти в 2 тонны и экономию дефицитной резины. Масса цветного металла использованного в ходовой части танка Т-64БМ Булат составляет всего 152 кг, а в Т-90С целых 1110 кг.
В условиях сильной запыленности пустынной и гористой местности, ходовая часть танка Т-64БМ БУЛАТ намного лучше, чем ходовая танка Т-90С, так как в таких условиях в ходовой танка Т-90С происходит интенсивный абразивный износ резиновых бандажей опорных катков.
Во время Российско-украинской войны 2014 – 2015 годов танки Т-64БМ Булат показали полное превосходство над российскими модернизированными танками Т-72Б3.
Танковой роте капитана Александра Мороза 1 отдельной танковой бригады Вооруженных сил Украины, 12 февраля 2015 года в 8 часов утра поступила команда атаковать населенный пункт Логвиново занятый российскими оккупационными войсками.
Для атаки была выделена только одна танковая рота капитана Александра Мороза в составе 5 танков Т-64БМ Булат, так как на то время танковый батальон первой отдельной танковой бригады и сама бригада были разбросаны в двух секторах. На момент получения приказа, из пяти машин, по различным причинам в атаку смогли пойти только три танка. Это был экипаж Александра Мороза в составе - наводчика Федора Матюши, механика-водителя Артема Богуславского.
Также в атаке на Логвиново участвовали экипаж в составе командира танка старшего сержанта Владимира Костенко, наводчика солдата Михаила Крыщенко, мехвода солдата Дмитрия Дмитренко, и экипаж сержанта Геннадия Ковальского, наводчика-оператора  Алексея Понамарчука и механика-водителя Василия Пустовойта.
Все три экипажа танков Т-64БМ Булат имели уже большой боевой опыт - принимали участие в боях с российскими танками еще под Луганском, все экипажи состояли из контрактников, имеющих хороший уровень боевой подготовки. Экипаж Костенко горел в танке под Луганском, но спасся и не покинул фронт, продолжая защищать Родину.
Три украинских танка Т-64БМ Булат шли от Луганского и получили задачу прикрыть атаку на Логвиново подразделения 30 отдельной механизированной бригады.
Задачей танковой роты капитана Александра Мороза  было - не входить в само Логвиново, а прикрыть левый фланг атаки подразделения 30 отдельной механизированной бригады, на открытой местности.

Утром 12 февраля 2015 года под Логвиново была прекрасная видимость. Украинские танки Т-64БМ Булат развернулись в боевое построение фронт. Танк Т-64БМ Булат капитана Александра Мороза шел посередине.
Подразделение 30-й отдельной механизированной бригады шло прямо на Логвиново, а три танка Т-64БМ Булат прикрывали атаку левее населеного пункта. Предварительных данных о позициях противника не было. Каждый контролировал свой сектор. Вблизи Логвиново левее села капитан Александр Мороз заметил, как вражеский танк Т-72 внезапно открыл огонь по украинским пехотинцам. Командир танка Т-64БМ Булат Александр Мороз дал команду, и с дистанции в 900 метров, наводчик Федор Матюша уничтожил российский танк Т-72 с одного выстрела. В российского танка Т-72 начался пожар, экипаж выпрыгнул из танка, танк взорвался.
И тут сразу правофланговый танк Т-64БМ Булат русские накрыли. Вначале Мороз увидел недолет по украинскому  танку справа. А затем прямое попадание в башню танка Костенко! Слава Богу, на украинском танке Т-64БМ Булат сработала надежная встроенная динамическая защита Нож. Танк Т-64БМ Булат не просто уцелел, но он сохранил боеспособность и немедленно продолжил бой. Обстреляли танк и Александра Мороза. Один снаряд пролетел совсем близко от танка – Александр почувствовал ударную волну. После этого Мороз увидел танк, который стрелял по украинским танкам. Он был недалеко от первого. Танк Т-64БМ Булат Александра вместе с танком Костенко открыли огонь по этому российскому танку Т-72. Российский танк начал отползать, появился огонь, вероятно, была пробита башня, и Крыщенко добил его осколочно-фугасным. Российский танк Т-72 не взорвался, но начал гореть. Расстояние между подбитыми танками противника было небольшим. На этом же рубеже вскоре себя обнаружил и третий российский танк Т-72 - он тоже вышел на украинские танки.

В этом бою российские танкисты использовали тактический прием «Карусель». Это такой тактический метод боевой стрельбы из танка. Три или четыре танка выезжают на рубеж открытия огня, стреляют, а когда  у них заканчиваются боеприпасы, им на замену отправляются также три или четыре танка, а те тем временем отходят  и пополняют боекомплект.  Так и меняются.
Украинские танкисты на танках Т-64БМ Булат остановились и ожидали контратаку противника. Поэтому третий показавшийся российский танк Т-72 быстро был уничтожен экипажем Ковальского. Бой под Логвиново занял не более 20 минут.
Всего в боях в районе населенного пункта Дебальцево в январе-феврале 2015 года танковая рота капитана Александра Мороза на танках Т-64БМ Булат уничтожила 6 танков и 1 боевую машину пехоты русских оккупантов. 
 Танк Т-64БМ БУЛАТ принят на вооружение Вооруженных сил Украины Приказом Министра обороны Украины №626 от 20.12.2004 года «О принятии на вооружение модернизированного танка Т-64 с присвоением индекса БМ «БУЛАТ». 

Выводы:
Российский основной боевой танк Т-90А уступает украинскому танку Т-64БМ БУЛАТ по огневой мощи, в эффективной дальности и точности стрельбы, проходимости и манёвренности, эргономике, легкости эксплуатации и ремонтопригодности.
Государственное предприятие «Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А.А. Морозова» совместно с Государственным предприятием «Завод имени В.А. Малышева» и Государственным предприятием «ХКБД» реализует обширную программу модернизации танков Т-64БМ БУЛАТ, в результате которой боевые качества танка Т-64БМ БУЛАТ должны возрасти. Резервы для такой модернизации заложены в конструкции самого танка Т-64БМ БУЛАТ.


32 комментария:

  1. да... улыбнуло) (как сейчас говорят)
    что-то я вообще не слышу и не вижу "Булата" на международных выставках и уж тем более его покупок со стороны заинтересованных государств, таких как Индия или арабских монархий Персидского залива. Возможно, "Булат" и неплох, особенно учитывая производственные мощности Украины (правда заложенные полностью в СССР и на сегодняшний момент страдающие от недофинансирования и дезорганизации). Ну, выглядит "Булат" ниче! Башня напоминает Арматовскую... Ждем братского воссоединения: Украина-Россия-Беларусь! Вот тогда и поговорим)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. что то я не вижу довольных индийских рож после закупки российских танков:)))
      http://alternathistory.org.ua/kolossalnaya-tankovaya-oshibka-indii

      Удалить
    2. харьковская школа танкостроя одна из лучших в мире, все наиболее революционные танки были сделаны там т34 т54 т64 т80

      Удалить
    3. Ни Т-80, ни Т-55 к Харькову отношения не имеют. А Кошкин закончил Политех и первоначально работал в танковом КБ завода им. Кирова

      Удалить
    4. т-90 лучше, украинского и тут спорить даже не надо. И броня лучше и вооружение, и + т-90 можно много наштамповать, когда украинцы свой не смогут штамповать. И хочу заметить, что Индия и Турция закупают именно т-90с (а он урезанный), а не что-то другое

      Удалить
    5. Турция не закупала Т-90

      Удалить
    6. Первые серийные образцы, разработанные СКБ-2 на базе Т-64, выпускались на Кировском заводе в Ленинграде.Танк Т-80У выпускался на заводе «Омсктрансмаш» в Омске, а танк Т-80УД выпускался на заводе имени Малышева в Харькове. Модификацией Т-80УД являются танки Т-84 и БМ «Оплот».

      Удалить
    7. Количество уничтоженных украинскими "Булатами" российских т72 (а т-90 — это т72 модернизированный, из самых крупных модификаций — имя "Владимир") — 29 шт. Количество уничтоженных т90 — 6 шт. Количество уничтоженных украинских танков российскими — 0. Да, украинский танк хуже. Уничтожается значительно тяжелее. Позор хахламъ!

      Удалить
    8. Роман, что это Вы скромничаете? Великие укры уже Арматы пачками жгут в фейсбуке, хотя их еще на вооружении нет. Только сфоткать никак не могут, потому как вечно телефон разряженным оказывается:)))
      А вот фото раскоряченного "Булата" я еще прошлым летом видел, но это рашисткий фотошоп, надо полагать?

      Удалить
    9. > Количество уничтоженных т90 — 6 шт.
      А можно пруфик подбитых 90ых, или попой думаете?
      > Количество уничтоженных украинских танков российскими — 0.
      Что означает фраза, я честно не понял, за время конфликта сожгли почти три десятка Булатов.

      Удалить
    10. Беларусы з украінцамі павінны аб`яднацца і забраць свае тэрыторыі ў Масковіі.

      Удалить
    11. Украина экспортирует Оплоты а не Булаты

      Удалить
  2. Та даже Т-80 90 х годов выпуска лучше Т-90 го!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    2. Та не, примерно одинаковы.

      Удалить
  3. Т-90 покупают за кордоном. Это факт. Покупают таким как он есть. Т-90 перед поставками в Индию дорабатывался по их замечаниям. И они приняли его на вооружение. Преимущества модернизированных, пока ещё еденичных, Т-64 перед серийным Т-90 надо доказать в процессе длительной войсковой, а лучше боевой эксплуатации. Покупателю нужен не только танк как боевая единица, но и вся инфраструктура к нему. Сможет Украина доказать Индии, что надо переходить с Т-90 на Т-64? Да не смешите! Т-72 (тагильскую разработку на основе Т-64) поставили на вооружение уж не потому ли, что за Т-64 тоже немало грехов числилось? В отзывах о Т-90, как аргумент его отсталости, приводят одно из его главных достоинств - то, что он напрямую происходит от Т-72, прославленного, испытанного боевого танка, тридцатьчетверки наших дней. И если сегодня кто-то пытается превзойти то, что тагильчане создали 10 - 15 лет назад ... Ущербность этой статьи очевидна: да, со временем появляются новые начинки для военной техники и их ставят в старые корпуса, называя это модернизацией. Только не нужно модернизированную технику сравнивать со старой - сравнивайте с новой. У тагильских танкостроителей есть чем ответить харьковчанам. Ещё хочу сказать, что советская танковая школа была, есть и будет лучшей в мире.

    ОтветитьУдалить
  4. Если учесть, что Т-90 - один из худших современных танков, то не удивительно, что в частности украинский танк лучше его.

    ОтветитьУдалить
  5. http://www.kommersant.ru/doc/2276252
    Генеральный конструктор бронетанкостроения Украины в 1990–2011 годах Михаил Борисюк считает, что вооруженным силам нашей страны необходимо отказаться от дальнейшей модернизации танков Т-64Б и сосредоточиться на закупках более современного боевого танка Т-84 «Оплот». Модернизированным вариантом танка Т-64Б является танк Т-64БМ «Булат», который поступает в войска с 2005 года. Отметим, что Харьковское конструкторское бюро им. Морозова под руководством господина Борисюка разработало танки «Булат», «Оплот», а также целый ряд других боевых бронированных машин, которые пользуются спросом у зарубежных заказчиков. В настоящее время Харьковское конструкторское бюро возглавляет Александр Веретенников.

    «По своим характеристикам “Булат” соответствует танку Т-80УД, то есть находится где-то на уровне 1980-х годов. Я считаю, что закупать дальше танки “Булат” нецелесообразно. Надо заниматься дальнейшим усовершенствованием танков “Оплот”,— уверен Михаил Борисюк.— Пусть лучше наш танковый парк будет меньше, но он будет оснащен современными машинами».

    В Украине танк «Оплот» был принят на вооружение в 2009 году. По словам господина Борисюка, был заключен договор и внесена предоплата на производство 10 таких машин, однако финансирование шло нестабильно. Как сообщил эксперт Центра исследования армии, конверсии и разоружения Сергей Згурец, пока в войска поступил всего один «Оплот». Куда активнее этим изделием интересуются за границей. Например, в 2011 году Украина заключила соглашение с Таиландом на поставку в эту страну 49 танков «Оплот». Стоимость данного соглашения превышает $200 млн.

    В то же время, по данным издания «Белая книга», которое ежегодно освещает текущее состояние вооруженных сил, в войска уже поставлены 76 танков «Булат». Всего же в распоряжении вооруженных сил находятся в общей сложности 727 танков.

    Как сообщил “Ъ” Михаил Борисюк, стоимость одного «Оплота» составляет приблизительно $4 млн. «Учитывая нашу миролюбивую политику и тот факт, что нас окружают дружественные государства, нам достаточно для начала каждый год поставлять в войска хотя бы по 10 танков “Оплот”»,— считает господин Борисюк.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ошибся Борисюк насчёт дружественных государств, к сожалению. Россия, по своей сути - агрессор, причём подлый до предела, надо было это учитывать...

      Удалить
    2. Борисюк ошибся и с возможностью сделать 50 танков Оплот даже за 5 лет :)

      Удалить
  6. Не понимаю, зачем копья ломать, типа, чей танк лучше! В современном бою танку отводится ок. 15 минут жизни. Существующие ПТУРСы прожигают броню любого танка, будь то Булат, Т-90, Абрамс или Леопард с дистанции гораздо большей, чем дистанция выстрела танкового орудия. Пожалуй, только Меркава с его активной системой противодействия УР может какое-то время им противостоять. Да еще Т-90 СМ с КОЭП "Штора-1" и КАЗ "Арена". Но, насколько мне известно, в российские войска он не поступал и вряд ли поступит из-за разработки мифической Арматы

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Булат и Оплот на данный момент комплектуются КОЭП "Варта", являющейся аналогом Шторы, но действует против всего спектра современных лазерных систем наведения. КАЗ "Заслон" может быть установлена на любую бронетехнику от БТР до танка и на сегодня является единственной КАЗ в мире, дающая защиту от БОПС. На фото попадание БОПС 3БМ22 «Заколка» по бронеплите, защищенной комплексом «Заслон», в результате чего при средней бронепробиваемости (на Д=2000м.) в пределах 400 мм снаряд оставил на плите лишь небольшую воронку глубинной 60 мм. http://btvt.narod.ru/1/bronja_ukraini/0_4.jpg .

      Удалить
    2. 1. На Булаты её ставят не всегда
      2. Она не полноценная активная защита, т.е. это Российская арена и не Еврейская (не помню как зовут)

      Удалить
  7. Ответы
    1. ахахах что то не видать Оплот то )) он у них 1 ну может парочка. денег то на свою армию что бы закупить эти танки нету. )))

      Удалить
  8. Ну давайте посравниваем.
    бк булата 36 т90 42 булат сосет
    Скорость не 6 снарядов а 8.
    Птур комбат при прочих похожих российских характеристиках может применятся до минус 40 градусов, в российский птур до минус 50
    И т.д.
    По каждому пункту - ваши танки сосут. Никто их не покупает. Напомните мне сколько нибудь громкие контракты? а россия из года в год продает т90. и покупают их не за красивые глаза.
    Автор статьи танки видел только в worldoftanks.
    Ну и по факту любые параметры берет максимальные для украинского танка и минимальные для русского.
    Впрочем украинскому быдлу можно написать что т64 рвет абрамсов и т.д.
    Поверят. Мозгов то нет.
    Если бы ваши украинские вояки подбили хоть 1 т90 ваш паршенский президент воил бы его по всему миру как кусок сыра из под волновахи. (желтый обрезок автобуса)
    А по факту ни 1 подбитого танка - нет и не было, и все геройство заключается в том что бы продавать танки ополченцам.
    http://www.youtube.com/watch?v=bC4omB57ZN4 - танк булат на службе новоросии.
    Его тоже путин прислал ополченцам.... какое же вы быдло тупое.


    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мусор ты генетический нам ТО как раз ничего и не парят. Это вам ваш гуру совковый недостаток кремлёвский тюхает парады с заглохшими пиратами и помидоры с яблоками гуслями давит ну вам же ток лучше от санкций. Я живу у себя в своей стране и мне не через кисель и ватник ТВ события видны а воотчию. И тебе кизло нех свои заключения давать даже не поворачивается язык умо. Сиди соси и лижы зад своим кремлёвском карликами.

      Удалить
    2. Мусор ты генетический нам ТО как раз ничего и не парят. Это вам ваш гуру совковый недостаток кремлёвский тюхает парады с заглохшими пиратами и помидоры с яблоками гуслями давит ну вам же ток лучше от санкций. Я живу у себя в своей стране и мне не через кисель и ватник ТВ события видны а воотчию. И тебе кизло нех свои заключения давать даже не поворачивается язык умо. Сиди соси и лижы зад своим кремлёвском карликами.

      Удалить
  9. Пробные характеристики БМ Булат здесь http://tehnikawsz.ucoz.ua/publ/suchasna_gusenichna_tekhnika/t_64bm_bulat_bm_bulat_osnovnij_bojovij_tank_ukrajina_2005/33-1-0-1349.

    ОтветитьУдалить
  10. забавная сказочка про Логиново-2015 :) Впрочем, сказка-ложь, да в ней намёк, как говорится... Вся рота (10 машин по штату) состояла из 5 танков (не ведя до того боевых действий почти полгода), из них боеготовы оказались только 3. Это всё, что нужно знать о качестве украинских танков.

    ОтветитьУдалить