Translate

четверг, 10 июня 2021 г.

Технологии в танкостроении. Подвеска. Ходовая часть. Габариты.

 


Ходовая часть танка «Меркава»

по всему миру мы видим уход от торсионной подвески в пользу гидропневматической и активной (та же гидропневматическая, но с датчиками контроля положения катков и корпуса и выдача команд на изменение характеристик подвески с наиболее эффективным гашением колебаний корпуса).


Кроме намного лучших характеристик, новая подвеска намного проще для техобслуживания. В «Меркаве-1/2» были 48 точек смазки, которые надо было смазывать раз в неделю («Типуль Швуи»). На «Меркава-3/4» – только 2 точки в системе натяжения гусеницы, и надо смазывать их лишь раз в месяц («Типуль Ходши»). Упростились и работы по монтажу и демонтажу элементов подвески.

 


Техническое описание

На всех моделях «Меркава» мотоблок (двигатель + трансмиссия) расположены спереди. Трансмиссия передаёт движение на бортовые редукторы, те вращают ведущие колёса с 2 шестерёнками («звёздочками») на каждой, обеспечивая протяжение гусеницы. Сзади расположены направляющие колёса (ленивцы) с механизмом натяжения. Начиная с «Меркава-3» используется встроенный гидравлический механизм натяжения, на его базе был создан (как внешний инструмент) механизм натяжения для «Меркава-2».

Число поддерживающих роликов на борт – 4 («Меркава-1/2») или 5 (поздние «Меркава-2», «Меркава-3/4»). При этом ролики могут быть одиночными (поддерживают только ближайшую к борту часть верхней ветви гусеницы) и сдвоенные (поддерживают и ближнюю, и удаленную части верхней ветви гусеницы). Расположение роликов:

 

«Меркава-1/2» – 1-й, 2-й и 4-й поддерживающие ролики одиночные, 3-й – двойной.

 

Поздние «Меркава-2»: уже в 1985 г. был вариант с 1-м, 2-м, 3-м и 5-м одиночными роликами и 4-м двойным, а далее – с таким же расположением, как на «Меркава-3/4».

 «Меркава-3/4» – 1-й, 3-й и 5-й поддерживающие ролики одиночные, 2-й и 4-й – двойные.

Согласно большинству источников, гусеница «Меркава-1/2» состоит из 110 цельнометаллических траков шириной 640 мм с открытым шарниром. На «Меркава-3» гусеницу расширили до 660 мм. Длина опорной поверхности гусеницы – 4,520 мм. Однако, Книга памяти Ихиама (стр. 94) сообщает несколько иные детали: на «Меркава-1/2/3» 111 траков, на «Меркава-4» – 95 (последняя цифра подтверждена в статье на сайте АОИ от 22.07.18 и её перепосте на «7-й канал» за ту же дату). Первоначально траки гусеницы «Меркава-1/2» была заимствована у «Центуриона», но из-за более высокого веса «Меркава» срок их жизни был мал. Постепенно, особенно на этапе перехода к производству «Меркава-2», траки были значительно усилены.

Далее, уже для «Меркава-3», была разработана новая гусеница с усиленными траками («Хулия Мехузекет»), старые траки стали называть «лёгкими» («Хулия Каля»). С годами эту гусеницу стали использовать и на «Меркава-2». При создании «Меркава-4» гусеница претерпела ещё большие изменения: гребни («Мидрас») стали ровными, вместо ступенчатых («Яшар вэ-Лё Медураг»), а шаг гребней («Псия») был увеличен со 140 до 163 мм (это и объясняет снижение числа траков в гусенице: 140х111=15,540, 163х95=15,485). Судя по фото, все «Меркава-4» используют именно такую гусеницу.

Ещё одна интересная деталь связана с шириной гусеницы (стр. 82). При переходе к «Меркава-3» гусеницу решили расширить с 640 до 660 мм. Однако, резко участились случаи искривления и разрушения внешнего края гусеницы. Проверки проходимости показали, что для большинства типов местности на местных ТВД влияние роста удельного давления на грунт не значительно и новая гусеница была не расширена, а заужена: вначале до 610 мм, далее до 580 мм. В книге не сказано, использовалась ли и далее «лёгкая гусеница» (шириной 660 мм) параллельно с «усиленной» (580 мм) для работы на мягких грунтах.

Примечание: согласно Jane's Armour and Artillery 2002-3003, длина опорной поверхности гусеницы (Length of track on ground) для всех моделей 4.78 м. Если это так, то для гусениц указанной ширины при массе 65 тонн удельное давления на грунт составляет 1.17, 1.11, 1.06 и 1.03 соответственно. Однако известно также, что длина корпуса у «Меркава-3/4» превышает длину корпуса «Меркава-1/2», по ряду источников на 15 см (с 7.45 до 7.60), а по Jane's Armour and Artillery 2002-3003 – аж на 52 см (с 7.45 до 7.97). При этом выросла и опорная поверхность гусеницы, визуальное подтверждение этому – характерный увеличенный промежуток между 4-м и 5-м опорными катками на «Меркава-3/4». Возможно 4.78 – это цифра только для «Меркава-3/4» и прирост уже учтён (4.78 м больше 4.52 м на 26 см). Но если нет, то скажем дополнительные 15 см к 4.78 м, т.е. до 4.93 м, изменят цифры выше на 1.13, 1.08, 1.03 и 1.0 (точнее, 0.999) соответственно.

В начале 2000-х гг. появились фото «Меркава-3 Баз Дор Далет» с новой обрезиненной гусеницей. Судя по всему, это был эксперимент, не давший положительных результатов и далее эта гусеница не использовалась.


Подвеску «Меркава-1/2» в некоторых источниках именуют пружинно-балансирной, но это неверно. Каждый из 6 узлов подвески на борт включает балансир, рессору с двумя параллельно работающими цилиндрическими пружинами (пружина меньшего диаметра внутри пружины большего диаметра) и ограничитель хода катка. На 1-м, 2-м, 5-м и 6-м узлах подвески установлены телескопические гидравлические амортизаторы. Балансиры нечётных по счёту катков (т.е. 1-го, 3-го и 5-го) направлены в сторону носа танка, чётных (т.е. 2-го, 4-го и 6-го) – в сторону кормы, что внешне создаёт вид трёх тележек, что может ввести в заблуждение. На практике два соседних узла имеют лишь один общий элемент – узел крепления балансиров («Бейт Митле», на английском housing). Таким образом, подвеска всех моделей «Меркава» – независимая.

На 1-м и 6-м узлах подвески «Меркава-3» установлены гидравлические ограничители хода катков с ходом поршня вначале 140 мм, затем – 190 мм (стр. 97), именно такие ставились затем и на «Меркава-4». Все узлы имеют также механические ограничители хода катка.

Количественным показателем работы подвески является ход катка, динамический и полный.

 «Меркава-1/2» – динамический 210 мм, полный обычно не указан; в Википедии на английском сказано ‘Total vertical wheel travel – 295–380 mm’.

«Меркава-3/4» – динамический 304 мм, полный – 604 мм (по Janes: ‘300 mm bump and 304 mm rebound’); некоторые источники говорят о динамическом ходе в 300 мм и полном в 600 мм, возможно это округлённо.

 В Книге памяти Ихиама для «Меркава-1/2» подтверждается цифра динамического хода в 210 мм, что касается «Меркава-3», дана несколько меньшая цифра – 290 мм (стр. 76). Ссылка идёт на интервью с самим Ихиамом от 2010 г.

 Ниже – список образцов БТТ АОИ (танки и истребители танков), включая трофеи и образцы на изучении (танк «Чифтен»). В скобках указана масса и год поступления на вооружение в Израиле или первого случая захвата данного образца в качестве трофея АОИ.

 М4 «Шерман», подвеска VVSS (30-32 тонны, 1948 г.) – 6 опорных катков на борт, сблокированы по 2, c вертикальными пружинами (VVSS – Vertical volute spring suspension). Узел подвески (тележка) состоит из двух балансиров соединенных с опорными катками, коромысла, буферной площадки, двух буферных пружин, корпуса с направляющими пазами.

 «Кромвель» (28 тонн, 1948 г.) и «Чариотир» (30 тонн, 1978 г.) – 5 опорных катков на борт, независимая (индивидуальная) пружинная (свечная) подвеска с винтовой цилиндрической пружиной. На 1-м, 2-м, 4-м и 5-м узлах подвески устанавливались гидравлические амортизаторы двухстороннего действия (усовершенствованная подвеска Кристи).

 «Рено» R-35 (10.6 тонн, 1948 г.) – из 5 опорных катков на борт, 1-й имеет индивидуальную подвеску, остальные 4 сблокированы попарно, все на горизонтальных резиновых рессорах. Каждая рессора представляет собой набор резиновых колец чередующихся с металлическими дисками. Резиновые кольца работают на сжатие. Для ограничения хода катков вниз использовались два уменьшенных резиновых кольца ниже осей качания балансиров. Для увеличения упругости рессоры и упрощения ее конструкции резиновые кольца и металлические диски между собой не склеены.

 «Гочкис» H-39 (11 тонн, 1948 г.) – 6 опорных катков на борт, сблокированы попарно, на горизонтальных пружинах (т.н. «французские ножницы»).

 Лёгкий MkVI (5 тонн, 1948 г.) – 4 опорных катка на борт, сблокированы попарно, пружинная подвеска (подвеска Хорстманна).

 М22 «Локаст» (7.4 тонн, 1948 г.) – 4 опорных катка на борт, сблокированы попарно, на вертикальных буферных пружинах. Ленивец большого диаметра имел аналогичную подвеску и был опущен до уровня земли, исполняя роль 5-го опорного катка.

 М13/40 (14 тонн, 1948 г.) – 8 опорных катков на борт, сблокированы по 4 в две тележки, на балансирах и полуэллиптических рессорах.

 М10 «Вульверин» (29.5 тонн, 1951 г.) – 6 опорных катков на борт, сблокированы по 2, c вертикальными пружинами.

 АМХ-13 (14.5 тонн, 1955 г.) – 5 опорных катков на борт, индивидуальная торсионная подвеска, на 1-м и 5-м катках – гидравлические амортизаторы.

 Т-34-85 и Су-100 (32 тонны, 1956 г.) – 5 опорных катков на борт, независимая (индивидуальная) пружинная (свечная) подвеска с винтовой цилиндрической пружиной, без амортизаторов (подвеска Кристи).

 М4 «Шерман», подвеска HVSS (30-39 тонн, 1956 г.) – 6 опорных катков на борт, сблокированы по 2, c горизонтальными пружинами (HVSS – Horizontal volute spring suspension). Балансиры каждой тележки выполнили в виде двуплечих рычагов, на нижнем конце которых устанавливаются сдвоенные опорные катки, на верхнем крепятся две буферные пружины, которые размещены между балансирами горизонтально, над рессорами – гидравлический телескопический амортизатор.

 «Арчер» (15 тонн, 1956 г.) – 6 опорных катков на борт двух разных диаметров, сблокированы в тележки по 3. Большой каток каждой тележки располагается на первичном балансире, закреплённом на кронштейне на корпусе танка. К первичному балансиру шарнирно крепится вторичный, с размещённым на нём коромыслом с двумя малыми катками. Упругим элементом тележки служит пружинная рессора с телескопическим гидравлическим амортизатором, соединённая цапфами с первичным и вторичным балансирами.

 «Центурион» (51 тонна, 1959 г.) – 6 опорных катков на борт, сблокированы попарно, пружинно-балансирная подвеска, упругий элемент – цилиндрические винтовые пружины. На первых тележках каждого борта устанавливались гидравлические телескопические амортизаторы одностороннего действия (модернизированный вариант подвески Хорстманна).

 М48 (44.8 тонн, 1964 г.) – 6 опорных катков на борт, индивидуальная торсионная подвеска, с гидравлическими амортизаторами на 1-м, 2-м и 6-м катках.

«Чифтен» (55 тонн, испытания в 1967-1969 гг.) – конструкция подвески заимствована у «Центурион».

 Таким образом, танк "Чифтен" Мк5Р относится к наиболее многочисленной партии экс­портных танков, которые изготовлялись в середине 70-х гг.

Танк (рисунок) выполнен по классической компоновочной схеме: пушка расположена во вращающейся башне, моторно-трансмиссионное отделение находится в корме, отделение управления - спереди. Танк имеет большие габариты (высота по крыше башни – 2470 мм , длина корпуса – 7510 мм , ширина по гусеницам – 3350 мм ), увеличенный силуэт и значительную боевую массу – 54,8 т.

усеницы – с открытым шарниром последовательного типа, металлической беговой до­рожкой и съемными асфальтоходными подушками; подвеска - пружинно-балансирного типа (два катка сблокированы в одной тележке); упругий элемент – винтовая цилинд­рическая пружина; динамический ход катка 159 мм . На первой тележке установлено два гидравлических поршневых амортизатора. Масса ходовой части 13 т.

Узлы ходовой части заимствованы с танка "Центурион" разработки  50-х гг. Особенно­стью ходовой части является возможность замены венцов без демонтажа ведущего ко­леса.

Анализ результатов ходовых испытаний танков на бетонной дороге и на грунтовых трассах показал, что по характеристикам подвижности танк "Чифтен" Мк5Р находится на уровне танков 60-х гг.

Эксплуатационно-технические показатели танка ниже, чем у современных танков и составляют:

максимальная скорость по шоссе – 42,2 км/ч ;

средняя скорость движения по грунтовым дорогам – 22 км/ч ;

средний расход топлива на грунтовых дорогах – 119 л/ч;

запас хода по шоссе – 275 км ;

запас хода по грунтовым дорогам – 165 км .

М47 (46.1 тонн, 1967 г.) – 6 опорных катков на борт, индивидуальная торсионная подвеска, с гидравлическими амортизаторами на 1-м и 6-м катках.

 PzKpfw-IV (25 тонн, 1967 г.) – 8 опорных катков на борт, сблокированы попарно на балансирах с подвеской на четвертьэллиптических листовых рессорах.

 StuG-III (23.9 тонн, 1967 г.) – 6 опорных катков на борт с индивидуальной торсионной подвеской. 1-й и 6-й катки оснащены гидравлическими амортизаторами.

 Т-54 и Т-55 (36 тонн, 1967 г.) – 5 опорных катков на борт, индивидуальная торсионная подвеска, 1-й и 5-й катки на борт снабжены гидравлическими амортизаторами лопастного типа.

 ИС-3 (49 тонн, 1967 г.) и ИСУ-152 (47.3 тонны, 1967 г.) – 6 опорных катков на борт, индивидуальная торсионная подвеска, без амортизаторов.

 ПТ-76 (1967 г.) – 6 опорных катков на борт с индивидуальной торсионной подвеской. На 1-м и 6-м узлах подвески используются гидравлические амортизаторы поршневого типа двустороннего действия.

 М60 и М60А1 (46 и 47.7 тонн, 1971 г.) – 6 опорных катков на борт, индивидуальная торсионная подвеска. На 1-м, 2-м и 6-м опорных катках имеются телескопические гидравлические амортизаторы.

 Т-62 (37 тонн, 1973 г.) – конструкция подвески заимствована у Т-54/55.

 М60А3 (49.5 тонн, 1980 г.) – конструкция заимствована у М60/М60А1, но торсионная подвеска трубчато-стержневого типа.

Василий Чобиток, статья «Ходовая часть танков. Подвеска» на «Бронесайте»: Можно было бы сказать, что независимая пружинная подвеска устарела, если бы в конце 70-х годов на вооружение израильской армии не был принят танк "Меркава". Подвеска танков Mk 1 и Mk 2 "Меркава" на один борт состоит из шести узлов подвески. Каждый узел включает балансир, рессору с двумя параллельно работающими пружинами и гидравлический ограничитель хода катка. На первом, втором, пятом и шестом узлах подвески установлены телескопические гидравлические амортизаторы. Балансиры нечетных по счету катков направлены в сторону носа танка, четных - в сторону кормы, поэтому внешне узлы подвески попарно образуют три тележки, что может ввести в заблуждение, и в некоторых источниках указывается, что подвеска "Меркавы" балансирно-пружинная, хотя на самом деле она независимая. Динамический ход катков большого диаметра (D= 790 мм) обеспечивается достаточно высокий – 210 мм.

Подвеска модификации Mk 3 "Меркава" была улучшена. На ней также применяются сдвоенные пружинные рессоры. Качающаяся часть всех балансиров направлена в сторону кормы, что уменьшает жесткость встречи катков с неровностями. На первых и шестых узлах подвески установлены гидравлические ограничители хода катков, на всех двенадцати узлах - гидравлические лопастные амортизаторы и механические ограничители хода (в некоторых источниках, в частности в справочнике "Jane's Armour and Artillery 1998-99" с.51-55, говорится про восемь амортизаторов - на первых, вторых, пятых и шестых узлах подвески). Полный ход катка составляет 604 мм (!), что почти в два раза больше, чем у быстроходного Т-72, а динамический – 304 мм. Можно предположить, что такая подвеска имеет высокую удельную потенциальную энергию и обеспечивает очень высокую плавность хода.

Подвеска "Меркав" всех модификаций расположена снаружи и не занимает внутренний объем танка. Повышенная уязвимость подвески частично компенсируется применением бортовых экранов. Особым достоинством подвески "Меркавы" является сравнительная простота ее обслуживания и высокая ремонтопригодность.

Полковник Е. Викторов. Израильский танк "МЕРКАВА" (журнал ЗВО). "Меркава" Мк2 ... На каждом борту танка установлено шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков (диаметр 790 мм, динамический ход 210 мм...) и три поддерживающих ролика. Ведущие колеса переднего расположения. Подвеска независимая пружинного типа. Два передних катка имеют гидравлические амортизаторы. Подвеска быстро заменяется при подрыве на мине. Траки гусеницы (ширина 640 мм, длина опорной поверхности 4,52 м) цельнометаллические, с открытым шарниром. ... По сообщениям зарубежной печати, израильская промышленность приступила к разработке еще более усовершенствованного образца танка - "Меркава" Мк3, который в отличие от предшествующих моделей будет оснащен ... гидропневматической подвеской.

Полковник Е. Викторов. Израильский танк "МЕРКАВА" Мк3 (журнал ЗВО). Ходовая часть танка "Меркава" Мк3 включает (на сторону) по шесть опорных катков. Ведущие колеса переднего расположения. Подвеска независимая пружинного типа (рис. 4). На четырех опорных катках с каждого борта установлены мощные гидравлические амортизаторы роторного типа, а на передних и задних катках - гидравлические упоры. Динамический ход опорных катков достигает 600 мм, что сравнимо с показателями гидропневматических подвесок. Траки гусениц цельнометаллические, с открытым шарниром.

Юрий Спасибухов, Анатолий Бахметов "БОЖЕСТВЕННАЯ КОЛЕСНИЦА" (журнал Танкомастер., 2000 г., № 1). Ходовая часть для танка «Меркава» была специально разработана английской фирмой с участием израильских специалистов, которые предложили за основу ходовую часть танка «Центурион». На каждом борту имеется по шесть опорных катков, которые попарно соединены с узлами подвески. Из-за перегруженной передней части танка (броня, двигатель) передний каток первой тележки был усилен ребрами жесткости, по типу танка Т-54. Так как израильтяне сделали выбор в пользу подвески танка «Центурион» (особенно благодаря ее противоминной стойкости), то вопрос об использовании торсионной подвески при проектировании танка не возникал. При анализе выбора подвески было обращено внимание на то, что торсион может быть поврежден в результате взрыва мины до такой степени, что замена его в полевых условиях сопряжена со значительными трудностями. Танк «Меркава» имеет подвеску со спиральными пружинами, которая избавлена от недостатков более старых подвесок типа «тележка» и обеспечивает ход опорных катков более 120 мм, что оказывает положительное влияние на условия вождения по пересеченной местности. Кроме того, одним из положительных моментов, определивший выбор именно на этот тип подвески, явилось то, что узел подвески крепится к корпусу четырьмя болтами и, следовательно, может быть легко заменен при повреждении. Танк оснащен гусеницами с открытым металлическим шарниром, заимствованными с танка «Центурион», так как они обладали более высокой надежностью в сравнении с американскими образцами. Гусеница состоит из 110 траков шириной 640 мм.

Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г., Основной танк «Меркава» (Современные танки. Под ред. Сафонова Б. С. и Мураховского В. И. — М.: Арсенал-Пресс, 1995. — C. 71-80) [о «Меркава-1/2»]. Ходовая часть имеет по шесть обрезиненных опорных (диаметром 790 мм) и по пять поддерживающих катков с каждого борта, причем три из них поддерживают верхнюю ветвь гусеницы только за ближайшую к борту часть, а два — за удаленную. Гусеница состоит из 110 траков шириной 640 мм с открытым металлическим шарниром. Подвеска пружинно-балансирная. На двух передних и двух задних узлах установлены амортизаторы. Два передних ограничителя хода катков — гидравлические.

"Меркава" Мк3: В ходовой части используется индивидуальная подвеска со сдвоенными цилиндрическими пружинами в качестве упругого элемента. На первых и шестых узлах подвески установлены гидравлические ограничители хода катков, а на четырех средних узлах — гидравлические амортизаторы. Полный ход опорных катков 604 мм. Ширина трака гусеницы увеличена до 660 мм.

В. Борзенко. «Меркава» из Израиля. Танк «Меркава» Mk.3 (журнал «Моделист-конструктор», 2011 г., № 10). В ходовой части поставлено по шесть опорных катков и по пять поддерживающих на борт. Ведущие колёса — передние. Траки — цельнометаллические с открытым шарниром. Подвеска осталась независимой. Однако на опорных катках стали использовать сдвоенные цилиндрические винтовые пружины, на четырёх срединных катках поставили гидравлические амортизаторы роторного типа, а на передних и задних — гидравлические упоры. Ход опорных катков возрос до 604 мм. Плавность хода танка значительно улучшилась. Применили также встроенный механизм натяжения гусениц, что дало экипажу возможность их регулировки без выхода из танка. Гусеницы имеют цельностальные траки с открытым шарниром. При движении по асфальтированным дорогам они могут меняться на траки с резинонакладками. .... [на модели «Меркава Симан 3 Бет Баз Дор Далет»] Цельнометаллические опорные катки.

Статья «Меркава» (Википедия на русском).

Мк1: Подвеска пружинная, вне забронированного объёма. ... Все пружинные подвески осложняют скоростное поражение целей в силу раскачки корпуса.

  • Мк2: Модернизация ходовой части заключалась в установке на два передних узла подвески гидравлических упоров.
  • Мк3: Пружинная подвеска «Меркавы Mk.3» была значительно улучшена. Качающаяся часть всех балансиров направлена в сторону кормы, что уменьшает жёсткость встречи катков с неровностями. На четырёх опорных катках с каждого борта установлены мощные гидравлические амортизаторы роторного типа, а на передних и задних катках — гидравлические упоры. Динамический ход опорных катков увеличен до 300 мм, полный — 604 мм, что сравнимо с показателями гидропневматических подвесок. Траки гусениц цельнометаллические, с открытым шарниром.
  • Мк4: Подвеска танка пружинная (практически не используется в мире), обладая своими преимуществами она определённо снижает точность стрельбы в движении.

 Приложение 4: подвеска современных танков (3-е и 3+ поколение).

 Все танки имеют индивидуальную подвеску, конкретный тип – указан ниже. В скобках – год начала эксплуатации. Как мы видим, большинство производителей (кроме КНР) переходят от торсионной подвеске к гидропневматической, включая гидропневматическую активную.

 Т-80 (1976, СССР) – торсионная;

 «Леопард-2» (1979, ФРГ) – торсионная;

 М1 «Абрамс» (1981, США) – торсионная;

 «Челленджер» (1983, Великобритания) – гидропневматическая;

 EE-T1 «Озорио» (1985, опытный, Бразилия) – гидропневматическая;

 Тип 85 (1986, КНР) – торсионная;

 K1 или Тип 88 (1987, Южная Корея) – смешанная, гидропневматическая на 1-м, 2-м и 6-м катках, торсионная на 3-м, 4-м и 5-м катках;

 Тип 88 (1988, КНР) – торсионная;

 Т-90 (1992, Россия) – торсионная;

 Тип-90 (1992, Япония) – смешанная, гидропневматическая на 1-м, 2-м, 5-м и 6-м катках, торсионная на 3-м и 4-м катках;

 AMX-56 «Леклер» (1992, Франция) – гидропневматическая;

 C1 «Ариете» (1995, Италия) – торсионная;

 «Челленджер-2» (1995, Великобритания) – гидропневматическая;

 Тип 96 (1997, КНР) – торсионная;

 Тип 98 (1998, опытные, КНР) – торсионная;

 Тип 99 (2001, КНР) – торсионная;

 MBT-2000 или VT-1A «Аль-Халид» (2001, КНР и Пакистан) – торсионная;

 Т-84БМ «Оплот» (2009, Украина) – торсионная;

 «Арджун» (2011, Индия) – гидропневматическая;

 Тип 10 (2012, Япония) – активная, гидропневматическая;

 К2 «Чёрная пантера» (2014, Южная Корея) – гидропневматическая;

 Т-14 «Армата» (2014, Россия) – активная, гидропневматическая;

 MBT-3000 или VT-4 (2016, КНР) – торсионная;

 «Алтай» (2021, Турция) – гидропневматическая.

https://oleggranovsky.livejournal.com/446603.html



1992

Леклерк, габариты

 





Комментариев нет:

Отправить комментарий