BTR-3E1-best average in the class of armored
personnel carriers.
БТР-3Е1 -
объединивший в себе простоту и технологичность, на протяжении последнего
десятилетия, является в своем классе, наиболее востребованным
бронетранспортёром в заказчиков на мировом рынке вооружений.
БТР-3Е1 - современный
украинский бронетранспортёр, создан Государственным предприятием «Харьковское
конструкторское бюро по машиностроению имени А.А. Морозова».
Бронетранспортёр БТР-3 в модификации БТР-3У с боевым модулем КБА-105
«Шквал» был в 2001 году впервые представлен на Международной выставке
вооружений IDEX-2001 в Объединённых Арабских Эмиратах.
В период с 2002 по 2009 год были
разработаны и поставлялись на експорт следующие модификации
бронетранспортёров БТР-3:
БТР-3У
- глубокая переработка первого украинского бронетранспортера БТР-94К, с двигателем Deutz BF6M1015,
соответствует стандарту EURO-1, мощностью 326 л.с. и автоматической
трансмиссией Allison MD3066, либо двигателем УТД-20С1, мощностью 300 л.с. В
состав вооружения БТР-3У входит боевой модуль КБА-105 «Шквал» с 30 мм
автоматической пушкой ЗТМ-1 спаренный с ней 7,62 мм пулемет КТ-7,62, две
пусковые установки ПТУР 9М114М «Конкурс-М» и 30 мм автоматический гранатомёт
КБА-117. Модуль «Шквал» оснащен прицельным комплексом 0ТП-20 который
интегрирован с системой управления стрельбой управляемыми ракетами и
двухплоскостным стабилизатором вооружения СВУ-500-10Р. БТР-3У оснащен
украинскими шинами ДТ-64.
БТР-3Е - модификация
бронетранспортёра БТР-3У1 с боевым модулем БМ-3С «Штурм-С», вооружённым
автоматической пушкой ЗТМ-1 и 7,62 мм пулемётом КТ-7,62. Комплекс управления
огнем боевого модуля БМ-3С «Штурм-С» включает в себя оптико-телевизионую
систему управления огнем «Астра с тепловизионным прицелом. БТР-3Е - оснащён двигателем УТД-20,
или Deutz BF6M1015.
Бельгийская фирма CMI Defence совместно с ГП «Киевский
бронетанковый завод» в 2013 году на базе бронетранспортёра БТР-3Е разработала
легкий колесный танк с 90 мм пушечно-ракетным вооружением «Cockerill».
Бронетранспортёр БТР-3Е1 разработан в
2010 году. БТР-3Е1 от ранних версий семейства БТР-3Е, БТР-3У отличается
совершенной системой управления огнем, отлаженной конструкцией, усиленной
защитой, качеством сварных швов.
По состоянию на 2016 год Украиной освоено
и производится следующая серия линейных бронетранспортеров
БТР-3:
БТР-3Е1 с двигателем MTU 6R106TD21,
мощностью 326 л.с., вентиляторной системой охлаждения и 5 скоростной
автоматической коробкой переключения передач Allison Transmission MD 3200SP.
БТР-3Е-1У с двигателем УТД-20С1,
мощностью 300 л.с., эжекционной системой охлаждения и 5 скоростной коробкой
переключения передач 14.1700105.
БТР-3ДА с двигателем Deutz BF 6M 1015,
мощностью 326 л.с., вспомогательной силовой установкой Sadko DE-420E,
вентиляторной системой охлаждения и 6 скоростной автоматической коробкой
переключения передач Allison Transmission MD 3066.
Объем моторно-трансмиссионного отделения
бронетранспортера БТР-3 составляет 6,8 м³.
Максимальная объектовая мощность
двигателей бронетранспортеров БТР-3Е1 и БТР-3ДА составляет 291 л.с., а в
БТР-3Е-1У с двигателем УТД-20С1 составляет 260 л.с.
Масса бронетранспортера БТР-3Е
15 865 кг, масса бронетранспортера БТР-3Е1 15 980 кг.
БТР-3Е1 современный
украинский бронетранспортёр с колесной формулой 8x8, предназначен для
транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой
поддержки в бою, способный следовать за танками, с ходу преодолевать окопы,
траншеи и водные преграды.
БТР-3Е1 используется для усиления
мотострелковых подразделений способных вести боевые действия в различных
условиях, в том числе в условиях применения противником оружия массового
поражения.
Компоновка БТР-3Е1 оптимальна для
форсировании водных преград, так как двигатель находится сзади и при
преодолении водной преграды в плавь со скоростью до 10 км/час, уравновешивает
машину при движении по воде.
БТР-3Е1 имеет усиленную противоминную
защиту класса 3В по классификации НАТО.
На базе
линейного бронетранспортёра БТР-3Е1 разработаны следующие модификации: БТР-3Е1К - командирский бронетранспортёр; БТР-3РК - самоходный противотанковый
комплекс, вооруженный 4 пусковыми установками ПТУР «Барьер» и 12,7 мм пулемётом
КТ-12,7; БТР-3М1 - самоходный
миномет, вооруженный 81/82 мм минометом и 12,7 мм пулемётом КТ-12,7; БТР-3М2 - самоходный миномет,
вооруженный 120 мм минометом и 12,7 мм пулемётом КТ-12,7; БТР-3БР - боевая
разведывательно-эвакуационная машина, оборудованная краном-стрелой и
бульдозерным отвалом; БТР-3С -
медицинская машина.
Командирский вариант бронетранспортера БТР-3Е1
бронетранспортер БТР-3Е1К отличается от линейного тем, что на командирском
бронетранспортере установлена вспомогательная энергоустановка Hyundai
DHY-6000LE-3.
По состоянию на начало 2015 года бронетранспортеры
БТР-3 поставлены в следующие страны:
Мьянма - 10 БТР-3У, Объединённые Арабские Эмираты - 25 БТР-3Е, США -1 БТР-3Е1; Украина - 48 БТР-3Е1, БТР-3Е-1У, БТР-3М1/М2, Азербайджан - 10 БТР-3Е/14,5 и БТР-3У/12,7, Казахстан 2 БТР-3Е, Нигерия - 44 БТР-3УН, УК, УР, БТР-3Е-70, Судан - 10 БТР-3Е, Бельгия - 1
шасси БТР-3Е; Чад - 12 БТР-3Е, Таиланд - 180 БТР-3Е1.
В настоящее время
Украина проводит работы по расширению производства линейки бронетранспортёров
БТР-3Е1, а также проводит работы по совершенствованию конструкции машин
разработанных на базе БТР-3Е1.
Стоимость бронетранспортёров серий
БТР-3У, БТР-3Е и БТР-3Е1 на внешнем рынке в зависимости от модификаций
(БТР-3У1, БТР-3Е, БТР-3Е1, БТР-3Е1К, БТР-3РК) составляет от 1 до 1,3 миллиона долларов США за машину.
Стоимость бронетранспортёров серии
БТР-3Е-70 (модификаций БТР-3УН, БТР-3УР, БТР-3УК, БТР-3УА) оценивается в 1 миллион долларов США за машину.
Штатный экипаж БТР-3Е1 состоит из
трех человек: механика-водителя, командира и наводчика-оператора боевого модуля.
На сегодняшний день производство бронертранспортеров
серии БТР-3Е1 осуществляется на трех украинских заводах - государственном
предприятии «Киевский бронетанковый завод», государственном предприятии
«Житомирский бронетанковый завод», государственном предприятии «Харьковский
завод специальных машин».
Корпусное производство БТР-3Е1
находится на - Азовзагальмаш в Мариуполе, Донецкой области, ООО «Лозовской
кузнечно-механический завод» в Лозовой, Харьковской области, ГП «Киевский
бронетанковый завод», а также на ГП
«Житомирский бронетанковый завод».
Корпус бронетранспортера БТР-3Е1
сварной, изготавливается из листов катаной броневой стали толщиной от 4 до 30
мм и обеспечивает защиту от пуль калибра 7,62 мм. Броневые листы БТР-3Е1
установлены со значительными углами наклона. Корпус бронетранспортера БТР-3Е1
полностью герметичен, имеет обтекаемую форму, которая повышает его водоходные
качества и снабжён складным волноотражательным щитком, укладывающимся в
походном положении на лобовой лист корпуса, усиливая таким образом его защиту.
Для обеспечения внешней связи на бронетранспортёре
БТР-3Е1 установлены радиостанции - «Tadiran» VRS-980/VRS-6020, Р-173М и
радиоприёмник Р-173ПМ (диапазон рабочих частот – 30000-75000 кГц), для
обеспечения внутренней связи – цифровая аппаратура внутренней связи и
коммутации ТПУ Р-174Т.
В настоящее время на бронетранспортере БТР-3Е1
устанавливаются украинские радиостанции
III поколения Р-173М и радиоприемник Р-173ПМ, обладающие по сравнению с
радиостанцией II поколения Р-123М, рядом преимуществ: автоматизация настройки,
удобство эксплуатации, лучшие электрические характеристики (мощность
передатчика, чувствительность приемника, стабилизация частоты, а также меньшее
время подготовки аппаратуры к работе и переход с одной частоты на другую,
уменьшенные габариты и масса).
Бронетранспортёр БТР-3Е1 оснащен радионавигационной
аппаратурой предназначенной для непрерывного определения координат места,
времени и вектора абсолютной путевой скорости объекта по радиосигналам систем
ГЛОНАСС и GPS NAVSTAR в любой точке земного шара, в любой момент времени,
независимо от метеоусловий, решения задач, индикации навигационных параметров.
Бронетранспортёр БТР-3Е1 развивает по
шоссе скорость до 107 км/ч. Запас хода по топливу 600 километров. БТР-3Е1
способен вплавь на скорости до 10 км/час форсировать водные преграды с помощью
водометного движителя, который установлен в кормовой части корпуса. Для
преодоления водной преграды, механик-водитель, не выходя из бронетранспортера,
активирует водоотражательный щиток и включает водооткачивающие насосы.
В передней части корпуса БТР-3Е1
расположено отделение управления с местами механика-водителя и командира, в
средней части располагается боевое отделение, совмещённое с десантным. В боевом
отделении, сразу за местами механика-водителя и командира, находятся двое
одиночных сидений десанта, развёрнутых спиной к борту.
Для защиты экипажа бронетранспортера БТР-3Е1 от
поражения вторичными осколками при пробитии брони бронетранспортера реактивной
противотанковой кумулятивной гранатой на бронетранспортере установлен
противоосколочный подбой из ткани «Кевлар».
Противоосколочный подбой из ткани «Кевлар» для защиты
экипажа бронетранспортера БТР-3Е1 от поражения вторичными осколками содержит
многослойную ткань из трудно горящего противоосколочного материала,
конфигурация которого соответствует элементам корпуса бронетранспортера
БТР-3Е1.
Противоосколочный подбой из ткани «Кевлар позволяет
повысить стабильность баллистических характеристик защиты, эксплуатационную
надежность и удобство в эксплуатации бронетранспортера БТР-3Е1 при выполнении
экипажем боевого задания.
Шесть десантников в кормовой части
десантного отделения располагаются в нём на двух продольных пластиковых
сиденьях в центре, сидя лицом к борту. Десант бронетранспортёра БТР-3Е1 имеет
возможность вести огонь из-под брони, для чего в бортах корпуса сделаны шаровые
амбразуры, развёрнутые в сторону передней полусферы.
Десантники занимают места в машине и покидают
бронитранспортер через двухстворчатые бортовые двери с каждой стороны корпуса.
Нижняя часть двери опускается вниз и формирует ступеньку, а верхняя часть
открывается в сторону по ходу движения машины. На крыше также имеются десантные
люки для десантирования.
В кормовой части корпуса расположено
моторно-трансмиссионное отделение. В моторно-трансмиссионом отделении
бронетранспортёра БТР-3Е1 установлен рядный шестицилиндровый дизельный
двигатель с турбонаддувом MTU 6R106TD21
объёмом 7,2 л мощностью 325 л.с., состыкованный с шестиступенчатой
автоматической трансмиссией Allison 3200SP. Также в моторно-трансмиссионном
отделении БТР-3Е1 установлено автоматическое противопожарное оборудование.
Рулевое управление бронетранспортёра
БТР-3Е1 оснащено гидроусилителем руля. Бронетранспортёр БТР-3Е1 оснащается
пулестойкими украинскими шинами КИ-113 140 НС10 12.00R20 или французскими
шинами Michelin по желанию заказчика. Шины Michelin являются диагональными,
бескамерными, переменного давления, размерностью 335/80 R20XXZL MTPL.
Для повышения маневренности четыре
передних колеса выполнены рулевыми. Бронетранспортер БТР-3Е1 оборудован
централизованной системой регулировки давления в шинах, что дает возможность
водителю быстро менять давление для преодоления трудных участков бездорожья.
Каждая шина бронетранспортёра БТР-3Е1 может вынести попадание 3 пуль, калибра
7,62 мм, с повреждением и потерей колесного давления бронетранспортёр может
проехать минимум 50 км без замены шин.
Для защиты от поражающих факторов ядерного,
химического и бактериологического оружия противника бронетранспортер БТР-3Е1
оборудован специальной системой защиты от оружия массового поражения.
В бронетранспортере БТР-3Е1 обеспечиваются нормальные
условия работы экипажа при температуре окружающей среды до +55° C как при
движении бронетранспортера, так и при периодически неработающем основном
двигателе за счет установки кондиционера, фильтро-вентиляционной установки и
двух вентиляторов.
Бронетранспортер БТР-3Е1 приспособлен для
транспортировки по воздуху и может преодолевать водные преграды на плаву.
Дополнительную защиту корпуса
бронетранспортера БТР-3Е1 обеспечивает водоотражательный щиток выносного типа,
который предохраняет бронетранспортер от заливания водой и обеспечивает
дифферент на корму за счет подъемной силы в носовой части бронетранспортера.
Применение щитка, на ряду с
использованием его в качестве броневой защиты, позволило бронетранспортеру
БТР-3Е1 развивать скорость на плаву до 10 км/ч, обеспечить стрельбу на плаву и
улучшить обзорность с места механика-водителя при движении на плаву.
Волноотражательный щиток
бронетранспортера БТР-3Е1 представляет собой лист броневой стали, закрепленный
на рычагах в носовой части корпуса. В рабочем положении щиток выдвинут вперед и
возвышается над ватерлинией. При движении на плаву набегающая волна
переливается через волноотражательный щиток и под действием разряжения
устремляется в пространство между щитком и корпусом, что позволяет исключить
подтопление носовой части бронетранспортера. Щиток устанавливается с помощью
гидравлического привода через систему рычагов.
Бронетранспортер БТР-3Е1 по сравнению с
БТР-4Е имеет больший запас плавучести и обладает лучшими водоходными
качествами. В среднем скорость бронетранспортера БТР-3Е1 на плаву на треть
выше, чем в бронетранспортера БТР-4Е.
Лучшие водоходные качества БТР-3Е1
связаны с меньшей осадкой и наличием в БТР-3Е1 дифферента на корму 2°15´, что
обеспечивает бронетранспортеру БТР-3Е1 возвышение носовой части над водой и
соответственно положительный угол атаки днища относительно набегающего потока
воды.
БТР-4Е имеет небольшой дифферент на нос,
что приводит к полному погружению носовой части в воду. Большая осадка и
погруженность носовой части изделия БТР-4Е приводит к увеличению лобового сопротивления
движению на плаву, которое прямо пропорционально площади поперечного сечения
подводной части бронетранспортера. Кроме того, при поднятом волноотражательном
щитке на изделии БТР-4Е создается дополнительное сопротивление движению.
Дополнительное сопротивление движению происходит за счет того, что вода
свободно обтекает волноотражающий щит, после чего инерциально воздействует на
верхнюю часть носа бронетранспортера, создавая дополнительное сопротивление и
увеличивая массу перемещаемой воды.
Колесный движитель бронетранспортера БТР-3Е1 обеспечивает максимально возможную скорость 107 км/ч при движении по дороге с твердым покрытием, высокую топливную экономичность и долговечность. Бронетранспортер БТР-3Е1 способный обеспечить движение при отказе, или повреждении одного, или нескольких колес, а также обладает повышенной проходимостью по мягким грунтам за счет регулирования давления воздуха в шинах.
Бронетранспортер БТР-3Е1 оснащен быстродействующей
системой противопожарного оборудования, которая предназначенная для подавления
пожаров в боевом и моторно-трансмиссионном отделениях. Она состоит из датчиков
и блоков управления и нескольких баллонов с огнегасящим составом «Фреон».
Система работает в штатном автоматическом режиме, но
по необходимости может, приводится в действие вручную с места
механика-водителя.
Бронетранспортер БТР-3Е1 оборудован системой дистанционной
постановки дымовой и аэрозольных завес – система 902В «Туча». Наводчик-оператор
и командир пользуются пультами управления с набором кнопок, управляют работой
дымовых и аэрозольных гранатометов с помощью подсвечиваемых кнопок нажимного
действия.
Мортиры для пуска дымовых гранат системы 902В «Туча»
расположены под разными углами относительно плоскости лобового бронированного
листа, при этом угол установки верхнего из гранатометов пуска дымовых гранат
выполнен меньшим, чем угол установки нижнего гранатомета.
При выстреливании 81 мм дымовых гранат ЗД6 системы
902В «Туча», снаряженных металлохлоридным аэрообразователем курящегося действия
на дальности 250…300 метров, образуется завеса, маскирующая бронетранспортер в
видимом и ближнем инфракрасном диапазонах, спектра 0,4…1,06 мкм. С помощью
постановки аэрозольных завес, образуется аэрозольный экран, интенсивно
поглощающий и рассеивающий тепловое излучение нагретых частей бронетранспортера
БТР-3Е1 и тепловой струи из выхлопных коллекторов, в следствии чего происходит
значительное снижение дальности захвата тепловой головки самонаведения
противотанковой ракеты. Химический состав обеспечивает максимальное поглощение
теплового излучения в диапазоне работы тепловой головки самонаведения
противотанковой ракеты.
Тактико-технические характеристики
бронетранспортера БТР-3Е1, позволяют ему вести бой с танками,
бронетранспортерами и боевыми машинами пехоты противника, не входя в зону
поражения их вооружения.
Вооружение бронетранспортера БТР-3Е1 полностью
состоит из комплектующих украинских производителей.
Бронетранспортёр БТР-3Е1 может
комплектоваться тремя вариантами боевых модулей – КБА-105 «Шквал», «Гром», БМ-3
«Штурм», которые разработаны и производятся в Украине.
БТР-3Е1 оснащен боевым модулем БМ-3М
«Штурм-М» с
дистанционным управлением с мест командира и наводчика-оператора. Вооружение боевого модуля БМ-3М «Штурм-М»
обеспечивает поражение бронированной техники, живой силы и вертолетов
противника. Боевой модуль БМ-3М «Штурм-3М» является одним из наиболее
компактных и вместе с тем наиболее мощных из существующих боевых модулей
данного класса. Преимущество боевого модуля БМ-3М «Штурм-М» заключается в
небольшом занимаемом внутреннем объёме, боевого отделения бронетранспортера
БТР-3Е1. Производит современные боевые модули БМ-3С «Штурм-С», БМ-3СМ
«Штурм-СМ» и БМ-3М «Штурм-М» государственное предприятие «Киевский
бронетанковый завод».
Боевой модуль БМ-3М «Штурм-М»
бронетранспортёра БТР-3Е1 оснащен оптико-электронной системой наблюдения,
прицеливания и управления огнем (СУО) «Трек-М» производства ПАО «ЧеЗаРа»
(Черниговский завод радиоприборов). Система управления огнём «Трек-М»
обеспечивает наблюдение и обнаружение наземных целей и вертолетов, прицеливание
и дистанционное управление вооружением бронетранспортера БТР-3Е1.
В дистанционном-управляемом боевом
модуле БМ-3М «Штурм-М» установлена 30 мм пушка ЗТМ-1, 7,62 мм пулемет КТ-7,62,
30 мм автоматический гранатомет КБА-117 и комплекс противотанкового
управляемого вооружения «Барьер» с двумя ракетами с бронепробиваемостью за
динамической защитой не менее 800 мм. Нарезная автоматическая 30 мм пушка
двойного питания ЗТМ-1 имеет боекомплект 200 снарядов. Боекомплект 7,62 мм
пулемета КТ-7,62 составляет 500 патронов. С левой стороны модуля установлен 30 мм
автоматический гранатомет КБА-117, у которого 29 готовых к использованию
гранат, и дополнительно 87 гранат перевозится в резерве (три магазина, в каждом
из которых находится по 29 гранат).
Наводчик-оператор и командир бронетранспортера БТР-3Е1
управляют системой вооружения бронетранспортера, наблюдают за полем боя,
обнаруживают и уничтожают цели.
Командир бронетранспортера БТР-3Е1 имеет возможность
дублированного управления вооружением бронетранспортера в такой экстренной
ситуации, как - обнаружение командиром танкоопасной цели, при недостаточном
времени на выдачу целеуказаний, или при выводе из строя наводчика-оператора.
В бронетранспортере БТР-3Е1 применены жидкокресталические
дисплеи для командира и наводчика создающие более благоприятные условия
отображения на экране прицельного маркера с целью.
Наводчик-оператор и командир управляют системой
управления огнем «Трек-М» с помощью двуручных пультов-колонок, которые
установлены на рабочих местах командира и наводчика бронетранспортёра БТР-3Е1.
Достоинством
двуручного пульта-колонки, так называемой «чебурашки», являются сравнительно
высокие точностные характеристики и возможность длительного управления
вследствие уравновешивания усилий рук наводчика-оператора в двух плоскостях
наведения. Двуручный пульт-колонка, также обеспечивает сравнительно большие
угловые перемещения рукояток в плоскости вертикального наведения и колонки в
плоскости горизонтального наведения.
Система
управления огнем «Трек-М» бронетранспортера БТР-3Е1 обеспечивает ведение
стрельбы с места и с ходу в дневных и ночных условиях, в том числе и при
ухудшенной видимости, и обладает повышенной живучестью, так как стрельба может
осуществляться как наводчиком, так и командиром с использованием
электронно-оптических каналов прицелов: ПН-Б - прицела наведения
противотанковых управляемых ракет «Барьер» и оптико-электронного модуля ОЭМ-В.
Обнаружение целей и прицеливание в системе управления
огнем «Трек-М» бронетранспортера БТР-3Е1 осуществляется при помощи
телевизионных камер и оптико-электронного модуля ОЭМ-В, а также формирование
изображения обнаруженных целей и окружающей обстановки на видеомониторах
командира и наводчика-оператора.
Система управления огнем «Трек-М» бронетранспортера
БТР-3Е1 обеспечивает обнаружение целей при помощи обзорного панорамного прибора
«Панорама-2П» и формирование изображения обнаруженных целей и окружающей
обстановки на видеомониторе командира бронетранспортера.
Панорамная камера кругового обзора «Панорама-2П»
установлена в левой части крыши боевого модуля «Штурм-М».
Панорамная камера «Панорама-2П» установлена с
возможностью подъема над крышей боевого модуля с помощью механизма подъема
панорамной камеры на высоту 0,5 м и в поднятом положении вращением вокруг
вертикальной оси механизма подъема на 360 градусов.
Оптико-электронный
модуль ОЭМ-В размещается на внешней поверхности боевого модуля БМ-3М «Штурм-М»
слева на оси блока вооружения боевого модуля бронетранспортера БТР-3Е1.
Оптико-электронный
модуль ОЭМ-В содержит встроенную оптико-электронную систему выверок
дальномерного, информационного и телевизионных каналов, обогреваемые защитные
стекла.
В системе вооружения бронетранспортера БТР-3Е1
применяется цифровой стабилизатор вооружения СВУ-500-4Ц, позволяющий сохранить
заданное положение автоматической пушки в пространстве и выработать нужные углы прицеливания и
управления с учетом поправок на отклонение от нормальных условий стрельбы –
баллистических, метеорологических и топографических.
Цифровой стабилизатор СВУ-500-4Ц последнего поколения
отличается от аналогового стабилизатора СВУ-500-10Р бронетранспортера БТР-3Е
реализацией законов управления движением вооружения и режимами работы в
цифровом виде на современной элементной базе и обмена информацией между
цифровыми блоками управления и пультами управления стрельбой по
помехоустойчивому стандартному цифровому интерфейсу.
Настройка параметров стабилизатора СВУ-500-4Ц
осуществляется наводчиком-оператором непосредственно от пульта управления
стрельбой без манипуляций регулировочными элементами на блоках управления.
Информация о режимах работы и исправности стабилизатора СВУ-500-4Ц отображается
на цифровом дисплее пульта управления в буквенном и цифровом виде.
В качестве
основного вооружения на БТР-3Е1 используется 30 мм автоматическая пушка ЗТМ-1.
Среди огневых задач, возлагаемых на бронетранспортер БТР-3Е1, особое место
занимает борьба с малоразмерными точечными небронированными целями, такими как
установки противотанковых ракетных комплексов, или живая сила противника. Для
поражения танкоопасных небронированных и слабо бронированных целей используются
осколочно-фугасные снаряды.
Бронебойный
снаряд автоматической пушки ЗТМ-1 имеет максимальную бронепробиваемость 18 мм
под углом 60° на дальности 1000 м (или 14 мм на дальности 1500 м), а
бронебойный подкалиберный снаряд – 25 мм на дальности 1500 м.
Огневая мощь
бронетранспортера БТР-3Е1 повышена в результате дополнительной установки 30 мм
автоматического гранатомета КБА-117. В качестве целей автоматического
гранатомета КБА-117 рассматривается ручной противотанковый гранатомет в окопе,
открыто расположенная и укрытая в окопе живая сила противника.
Эффективность
поражения пехоты, находящейся в траншеях на дальностях до 1000 м, у 30 мм
гранатомета КБА-117 значительно выше, чем у 30 мм автоматической пушки ЗТМ-1.
Однако энергия осколков гранаты 30 мм гранатомета КБА-117 достаточна лишь для
поражения незащищенной бронежилетами живой силы.
Автоматический
гранатомет КБА-117 установленный в боевом модуле БМ-3М «Штурм-М» бронетранспортера
БТР-3Е1, эффективен при стрельбе по живой силе на небольших дальностях до 1
километра, где он превосходит основное вооружение бронетранспортера 30 мм
автоматическую пушку ЗТМ-1 в 1,5…3 раза по массовому расходу боеприпасов и в
1,2…1,5 раза по времени на поражение цели.
При стрельбе
на расстоянии больше 1 км показатели эффективности автоматического гранатомета
КБА-117 резко снижаются вследствие большой зависимости траектории и от внешних
возмущений. Поэтому автоматический гранатомет КБА-117 установленный в боевом
модуле БМ-3М «Штурм-М» бронетранспортера БТР-3Е1 только дополняет
автоматическую пушку ЗТМ-1 в борьбе с танкоопасной живой силой противника.
На правой
боковой стенке боевого модуля БМ-3М «Штурм-М» бронетранспортера БТР-3Е1
размещены узлы крепления противотанкового ракетного комплекса 212 «Барьер», на
левой боковой стенке боевого модуля размещено узлы крепления
оптико-электронного модуля OЭM-В системы управления огнем «Трек-М».
Автоматическая
скорострельная пушка ЗТМ-1 калибра 30 мм, спаренный с ней пулемет КТ-7,62
калибра 7,62 мм и автоматический гранатомет КБА-117 калибра 30 мм размещены в
середине боевого модуля БМ-3М «Штурм-М».
Автоматическая
скорострельная пушка ЗТМ-1 установлена по оси симметрии боевого модуля
«Штурм-М» с возможностью наведения ствола на угол 45 градусов вверх и снижения
ствола на угол 5 градусов вниз соответственно линии горизонта.
Пулемет
КТ-7,62 конструктивно выполнен спаренным с автоматической пушкой ЗТМ-1.
Автоматический
гранатомет КБА-117 расположен внутри боевого модуля рядом с левой боковой
стенкой боевого модуля, спаренный с автоматической пушкой пулемет КТ-7,62
калибра 7,62 мм размещен в отверстии в маске между пушкой ЗТМ-1 и гранатометом
КБА-117.
Стрельба из
бронетранспортера БТР-3Е1, может вестись не только по бронетехнике и живой силе
противника, а также из бронетранспортера БТР-3Е1 возможно вести эффективную
борьбу и с низколетящими воздушными целями противника, представляющими на поле
боя, угрозу для экипажа бронетранспортера.
В систему
управления огнем «Трек-М» бронетранспортера БТР-3Е1 входит прибор наведения
ПН-Б. Прибор наведения ПН-Б входящий в систему управления огнем «Трек-М»
формирует видеосигнал цели и поле управления ракетой противотанкового ракетного
комплекса «Барьер» в луче лазера на расстоянии от 50 до 5000 м. По своим
точностным характеристикам прибор ПН-Б лучше российских аналогов.
В российских
и белорусских приборах перед каждой стрельбой необходимо делать выверку, что
занимает значительное время. Украинский прибор ПН-Б в составе системы
управления огнем бронетранспортера БТР-3Е1 гарантирует стабильность прицельных
марок в течение 10 лет эксплуатации! В случае какого-либо сбоя просто при
включении на мониторе с пульта управления наводчика-оператора совмещается
прицельная марка, если она сбилась с маркой, которая проецируется в
телевизионный канал. Это значительное конкурентное преимущество ПН-Б.
В приборе
ПН-Б выверка исключительно внутренняя, не нужно покидать боевое отделение
бронетранспортера и делать отдельные телодвижения снаружи бронетранспортера. То
есть, при включении режима «Выверка» наводчик-оператор бронетранспортера
БТР-3Е1 получает на мониторе системы управления огнем «Трек-М» прицельную
выверочную марку, с которой совмещается прицельная марка. Весь процесс занимает
около 10 секунд.
Вместо
противотанкового ракетного комплекса второго поколения «Конкурс» с
полуавтоматическим управлением, который применялся на бронетранспортере БТР-3У,
на бронетранспортере БТР-3Е1 для повышения огневой мощи при стрельбе по
бронированным целям установлен противотанковый ракетный комплекс 212 «Барьер»,
украинской разработки.
Для
попадания в цель противотанковой управляемой ракеты Р-2 «Барьер», от
наводчика-оператора требуется только удерживать прицельную марку на цели, то
есть подготовка наводчика-оператора бронетранспортера БТР-3Е1 сводится только к
приобретению навыков работы обычным приводом наведения вооружения. Это
позволило повысить вероятность попадания противотанковой управляемой ракетой
«Барьер» в цель с 0,6 до 0,85-0,9 в сравнении с противотанковой управляемой
ракетой, предыдущего поколения «Конкурс».
Кроме того,
по сравнению с противотанковой ракетой «Конкурс» в которой бронепробиваемость
на уровне 400 мм в противотанковой управляемой ракеты Р-2 «Барьер»
бронепробиваемость до 800 мм за динамической защитой и расширен диапазон
дистанции боевого применения противотанкового комплекса с 4 до 5,5 километров.
Противотанковый ракетный комплекс 212 «Барьер»
выполнен в виде двух направляющих, установленных параллельно между собой в
вертикальной плоскости. Противотанковый ракетный комплекс 212 «Барьер»
бронетранспортера БТР-3Е1 установлен с возможностью изменения углов наведения в
вертикальной плоскости.
На бронетранспортере БТР-3Е1 кроме украинского
противотанкового ракетного комплекса «Барьер» по желанию Заказчика могут быть
интегрированы в систему вооружения бронетранспортера западные или российские
противотанковые ракетные комплексы с полуавтоматической или автоматической
системой наведения на цель.
Для повышения противокумулятивной защиты на
бронетранспортере БТР-3Е1 устанавливаются противокумулятивные решетчатые
экраны.
Противокумулятивные экраны бронетранспортера БТР-3Е1
состоят из сваренных решетчатых экранов-секций закрепленных кронштейнами на
расстоянии перед основной броней бронетранспортера.
Каждая секция решетчатых экранов бронетранспортера
БТР-3Е1 состоит из жестко скрепленных между собой, горизонтально расположенных
металлических полос пластин, соединенных между собой вертикальными рейками.
Целью применения решетчатых экранов на
бронетранспортере БТР-3Е1 является повышение вероятности разрушения боевой
части атакующих реактивных противотанковых кумулятивных гранат об решетчатый
экран. Противокумулятивные решетчатые экраны приводят к снижению возможности
образования кумулятивной струи, снижению эффективной длины кумулятивной струи
без образования пробития основной брони с образованием на ней только брешей,
трещин и вмятин. Решетчатые противокумулятивные экраны также повышают
пулестойкость основной брони бронетранспортера, за счет достижении высокой
степени перекрытия решетчатыми экранами фронтальной, бортовой и кормовой проекций
бронетранспортера БТР-3Е1.
Одной из форм поставки на экспорт бронетранспортёров
БТР-3Е1 является поставка бронетранспортёров БТР-3Е1 в виде машинокомплектов и
последующая их сборка в стране заказчика.
Группой специалистов производителя
производится инспекция предприятий заказчика, целью которой является
ознакомление с имеющимся технологическим оборудованием, уровнем подготовки
персонала заказчика.
Специалисты производителя
разрабатывают необходимый перечень дополнительного оборудования и специального
инструмента, которые необходимо будет поставить заказчику для налаживания
сборочной линии бронетранспортёров БТР-3Е1. Для обеспечения сборки
бронетранспортёров БТР-3Е1, заказчику передается минимально необходимая
конструкторская и технологическая документация. По желанию заказчика расширить
производство и освоить изготовление комплектующих своими силами, со стороны
Украины дополнительными соглашениями к действующему договору оказывается
необходимая помощь, а именно: обеспечение конструкторско-технической
документацией; изготовление и поставка необходимого оборудования и оснастки;
выполнение пуско-наладочных работ.
Поставка БТР-3Е1 обязательно
сопровождается обучением личного состава заказчика по применению и обслуживанию
бронетранспортёра, проектированию, постройкой и вводом в эксплуатацию
ремонтного завода, на котором украинскими специалистами проводится сборка
машинокомплектов, обслуживание и ремонт боевых машин.
После монтажа оборудования и запуска
завода на территории заказчика, первые 40 машин собираются с участием
украинских специалистов. Параллельно проводится обучение персонала заказчика. В
последующем роботы проводятся персоналом заказчика самостоятельно под
техническим контролем украинских специалистов.
Преемственность и взаимозаменяемость
узлов и деталей предыдущих модификаций БТР-3 с самой новейшей версией БТР-3Е1
дает возможность производить модернизацию ранее выпущенных машин БТР-3У,
БТР-3У1, БТР-3Е до уровня БТР-3Е1 по мере их поступления в капитальный ремонт.
Государственное предприятие «Киевский бронетанковый
завод» совместно с Государственным предприятием «Харьковское конструкторское
бюро по машиностроению имени А.А. Морозова» обеспечивает в процессе
эксплуатации заказчиком бронетранспортеров БТР-3Е1 авторский надзор, целями
которого является как получение необходимой информации для дальнейшего
совершенствования самого бронетранспортера БТР-3Е1, так и совершенствование
эксплуатационной документации, а также оказание помощи, Тайской Королевской
армии, по освоению и правильной эксплуатации бронетранспортеров БТР-3Е1.
Выводы:
Бронетранспортер БТР-3Е1 хорош не только своими
боевыми качествами, а й предельной простотой в производстве, эксплуатации и
ремонте, надежностью, низкой стоимостью и возможностью массового производства
на любом машиностроительном заводе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий