21.12.2021
ДССТ терміново придбала дві бронемашини КрАЗ Cougar
21 грудня 2021, 10:01
Виготовлені на ПрАТ "АвтоКрАЗ" броньовані бойові автомобілі коштуватимуть майже 15 млн гривень.
Державна спеціальна служба транспорту (195 центральна база – вч Т0710 у місті Києві) терміново вирішила придбати два броньовані автомобілі КрАЗ Cougar APC у ТОВ "Промінтерінвест Груп".
За даними, майданчика Prozorro, тендер було проведено за спрощеною процедурою й в короткий термін (дата оприлюднення 8 грудня 2021 року, підписання договору – 20 грудня 2021 року).Проведення тендеру за переговорною процедурою та вибір замовника пояснюється тим, що єдиним виробником в Україні автомобіля "КраЗ-Кугуар" є ПрАТ "АвтоКраЗ", а компанія "Промінтерінвест Груп" в свою чергу є кваліфікованим дилером та продавцем даної продукції.
При цьому, в самому контракті кінцевий термін постачання двох бронемашин - 22 грудня цього року. Тобто готові КрАЗ Cougar мають бути поставлені замовнику за два дні після підписання договору.
Вартість бронемашин становить 14 928 000 гривень (без ПДВ), або 7,464 млн гривень за одиницю.
Нагадаємо, КрАЗ Cougar побудований на шасі позашляховика Toyota Land Cruiser 79 й виготовлявся на Кременчуцькому автомобільному заводі за ліцензією канадсько-еміратської компанії Streit Group.
Ця модель вперше була представлена в Україні усереднені 2014 року. Відомо, що певну кількість бронемашин Cougar закупили для Національної гвардії України та Державної прикордонної служби України.
https://defence-ua.com/people_and_company/dsst_terminovo_pridbala_dvi_bronemashini_kraz_cougar-5670.html
14.12.2020
Крах АвтоКрАЗа: за 9 месяцев
2020 года продано лишь 29 автомобилей
Легендарный
АвтоКрАЗ - банкрот! Это ярчайший пример наплевательского, можно даже сказать,
скотского отношения к тому промышленному и научно-техническому наследию,
которое досталось Украине при развале Советского Союза.
Кто виноват? И что делать?
Однако основная вина лежит на созданном в 1990-х годах олигархо-шантажистском государстве, которому на все наплевать, кроме шкурных интересов олигархов и бюрократов, а также на прихвативших предприятие так называемых «эффективных собственниках», которые разграбили производство и бросили его, оставив Украину без собственного производства большегрузных автомобилей высокой проходимости. Силовые структуры Украины используют белорусские МАЗы, в которых, наряду с российскими узлами и комплектующими, велика доля интересов Порошенко, а также планируют закупать чешские ТАТRA под тем «остроумным» предлогом, что они, дескать, соответствуют стандартам НАТО, что, очевидно, очень «важно» в войне на Донбассе.
Поэтому,
фактически начиная с конца, сразу же отметим, что в сложившейся ситуации должно
сделать государство. Можно и дальше гоняться за Жеваго и украденынми им
миллиардами. Но государство должно срочнейшим образом национализировать холдинг
АвтоКрАЗ, восстановить, пока еще не поздно, производство, загрузить предприятие
заказами для нужд обороны и народного хозяйства, возможно, поспособствовать,
допустим, финансовыми гарантиями для продвижения его продукции на экспорт, тем
более что интерес к продукции КрАЗа существует в целом ряде регионов планеты. Это
тем более логично, что львиная долгов группы «Финансы и кредит» — это долги
именно государству, госбанкам, фонду гарантирования вкладов и так далее.
В
конце концов, если в ходе банкротства предприятие пустят с молотка, то
полученный в результате этого металлолом никоим образом не покроет украденных
миллиардов. Но Украина навсегда утратит способность производить большегрузные
автомобили.
Нет
повести печальнее на свете
Но
все-таки, что произошло с легендарным АвтоКрАЗом? Начать следует с небольшого
исторического экскурса, чтобы понять, что собой представляло это предприятие и
до чего его довело постсоветское государство и «эффективные частные
собственники».
История
предприятия началась сразу после Второй мировой войны. В августе 1945 года
тогдашний Наркомат путей сообщения СССР принял решение о сооружении в
Кременчуге завода мостовых конструкций. В течение последующих 9 лет таких
конструкций было сооружено для 600 мостов общей длиной 27 км, для мостовых
переходов в европейской части СССР на Днепре, Днестре, Москве, Даугава, Волге и
других реках.
Несколько
отвлекаясь от истории, отметим следующее. Тот факт, что Украина за 30
постсоветских лет «не спромоглася» разработать и запустить в производство свой
дизель для большегрузных авто, имея производство таких авто, — это позор! Или,
если угодно, ганьба! Тем более что производство дизелей для бронетехники
Украина имеет, и за три десятка лет вполне можно было бы создать двигатель для
грузовиков.
Кстати,
попытки установки на автомобиль КрАЗ танкового турбодизеля предпринимались в
далеком 1991 году для участия кременчугских машин в международном чемпионате по
трак-рейсингу с целью рекламы автомобилей КрАЗ. Тогда машину дорабатывали
именно в содружестве с харьковским танковым заводом имени Малышева, который
кроме двигателя разработал специальный редуктор и коробку передач. Комментарии
на эту тему оставим специалистам, но думается, что при достаточном
финансировании, желании, честности и патриотизме, для КрАЗа можно было
разработать и запустить в производство сугубо отечественную комплектацию,
обеспечив реальную, а не бутафорско-вышиваночную независимость страны хотя бы в
таком важном для ее экономики и обороны вопросе, как производство
крупнотоннажных автомобилей высокой проходимости. Кстати, в 1992 году КрАЗ
принимал участие в грузовой части Формулы-1. Словом, для «понтов» силы,
средства и технические возможности находились, а для реального дела — не нашли…
В
конце концов, за эти долгие годы можно было банально скопировать ярославский
двигатель и другие агрегаты российского производства, и даже улучшить их. В
свое время Украина располагала для этого достаточным научно-техническим и
производственно-технологическим потенциалом. Китайцы уже давно так бы и
сделали, и, оттолкнувшись от скопированного, пошли бы дальше.
Но
вместо этого, в Украине либо закупают у приближенных к известным политиканам
МАЗы крупноузловой сборки (типа «сделано в Украине»!), или вовсе принимают
«мудрое» решение о закупке чешских грузовиков TATRA. И за всем этим торчат уши
огульной и всепроникающей коррупции…
В
январе 1976 года на базе предприятия было создано Производственное объединение
АвтоКрАЗ, в которое кроме завода в Кременчуге вошли еще пять предприятий. К
концу 1970-х предприятие было признано ведущим изготовителем большегрузных
автомобилей в СССР. Продукция предприятия экспортировалась в 57 стран мира, то
есть далеко не только в соцстраны. В 1980 году завод выпускал массово-поточным
способом шесть моделей грузовых автомашин (КрАЗ-255Б, КрАЗ-255В, КрАЗ-255Л,
КрАЗ-256Б, КрАЗ-257, КрАЗ-258).
27
апреля 1984 года завод выпустил полумиллионный автомобиль.
В
1986 году автозавод выпустил 30 655 автомашин, и это стало наибольшим
количеством выпущенных в течение года машин за все время его существования. Уже
в 1988 году было выпущено 29 789 автомашин, в 1990 году — 27 667, в 1991 году —
25 094 автомашины.
А
дальше, с некоторыми редкими, краткосрочными и небольшими подъемами, начался
обвал, приведший предприятие на нынешнюю грань исчезновения.
В
марте 1993 года с конвейера сошел 750-тысячный автомобиль, но всего в этом году
с было выпущено немногим более 22 тысяч грузовиков. Началось «растаскивание»
предприятия. Был создан «АвтоКрАЗ-банк», ныне уже «покойный», потому что во
время последнего банковского кризиса Нацбанк отобрал у него лицензию. Попытки
увеличить экспорт особых результатов не дали, но были созданы разного рода
«прокладки» в виде «торговых домов» и так далее. Словом, типичная постсоветская
деградация с дерибаном и различными «реформами», за которыми следует неуклонное
ухудшение показателей.
В
1994 году Кременчугский автомобильный завод был зарегистрирован в качестве
открытого акционерного общества. В этом году было выпушено немногим более 11
тысяч машин. В 1996 году было создано итало-украинское СП «Iveco-КрАЗ»,
отметившееся неплохими минибусами, но это было скорее Iveco, а не КрАЗ, и этого
СП уже нет. В июне 1996 года была зарегистрирована Холдинговая компания »
АвтоКрАЗ», и в этом же году выпуск грузовиков упал ниже 2000 — до 1919 единиц.
А в апреле 1997 года Кабмин Украины выделил заводу 4 млн гривен на развитие
производства.
В
1999 году началась приватизация предприятия, а выпуск обвалился до 827 единиц.
В
2000 году акционером АвтоКрАЗа стало совместное украинско-немецкое предприятие
«Мега-Моторс», а ХК «АвтоКрАЗ» объявила о выходе из состава акционеров
совместного предприятия «Iveco-КРАЗ», в которое вошли в 1996 году, и уже только
эта суета свдетельствует об «адекватности» менеджмента и собственников. В 2000
году выпуск машин несколько вырос — до 1428 единиц. В 2001 году СП
«Мега-Моторс» стало владельцем контрольного пакета из 87,3 % акций ХК
«АвтоКрАЗ», и в этом году выпуск еще немного вырос до 2012 единиц.
Достаточно
сравнить с выпуском 1991 года — более 25 тысяч машин, что является далеко не
самым лучшим показателем — чтобы понять, как сильно обвалился завод за 10 лет.
И это было еще далеко не «дно», о чем ниже…
В
2002 году в составе холдинга был сформирован Торговый Дом ХК «АвтоКрАЗ» для
продаж продукции завода в Украине и странах СНГ. В 2003 году было открыто
сборочное производство во Вьетнаме, что можно считать некоторым успехом.
В
2004 году АвтоКрАЗ получил контракт на поставку иракской армии более 2400
грузовиков КрАЗ-6322 разных модификаций, а также ремонтных мастерских и
ремонтно-эвакуационных машин. Как говорится, спасибо «дяде Сэму» и «вашингтонскому
обкому».
Также
в 2004 году КрАЗ наладил в Тюмени автосборочное производство для нужд нефтяной
промышленности. До 2014 года российские нефтяные компании были важным
заказчиком для КрАЗа. Война на Донбассе и аннексия Крыма лишили завод
российского рынка, чем был нанесен огромный удар по финансовому положению
предприятия.
В
2004 году на заводе была введена система управления качеством международного
стандарта ISO 9001:2000. Всего в 2004 году КрАЗ выпустил 2244 автомобиля и
машинокомплектов, что нельзя назвать успехом.
Также
в 2004 году завод был исключён из перечня предприятий, имеющих стратегическое
значение для экономики и безопасности Украины. Очевидно, что это было
преступной глупостью.
В
предкризисном году предприятие выпустило 4206 единиц продукции. Это был рекорд
за 12 лет. Но уже в 2008 году выпуск снизился до 3634 автомобилей… А в
кризисном 2009 году предприятие ожидал грандиозный провал: было выпущено всего
280 машин.
2010
год также мало чем порадовал. Было выпущено чуть более 1000 единиц продукции.
Из них 16 % были проданы на внутреннем рынке, 50 % — в страны СНГ, а остальные
34 % — в другие страны.
В
2011 году «АвтоКрАЗ» выпустил 1071 автомобиль и машинокомплект. Продано было
1263 единицы продукции. Из них 71 % поставили в страны СНГ, 20 % продано в
Украине, всего 9 % — в другие страны.
В
предвоенном 2013 году завод выпустил 891 машину, что следует считать очередным
провалом. Также это свидетельствует о том, что кризис на предприятии начался до
обострения отношений с Москвой, то есть до потери российского рынка, до
прекращения поставок российских двигателей и других комплектующих. Причиной,
повторим, было наплевательское, откровенно говоря, скотское (пардон!) отношение
к легендарному предприятию со стороны как государства, так и частного собственника
в лице группы «Финансы и кредит» олигарха Жеваго, который довел предприятие «до
ручки». Но оказалось, что это еще не все, и полный крах еще впереди…
Крах военного периода
А
дальше была война, которая, как ожидалось, должна была существенно улучшить
финансово-экономическое положение предприятия. Ведь расходы на оборону резко
возросли, а силовикам понадобилась автомобильная техника в больших количествах.
АвтоКрАЗ развил бурную деятельность, и поначалу дела вроде бы даже неплохо пошли. Хотя в целом ряде случаев пошли они довольно странно.
Уже
летом 2014 года было заключено соглашение с канадской компанией Streit Group на
лицензионное производство бронемашин Streit Group Сougar на шасси Toyota Land
Cruiser под названием KrAZ Cougar и KrAZ Spartan на шасси Ford 550. Машины
начали поступать в войска, но оказались проблемными, о чем ниже. Началась
поставка в армию грузовиков КрАЗ-5233. Была предложена новая военная модель
грузовика КрАЗ В12.2МЕХ «Сержант», в котором российские узлы и комплектующие
были заменены на аналоги из других стран: кабина грузовика MAN лицензионного
производства китайской в фирмы Shaanxi, коробки передач «Fast Gear» —
производства Китай и двигатели американской фирмы Сummins. Также была
разработана полевая кухня КрАЗ-А061/Р2.
В
целом в 2014 году завод выпустил немногим менее 1400 машин, из которых 700
единиц были поставлены Вооруженным силам и Нацгвардии, включая бортовые
грузовики, спецмашины, топливозаправщики. Откровенно говоря, это трудно считать
успехом, тем более что чистый убыток в 2014 году составил 148 млн гривен.
К
тому же в июле 2014 года Нацбанк отозвал лицензию и ликвидировал
«АвтоКрАЗ-банк».
В
марте 2015 года руководство завода объявило, что в производстве продукции
российские узлы и комплектующие более не используются. Правда, позднее в медиа
были «сливы» якобы с подачи работников предприятия о том, что российские узлы
все же продолжают использоваться, в частности, двигатели ЯМЗ, к тому же, часто
некондиционные, что приводит к отказам техники, в том числе в боевых условиях.
В
2015 году завод выпустил 1401 машину и 21 единицу прицепной техники, причем 40%
продукции ушло на экспорт. Но чистый убыток в 2015 году составил 372 млн
гривен.
В
2016 году образовался новый провал: завод выпустил всего 800 машин. В 2017 году
было произведено и вовсе 629 автомобилей. В 2018 году было реализовано всего
540 машин, из них 66% — силовым структурам Украины.
В
2019 году предприятие АвтоКрАЗ и компания Proforce Limited подписали соглашение
о стратегическом партнерстве для совместного изготовления военных и гражданских
грузовых автомобилей КрАЗ в Нигерии под брендом KRAZ-PROFORCE. Нигерийская
«прописка» позволила предприятию обойти санкции, введенные Россией против
завода. Кроме того, в одну из африканских стран отправлено партию бронированных
автомобилей КрАЗ-Шрек. Стало известно, что иловсасывающие автомобили на базе
КрАЗ закупает Индонезия.
На
первый взгляд, неплохо шли дела в сфере сотрудничества предприятия с силовиками
Украины. В 2019 году были приняты на вооружение ВСУ 33 единицы образцов новой
военной техники и вооружения на базе автомобилей КрАЗ. Это реактивная система
залпового огня «Верба», станция контрбатарейной борьбы 1Л220УК «Зоопарк-3»,
комплекс автоматизированного управления огнем артиллерии «Оболонь-А», кран
автомобильный КТА-25, экскаватор одноковшовый гидравлический ЭОВ-4421,
седельный тягач КрАЗ-6510ТЕ, специальная аппаратная СА-РСО. Проходят испытания
5-кубовые топливозаправщики на базе шасси КрАЗ-5233 вместо машин на базе
российских «Уралов».
Продукцию
предприятия в 2019 году закупали также «Укргазодобыча», Укравтодор,
Киевавтодор.
Таким
образом, 2019 год, хоть и не отличился особо крупными объемами реализации,
продукции, но ознаменовался определенным успехом и заделом на будущее.
А
затем наступил провальный 2020 год. За 9 месяцев 2020 года продано лишь 29
автомобилей…
Ситуация
на предприятии к концу 2020 года сложилась катастрофическая. Долги по зарплате
в сентябре достигали 8 месяцев и 50 млн гривен, а работники завода перекрывали
дороги. И это при том, что завод работает в лучшем случае 3 дня в неделю,
зарплаты мизерные, на некогда многотысячном предприятии осталось около 2000
человек, но и им следует готовиться к увольнению, а работы в городе больше нет.
Цеха, поликлиника и другие помещения предприятия не отапливаются. Словом,
налицо некое повторение 1990-х годов.
Если предприятие будет уничтожено, то создание нового такого же потребует, по разным оценкам, 1 млрд долларов, и можно быть уверенным, что нового завода уже никогда не будет.
Встать,
суд идет!
Главной проблемой предприятия, которая может его окончательно уничтожить, стало даже не отсутствие достаточного количества заказов, а судебные иски, ведущие его к банкротству. Виновен в этом, прежде всего, собственник — группа «Финансы и кредит» во главе с олигархом Жеваго.
Финансовое ядро этой группы банк «Финансы и Кредит» был основан в 1990 году. А 17 сентября 2015 года Нацбанк принял решение о его отнесении к категории неплатежеспособных. На момент принятия этого решения акционером банка был Константин Жеваго, который опосредованно владел долей в 97,67% акций.
Еще летом 2018 года в связи с невозвращением взятых в кредит денежных средств государственный «Ощадбанк» подал иск о банкротстве АвтоКрАЗа, 11 октября 2018 года хозяйственный суд Киева открыл производство по делу о банкротстве.
Началось «растаскивание» компании АвтоКрАЗ, в которую входит ряд предприятий, обеспечивающих производство необходимыми узлами и комплектующими.
Так, «Ощадбанк» отсудил акции входящих в холдинг предприятий — Токмакского кузнечно-штамповочного завода, Херсонского завода карданных валов, Симферопольского завода авторулей и Каменец-Подольского автоагрегатного завода. Если «Ощад» продаст их, это окончательно подорвет положение головного завода, а сами предприятия перестанут существовать в нынешнем качестве. Впрочем, завод в Симферополе — это вообще отдельная тема ввиду известных событий…
Отметим, что государство полностью устранилось от проблемы, дожидаясь, пока автомобилестроение в Украине будет окончательно уничтожено, даже имеющее оборонное значение. Хотя именно государство сейчас должно взять инициативу в свои руки, чтобы сохранить производство и обеспечить его заказами.
В
августе 2019 года в рамках иска Ощадбанка по банкротству АвтоКрАЗа суд ввел
процедуру распоряжения имуществом должника и согласился реализовать контрольный
пакет акций предприяти — 56 %.
Кроме
хозяйственных судебных процессов было возбуждено уголовное производство. Суд
удовлетворил ходатайство о заочном аресте олигарха и бывшего народного депутата
Константина Жеваго. По сообщению Генпрокуратуры, постановление суда об избрании
меры пресечения в виде содержания под стражей является основанием для
задержания подозреваемого за пределами Украины и выдачи такого лица
компетентным органам Украины. Константин Жеваго подозревается в организации
схемы по растрате имущества банка «Финансы и Кредит» и легализации (отмывании)
доходов, полученных преступным путем в особо крупных размерах (ч. 3 ст. 27, ч.
5 ст. 191, ч. 3 ст. 209 УК Украины). Речь идёт о сумме в 2,5 млрд грн.
После
вызова на допрос в Государственное бюро расследований Жеваго покинул Украину и
не являлся на вызовы. Осенью 2019 года ему заочно вынесли подозрение в
совершении преступления и объявили в международный розыск.
Финалом
этой печальной истории стало объявление АвтоКрАЗа в ноябре 2020 года банкротом.
В связи с этим Министерство обороны Украины заявило о переходе на чешские
грузовики TATRA, соответствующие стандартам НАТО.
АвтоКрАЗ против МАЗа, Порошенко и Минобороны
Объявлению
АвтоКрАЗа банкротом предшествовала практически полная потеря предприятием
военных заказов от МО и МВД. Примерно та же ситуация с провалом гражданских
закупок. Показательно, что даже город Кременчуг при закупке коммунального
транспорта отказывается от техники производства АвтоКрАЗа.
На
предприятие со всех сторон посыпались обвинения в низком качестве продукции, ее
частых поломках и выходе из строя. В ответ на заводе заявили о предвзятом и
заказном характере подобных обвинений с целью дискредитации и устранения
конкурента с последующей закупкой техники у других производителей в
соответствии с интересами ряда лиц и кругов.
В
качестве примера, на заводе в январе 2020 года обратили внимание на тендер,
который проводил «45-й экспериментальный механический завод», входящий в
структуру «Укроборонпрома». Предполагалась закупка 10 единиц полноприводных
автомобильных шасси. Условием тендера было указано обязательное требование,
чтобы это шасси было производства исключительно МАЗа. От себя отметим, что подобные
претензии АвтоКрАЗа к условиям тендера представляются вполне обоснованными по
причине их явной дискриминационности.
Не становясь ни на одну из сторон, поскольку, по нашему мнению, полной правды нет ни у одной из них, кратко рассмотрим аргументы сторон.
В феврале 2020 года АвтоКрАЗ отверг обвинения в том, что предприятие якобы несвоевременно выполнило 5 заказов.
«Начиная
с 2018 года на «КрАЗе» появляются проблемы оплаты силовыми ведомствами
поставленных автомобилей. В 2018 году Министерство обороны из трех контрактов
профинансировало только один. Даже учитывая тот факт, что фактическая стоимость
автомобилей была уменьшена на 18% от договорной, предприятие получило от
Министерства обороны лишь 50% средств. Полностью контракты так и не были
профинансированы. «АвтоКрАЗ» за собственные средства выполнил заказ и поставил
автомобили по Государственному оборонному заказу, ожидая деньги до сих пор», —
заявили на предприятии, отметив, что всего в 2019 году АвтоКрАЗ получил по
государственному оборонному заказу два заказа на 35 автомобилей. Честно говоря,
не слишком большой заказ…
«Действующим договором предусмотрено предварительное финансирование производства автомобилей в размере 80%. Но предприятие не получило ничего. Один из заказов «КрАЗ» вообще выполнил за собственные средства. В течение 2018-2019 годов военное ведомство обещало оплатить счета, исправить ситуацию с отсутствием финансирования. Но этого не произошло», — подчеркнули на предприятии.
При этом в АвтоКрАЗе обратили внимание, что в 2019 году «Богдан-Моторс» получил заказ на поставку 550 единиц военных автомобилей «МАЗ-Богдан» на сумму более 1,5 млрд грн, из которых авансом в «Богдан-Моторс» поступило около 500 млн грн.
«Для нас непонятна позиция Минобороны, которое должно улучшать обороноспособность страны и поддерживать украинского производителя, украинских поставщиков, десятки тысяч рабочих мест и отчисления от них в бюджеты всех уровней. Вместо этого в рамках государственного оборонного заказа Министерство обороны не заказывает автомобили на предприятии, которое более 50 лет специализируется на изготовлении военных автомобилей, а предпочитает белорусского производителя гражданских, а не военных автомобилей, которые еще и на 80% состоят из комплектующих из России, которая является страной-агрессором для нашего государства», — заявила глава наблюдательного совета компании Зоя Шишкина, отметив, что первые поставки автомобилей «МАЗ-Богдан» для нужд военных начались в 2016 году.
«Изначально
силовые ведомства закупили 50 МАЗов, потом 100, 120 … Украинская армия почти
полностью обеспечивалась техникой с российскими комплектующими, что ставит под
сомнение вопрос национальной безопасности и обороноспособности нашей страны.
Авансовые выплаты «Богдан-Моторс» получал от Министерства обороны в полном
объеме и своевременно», — говорится в заявлении АвтоКрАЗа.
Не
вдаваясь в подробности о том, насколько военными и/или гражданскими являются те
или иные марки автомобилей, отметим, что, если приведенные выше факты
соответствуют действительности, то налицо явное лоббирование интересов фирмы
«Богдан», которая, как известно, близка в Порошенко. Также известно, что
«Богдан» наладил крупноузловую сборку МАЗов. В этом смысле лоббирование в
условиях тендеров именно автомобилей МАЗ вполне объяснимо, и налицо банальная
коррупция, несмотря ни на какие системы «Прозорро».
И
все же не коррупцией единой, как говорится… В отношении качества продукции
АвтоКрАЗа действительно есть огромные претензии.
Следует
отметить, что в 2014-2018 годах силовые структуры Украины, включая ВСУ, Нацгвардию
и Погранслужбу, закупили у предприятия 2772 автомобиля различной модификации.
За это время «Богдан-Моторс» поставил 800 автомобилей МАЗ разных модификаций. И
уже только в 2019 году силовики стали отказываться от КрАЗов.
Главная
причина — это высокий процент отказов и поломок. По данным Минобороны, в
2014-2015 годах оборонное ведомство закупило у АвтоКрАЗ 811 грузовиков на общую
сумму 863,5 млн грн. При этом на 811 единиц техники пришлось 824 поломки.
Особая проблема возникла с электрогенераторами – 173 оказались нерабочими.
Министерство дважды останавливало прием техники, требуя замены этих
генераторов. Причем сами генераторы оказались российского производства, как и
часть других комплектующих, но если бы техника оказалась рабочей, то такую
«зраду» можно было бы простить.
Срывы
поставок автомобилей в 2015 году привели к трехмесячной задержке формирования
двух артиллерийских бригад и их отправки в зону боевых действий.
Не
все слава богу с новой техникой, предложенной АвтоКрАЗом. Речь идет об
указанных выше броневиках «Спартан» и «Кугуар», выполненных на базе автомобилей
Форд и Тойота из импортных машинокомплектов. В 2014 году Минобороны заключило
контракт с АвтоКрАЗом на поставку 30 «Спартанов» на сумму 146,5 миллионов
гривен по цене 4,55 миллиона за единицу. Вскоре после того, как первые партии
этих бронеавтомобилей поступили на вооружение и были отправлены в зону боевых
действий, стало ясно, что автомобили ни по качеству, ни по своим техническим
параметрам, не соответствуют нуждам воюющей армии. К тому же вскоре после
начала поставок КрАЗ решил перенести сроки исполнения заказа на полгода, а цену
поднять до 5,5 миллиона гривен за штуку.
Оказалось,
что автомобили обладают целым рядом технических недостатков, вдаваться в
которые сейчас не будем. Их обслуживание без специальных компьютеризированных
СТО в полевых условиях невозможно. К январю 2015 года 12 из 14 машин «Спартан»
вышли из строя, что, впрочем, может свидетельствовать и о неквалифицированной
эксплуатации, хотя в реальных боевых условиях обычно не до выполнения
инструкций. Та же участь постигла и машины «Кугуар». На поверку оказалось, что
они пригодны не для боя в полевых условиях, а скорее для городского
патрулирования, а доработать их невозможно по причине иностранного
происхождения, поскольку доля украинских комплектующих в них составила около
20%.
Традиционные
грузовики производства АвтоКрАЗа, повторим, также оказались низкого качества,
постоянно выходили из строя, в связи с чем наблюдалась перманентная нехватка
подвижного состава. Именно этим мотивируется тот факт, что уже в 2014 году
Нацгвардия вынуждена была начать закупку не только МАЗов, но даже российских
КамАЗов, что является «полной и окончательной зрадой». Из-за срывов поставок
автотехники уже в 2015 году военная прокуратура подавала на АвтоКрАЗ в суд.
Время
собирать разбросанные камни
И все же, кроме «происков конкурентов» и резко упавшего качества продукции, одной из важнейших причин краха и банкротства АвтоКрАЗа является проблемный характер его собственников, финансовые махинации Жеваго.
Повторим,
что в 2015 году принадлежащий Жеваго банк «Финансы и кредит» был признан
банкротом, против Жеваго и менеджмента банка началось уголовное расследование,
а осенью 2019 году ГБР объявило Жеваго в розыск. Правда, перед этим он смог
спокойно выехать из Украины, что вызывает подозрения в коррупции. Жеваго
называют соучастником в расхищении 2,5 млрд гривен, а поскольку в последние
годы он перестал обслуживать свои долги, кредиторы обратились в суды, и многие
предприятия Жеваго, включая АвтоКрАЗ, либо объявлены банкротами, либо могут
стать таковыми в ближайшее время.
В этом смысле вполне оправдана позиция руководства силовых ведомств, которые стали отказываться от сотрудничества с КрАЗом. Ведь можно «загнать» бюджетные деньги на частное предприятие, где они окажутся замороженными или вовсе пропадут из-за ареста счетов или взыскания кредиторами по судебным искам, и в результате не будет ни денег, ни поставок продукции, а силовикам еще и придется нести ответственность за пропавшие бюджетные средства.
Именно долги и судебные процессы привели к тому, что с 2016 года АвтоКрАЗ начал терять часть государственного заказа. Но это только одна сторона медали…
При всех указанных судебно-уголовных проблемах, в 2014-2017 годах предприятие поставляло силовым структурам большие количества автомобилей и другой техники, но это никак не улучшило положение предприятия, а наоборот, привело к его почти полному краху. В медиа ходит вполне правдоподобная версия о том, что уже с 2014-2015 годов Жеваго начал выводить из Украины ликвидные активы, а кредиторам «подставил» остающиеся предприятия, которые нельзя забрать из страны, включая АвтоКрАЗ. Эти предприятия, их трудовые коллективы остаются без денег и становятся банкротами, так сказать, «за грехи Жеваговы».
Очевидно,
что в это время конкуренты АвтоКрАЗа не дремлют и предлагают свою более
надежную и куда менее проблемную продукцию, даже если она имеет российское
происхождение. Тем более что в условиях вооруженного конфликта имеется
постоянная потребность в новых автотранспортных средствах, и нельзя ждать, пока
АвтоКрАЗ решит свои проблемы и сможет приступить к своевременному выпуску
качественной продукции.
Удивляет
и возмущает позиция государства. Ведь АвтоКрАЗ — это не просто «частная
лавочка», которой можно просто так дать «умереть», а ее место могут занять
более удачливые участники «рыночно-капиталистического соревнования». Кроме того
что КрАЗ имеет огромное значение для обороны, особенно в условиях вооруженного
конфликта, предприятие является еще и важнейшим структурообразующим элементом
экономики страны в целом.
Наличием
полного цикла производства автомобилей могут похвастать далеко не все страны.
Разбазарить, утратить, растянуть по долгам за банкротство предприятие — это
проще простого, но восстановить его будет крайне сложно, а в условиях
современной Украины — невозможно. Повторим, что стоимость сооружения подобного
автозавода оценивают в миллиард долларов, но едва ли найдется желающий вложить
такие деньги и создать похожее предприятие.
В
этом смысле весьма показательным является информация, размещенная 26 ноября
2020 года на сайте Украинского союза промышленников и предпринимателей. Хотя
она представляется достаточно пространной и кое в чем несколько тенденциозной,
касается не только АвтоКрАЗа, но также других машиностроительных отраслей и
промышленного производства в целом, эта информация стоит того, чтобы привести
ее здесь с некоторыми сокращениями:
«Украина
во многих секторах оборонно-промышленного комплекса становится все больше (а
иногда и полностью) импортозависимой. Это составляет угрозу национальной
безопасности.
Так,
с начала года на Кременчугском автомобильном заводе (ЗАО «АвтоКрАЗ») начата
процедура банкротства, а его имущество сейчас выставлено на продажу. Поэтому
страна теряет единственного украинского производителя военных шасси высокой
проходимости и планирует закупать данную продукцию у чешской компании Tatra
Trucks.
Подобное
отсутствие заинтересованности государства в развитии собственно украинской
промышленности проявляется далеко не впервые, что является одной из причин
низкого экономического роста и зависимости от внешних долгов. Имея
специализированные заводы – Крюковский вагоностроительный, «Мотор Сич» –
электропоезда и вертолеты поставляются из Южной Кореи и Франции соответственно,
бронекатера из Великобритании, патрульные катера из США и др. Не достроен
украинский корвет (он готов на треть и мог бы дать десятки тысяч рабочих мест),
в публичном пространстве уже обсуждают возможность закупки турецких аналогов.
Все
это указывает на отсутствие стратегического планирования правительством
дальнейшего развития экономики, современной промышленной политики и поддержке
национального производителя. А в случае с КрАЗом, как и другими предприятиями –
поставщиками продукции для Вооруженных сил Украины – и вовсе создает риски для
национальной безопасности…
«Вместо
стратегии промышленного развития, государственных программ обновления и
модернизации ключевых сфер и предприятий мы снова идем легким путем. Но надо
помнить, что финансируя сейчас зарубежные предприятия и бюджеты, создавая
рабочие места в других странах, мы теряем их в Украине.
Что
планируется на 2021 год? 60% доходов бюджета хотят получить от заимствований,
это путь в никуда. Если не инвестировать в производство в Украине, поддержку
высокотехнологичных сфер, не создавать производственные кластеры в регионах –
экономический кризис будет только углубляться», – указывает президент УСПП
Анатолий Кинах.
Он
напомнил: за 10 месяцев этого года промышленность показала падение на 7%,
машиностроения на 15%, легпром потерял 20 тыс. рабочих мест.
Кременчугский
автомобильный завод имеет большое количество заказов от украинской армии,
поэтому целесообразно было бы рассмотреть возможность переформатирования
предприятия, оптимизацию производственных площадок и т.п. Кроме того, во многом
завод пострадал именно из-за отсутствия приоритетов для отечественного
производителя в госзакупках. Так, в 2019 году Национальная гвардия Украины
закупила партию грузовых автомобилей МАЗ белорусского производства, потому что
продукция КрАЗ стоила на 10 тыс. грн дороже. Во сколько обойдется дальнейшая
импортозависимость и потеря работы работниками завода – это не подсчитывалось.
«В
Украине не запускаются крупные заводы – они могут только ликвидироваться со
ссылкой на низкую доходность, устарелость оборудования, недостаток оборотных
средств. Власти необходимо задуматься – и оптимизировать то, что есть. Создать
условия для доступа к финансовым ресурсам по приемлемым ставкам, налоговые,
таможенные стимулы, помочь решить вопрос с арендой. Доведение КрАЗа до
банкротства – это личная подпись профильных чиновников под собственной
несостоятельностью вести экономическую политику и принимать решения,
направленные на национальное развитие», – подчеркнул президент УСПП.
В
УСПП обращаются к Офису президента и правительству: КрАЗ – единственный в
Украине производитель грузовой техники, который может в полной мере обеспечить
импортозамещение в стране современной, эффективной и надежной техникой,
предназначенной для различных секторов экономики. Такие предприятия нуждаются в
инвестициях и поддержке, в том числе – предоставлении приоритетов в госзаказах
через инструмент уровня локализации производства. Такая практика существует во всем
мире.
Предложения
УСПП и Антикризисного совета общественных организаций, объединяющая около сотни
деловых ассоциаций страны, направлены в правительство и парламент. Речь идет о
комплексных документах «Приоритетные мероприятия 2020: промышленный пакет», а
также других конкретных обоснованиях. Также деловой союз… предлагает выйти на
системный диалог как в части формирования комплексной индустриальной политики,
так и антикризисных мер в конкретных отраслях и предприятиях».
Очевидно,
что АвтоКрАЗ от полной ликвидации может спасти только приход нового
собственника и модернизация производства под реальные нужды украинской армии, а
иначе предприятию угрожает смерть. И таким собственником пока что видится
только государство, ибо, во-первых, другие кандидаты в собственники просто
отсутствуют, во-вторых, на данный момент прежде всего государство объективно
заинтересовано в том, чтобы в Украине сохранилось и развивалось большегрузное
машиностроение.
АвтоКрАЗ
нужен только Украине и ее гражданам, и больше — никому другому!
12.11.2020
Пограничная служба Бангладеш получила 12 защищенных автомобилей КрАЗ Spartan с ПТРК «Корсар».
Пограничная служба Бангладеш получила 12 защищенных автомобилей КрАЗ Spartan, при этом всего планируется приобрести более 50 таких машин. К ним в комплекте якобы идут также украинские ПТРК «Корсар»
https://diana-mihailova.livejournal.com/5707685.html
12.07.2019
22.02.2015
22 февраля в Абу-Даби (ОАЭ)
открылась Международная выставка вооружения IDEX-2015, на которой состоялся
дебют сразу двух новых украинских бронеавтомобилей, созданных КрАЗом совместно
с канадско-эмиратской компанией «Streit Group».
Речь идет о трехосном
бронеавтомобиле KrAZ-Feona, базирующимся на шасси автомобиля-вездехода
КрАЗ-6322 (6х6), а также четырехосном броневике KrAZ-Hurricane, созданном на
новом самоходном шасси КрАЗ-7634НЕ (8х8) с компоновкой «кабина перед
двигателем».
Обе новинки оснащены двигателем
Cummins и автоматической коробкой передач Allison, имеют баллистическую защиту
уровня Level 2 по стандарту Stanag 4569.
Премьера новых бронеавтомобилей
прошла удачно. KrAZ-Hurricane и KrAZ-Feona экспонировались на открытой площадке
и ежедневно участвовали в демонстрационных показательных заездах по полосе
препятствий полигона выставки. Зрители, а это искушенные в вооружении
представители силовых структур различных стран мира, шейхи, высший командный
состав разных армий мира, воспринимали броневики на «Ура!». В своих оценках они
отметили своевременность и перспективность таких машин, их высокие технические
показатели.
Кроме новинок, в Национальном
выставочном центре Абу-Даби, посетителям были продемонстрированы еще три
бронированных экспоната: KrAZ-MPV Shrek One в модификации Route Clearance
Vehicle (автомобиль для разминирования маршрута), КрАЗ-Спартан и КрАЗ-Кугуар.
Стенд компаний-партеров посетило огромное количество делегаций, в первые дни с
потенциальными покупателями был проведен ряд переговоров.
24 февраля экспозицию КрАЗа и
компании Streit посетила делегация украинского руководства страны и дипкорпуса
во главе с Президентом Украины П.Порошенко. Петр Порошенко дал высокую оценку
украинско-канадской бронетехнике и высказал удовлетворение по поводу активной
работы ПАО «АвтоКрАЗ» по расширению линейки армейских бронированных машин.
На открывающейся в ОАЭ международной оборонной выставке IDEX-2015 небезызвестная канадско-эмиратская компания Streit Group впервые представит первый прототип своей новой бронированной машины Hurricane c колесной формулой 8х8. Данная машина разработана при участии украинского ПАО "АвтоКрАЗ", предоставившего в качестве колесной базы свое новое коммерческое автомобильное шасси КрАЗ-7634НЕ (КрАЗ Н27.3ЕХ) с формулой 8х8 (как и предсказывал наш блог). В украинской "локализации" новая бронированная машина именуется КрАЗ "Ураган".
В отличие от базового шасси КрАЗ-7634НЕ (КрАЗ Н27.3ЕХ) с формулой 8х8, впервые представленного в 2014 году с установленным российским 400-сильным дизельным двигателем ЯМЗ-7511.10 с однодисковым сцеплением ЯМЗ-184 и коробкой передач ЯМЗ-2391, бронированная машина Streit Hurricane оснащена 380-сильным дизельным двигателем Cummins ISME 385 с турбонаддувом, и шестискоростной автоматической трансмиссией Allison 400.
Согласно рекламным материалам Streit Group, бронированная машина Hurricane имеет общую длину 9320 мм, высоту 3100 мм и ширину 2580 мм. Параметры массы машины не приводятся. Двигатель установлен за бронекабиной. Всего машина способна перевозить 12 человек (два в бронекабине и десять в десантном отделении). Заявляется весьма высокий уровень баллистической защиты, соответствующий STANAG 4569 Level 4. Машина также имеет высокий уровень противоминной защиты, характерный для машин класса MRAP, бронекорпус имеет V-образную форму днища.
Как можно судить, данная машина предназначена для использования в качестве главным образом вспомогательной и для создания на ее базе всякого рода специальных вариантов.
На проходящей в ОАЭ с 22 по 26 февраля 2015 года международной оборонной выставке IDEX-2015 канадско-эмиратская компания Streit Group, помимо представленной новой бронированной машины Hurricane c колесной формулой 8х8, продемонстрировала также образец своей новой бронированной машины Feona класса MRAP с колесной формулой 6х6. Данная машина также разработана при участии украинского ПАО "АвтоКрАЗ", предоставившего в качестве колесной базы свое автомобильное шасси КрАЗ-6322 с формулой 6х6.
Машина Feona имеет широко распространенную для машин MRAP капотную компоновку. Силовая установка аналогична установленной на машине Hurricane и состоит из 380-сильного дизельного двигателя Cummins ISME 385 с турбонаддувом, и шестискоростной автоматической трансмиссии Allison 400. Уровень баллистической защиты бронированный машины Feona заявлен соответствующим STANAG 4569 Level 2. Машина также имеет высокий уровень противоминной защиты, характерный для машин класса MRAP, бронекорпус имеет V-образную форму днища.
https://www.05366.com.ua/news/749997/premera-novyh-bronemobilej-kraza-na-idex-2015-prosla-uspesno-foto
03.10.2014
Египет закупил
партию бронеавтомобилей ASV Panthera K-10 на шасси КрАЗ
Египет
закупил партию бронеавтомобилей Panthera K-10 на шасси КрАЗ у компании Ares
Security Vehicles . Так во время военного парада были продемонстрированы
бронеавтомобили Panthera T6 и собственно Panthera K-10 на трех осном украинском
шасси автомобиля КрАЗ.
https://green-stone13.livejournal.com/254073.html
02.04.2014
Компания
Ares Security Vehicles LLC из Объединённых Арабских Эмиратов, совместно с
украинскими партнерами из фирмы «АвтоКрАЗ» разработали новый вариант
бронеавтомобиля Panthera 6х6.
23.02.2013
На выставке
вооружений IDEX-2013 АвтоКрАЗ представил новый броневик KRAZ-ASV Panther
В
соответствии с характером выставки IDEX-2013, которая, в сравнении с
предыдущими годами, сменила наступательную специализацию на миротворческую,
оборонительный, KRAZ-ASV Panther был выкрашен в ослепительно-белый цвет. Тем
самым создатели бронетранспортера хотели подчеркнуть одно из предназначений
автомобиля – работу в составе миротворческих миссий ООН для безопасной
перевозки личного состава.
С интересом и положительными отзывами восприняли новинку и высокопоставленные руководители отдельных отечественных министерств, входившие в состав делегации Украины, возглавляемой первым заместителем Министерства обороны Украины А. Олейником. После детального осмотра современного броневика KRAZ-ASV Panther, они с удовлетворением отметили работу ПАО «АвтоКрАЗ» по расширению модельного ряда автомобилей специального назначения, а также высокие тактико-технические характеристики автомобиля.
https://www.05366.com.ua/news/278905/na-vystavke-vooruzenij-idex-2013-avtokraz-predstavil-novyj-bronevik-kraz-asv-panther
04.09.2012
Еще одна
бронированная машина класса MRAP на шасси КрАЗ
АО
"АвтоКрАЗ" (Кременчуг, Украина) совместно с индийской компанией Shri
Lakshmi Defence Solutions бронированной машины КрАЗ-01-1-11/SLDSL класса MRAP.
Между тем, в конце июля АО «АвтоКрАЗ» в своем пресс-релизе сообщило о еще одной
разработке в этом направлении, осуществляемой совместно с основанной в 2010
году компанией Ares Security Vehicles LLC (Объединенные Арабские Эмираты,
Дубай), занимающейся бронированием автотранспорта ( сайт ).
Создаваемая совместно «АвтоКрАЗ» и Ares Security Vehicles новая бронированная машина класса MRAP также выполнена на базе автомобиля-вездехода КрАЗ-5233НЕ колесной формулы 4х4 и будет оснащаться 330-сильным российским дизельным двигателем ЯМЗ-238ДЕ2 и китайской коробкой передач Shaanxi 9JS150TA-B (возможно оснащение различными моделями двигателей и КП по трребованию заказчика). Машина создается для рынков третьих стран, и, как можно судить, пока что находится на стадии проектирования.
Рендерное изображение бронированной машины, совместно разрабатываемой АО «АвтоКрАЗ» и компанией Ares Security Vehicles (с) Грузовик-Пресс
Для
повышения уровня баллистической защиты до стандарта STANAG 4569 Level 3
предусмотрено дополнительное бронирование модуля, кроме этого - повышение
уровня противоминной защиты, за счет снижения грузоподъемности автомобиля.
Помимо обычных бойниц и люков на крыше, потребителю будут предложены турели,
защищенные пульты управления огнем, а также орудийные системы с дистанционным
управлением.
Бронеавтомобиль разрабатывается в нескольких вариантах исполнения: бронетранспортер (10+2 пассажиров), автомобиль оперативного управления, передвижной командный пункт и пункт наблюдения, автомобиль мобильного наблюдения, автомобиль скорой помощи, транспортное средство для обезвреживания боеприпасов. Планируется создание модели автомобиля с меньшим уровнем противоминной защиты, но с существенно увеличенной грузоподъемностью для транспортировки личного состава и грузов, а также применение колес с уменьшенной колесной базой для достижения более высокой маневренности автомобиля.
Рендерные изображения бронированной машины, совместно разрабатываемой АО «АвтоКрАЗ» и компанией Ares Security Vehicles (с) Грузовик-Пресс
https://bmpd.livejournal.com/324547.html
MRAP на базе
КрАЗ
Публичное
акционерное общество "АвтоКрАЗ" (Кременчуг, Украина) в своем
пресс-релизе от 13 июня 2012 года сообщает о создании им совместно с индийской
компанией Shri Lakshmi Defence Solutions новой бронированной машины
КрАЗ-01-1-11/SLDSL категории MRAP (индийским партнером обозначается как KRAZ
MPV). Машина разработана для продвижения индийским силовым структурам. Машина
выполнена на базе полноприводного автомобиля-шасси КрАЗ-5233ВЕ колесной формулы
4х4 с дизельным двигателем ЯМЗ-238ДЕ2 мощностью 330 л.с. Бронекорпус изготовлен
индийской стороной. Согласно индийским источникам, предполагается создание и
варианта этой машины на шасси КрАЗ и в варианте с колесной формулой 6х6.
Прототип
бронированной машины КрАЗ-01-1-11/SLDSL (с) «АвтоКрАЗ»
Пресс-релиз
гласит:
KrAZ-01-1-11/SLDSL - многоцелевой автомобиль в исполнении бронетранспортер - предназначен для оперативной доставки личного состава воинских подразделений и их огневой поддержки, может использоваться в качестве носителя различного вооружения и военного оборудования.
Надежную защиту от воздействия стрелкового вооружения и оружия массового поражения обеспечивают: цельный кузов несущей конструкции, усиленный броневой сталью, двойные двери и боковые стенки, пространство между которыми заполнено взрывозащитным материалом толщиной 25 мм, конструкция пола, состоящая из трех стенок, образующих клинообразное днище, рассеивающее ударную волну.
Броневик
KRAZ-01-1-11/SLDSL рассчитан на транспортировку 12 бойцов, он оборудован
поворотной башней Rigel MK1 с углом вращения 360°, 8 амбразурами внутри
автомобиля и средствами связи: аудиовизуальной системой наблюдения с углом
поворота 360° и камерами - ночного видения и заднего вида с полукилометровой
дальностью обзора.
Комментариев нет:
Отправить комментарий