вторник, 28 января 2014 г.

БМП-64 – одна из самых защищенных БМП в своем классе.



Heavy IFV BMP-64 one of the best protected vehicles in it's class.

Как показывает опыт локальных конфликтов 70% целей, противостоящих атакующему эшелону, составляет танкоопасная живая сила противника, оснащенная носимыми противотанковыми ракетными комплексами типа «Метис», «Конкурс», «Корнет», ручными противотанковыми гранатометами РПГ-7В, РПГ-29 «Вампир». Они имеют кумулятивную боевую часть, бронепробиваемость которой составляет 350…800 мм стальной гомогенной брони средней твердости.
В тоже время оружие танков имеет явно выраженную противотанковую направленность. Ведение огня из них по малым, мобильным, легко маскируемым целям малоэффективно. Обнаружить их не так просто. Но даже в случае обнаружения одним из членов экипажа такой цели, ее, как правило, танки не успевают уничтожить или подавить.
Пехота, наступая вместе с танками, может успешно поражать живую силу противника и массовые противотанковые средства. Однако в пешем строю, она не защищена броней, имеет низкий темп атаки и не успевает за танками.
Российская легкобронированная боевая машина пехоты БМП-3 не способна эффективно взаимодействовать с танками главным образом из-за более низкого уровня броневой защиты по сравнению с танками. В бою, следуя с танками, российские БМП-3 несут тяжелые безвозвратные потери.
Для эффективного поражения огневых точек и танкоопасной живой силы противника, государственное предприятие «Харьковский бронетанковый завод», в 2012 году создало БМП-64 - тяжелую боевую машину пехоты с высоким как у танка Т-64БМ Булат, уровнем броневой защиты, способную действовать в одном боевом порядке с основными танками.
Тяжелая боевая машина пехоты БМП-64 способна эффективно уничтожать живую силу противника, вести борьбу с основными танками и другими бронированными целями с усиленной защитой, противостоять огневому воздействию основных средств поражения и двигаться с теми же скоростями, что и танки в тесном взаимодействии с  танками и пехотой.
Тяжелая боевая машина пехоты БМП-64, унифицированная с танком Т-64БМ Булат по двигателю, трансмиссии, ходовой части и электрооборудованию.
Высокая степень унификации БМП-64 и танка Т-64БМ Булат не только облегчает обучение экипажей, упрощает ремонт, поставку запасных частей, но и позволяет существенно минимизировать объем поставок запчастей, топлива, масел и других расходных материалов в войска.

Использование компактного моторно-трансмиссионного отделения танка Т-64БМ Булат позволило обеспечить БМП-64 сочетание высокого базового уровня защиты при массе машины всего в 34,5 тонны.
БМП-64 имеет одинаковые с танком Т-64БМ Булат характеристики подвижности и проходимости. Применение в качестве силовой установки танкового двигателя 5ТДФЕ, имеющего большую среди серийных танковых двигателей литровую и габаритную мощности, позволило за счет создания компактного (а соответственно - и легкого) моторно-трансмиссионного отделения, уменьшить высоту машины в целом (высота по крыше башни составляет всего 2,6 метра). Появившийся таким образом «резерв» массы был направлен на усиление бронезащиты, что обеспечило БМП-64 сочетание высокого базового уровня защиты с массой в 34,5 тонны. В целом в БМП-64 на долю брони приходится существенно большая часть общей массы машины, чем в российской  БМП-3.
Компоновка БМП-64 обеспечивает высокий уровень защиты. Этому, способствует схема моторно-трансмиссионной установки с передним расположением двигателя. Это придает дополнительную защиту экипажа при пробитии лобовой брони.
Водитель размещается в передней части корпуса, за установкой двигателя и моторной перегородкой.
Малый объем моторно-трансмиссионного отделения и размещение его в лобовой части создали благоприятные условия для компоновки отделения управления, боевого и десантного отделения, позволили разместить три члена экипажа и 12 десантников в соответствии с медико-санитарными нормами и медико-техническими требованиями в наиболее комфортной зоне машины.
Кормовая часть корпуса БМП-64 оборудуется двустворчатой аппарелью. Аппарель не только облегчает погрузку-выгрузку в десантное отделение тяжелых и габаритных грузов (ящиков с боеприпасами, носилок с раненым), но и позволяет проделывать это при движении машины. Десант имеет возможность быстрого и безопасного выхода из машины.
Двустворчатая конструкция аппарели позволяет открывать верхнюю и нижнюю створки независимо друг от друга, что позволяет, при необходимости, при защите большей части дверного проема, вести наблюдение в широком секторе обзора или вести огонь из личного оружия несколькими десантниками  одновременно. Десант со своими огневыми средствами повышает вероятность обнаружения целей и уничтожения танкоопасной пехоты противника.
В БМП-64 в качестве корпуса использован корпус танка Т-64БМ Булат. Выбор корпуса танка Т-64БМ Булат, изготовленного из брони сред­ней твердости, имеет свое преимущество. После большого объема сварочных работ, такой корпус не деформируется и ему не нужна термическая правка, как это имеет место при применении хрупкой брони высо­кой твердости современных бронетранспортёров. Все это существенно упрощает и удешев­ляет процесс изготовления корпуса тяжелой боевой машины пехоты БМП-64.
БМП-64 может использоваться в атаке или при ведении обороны в условиях непосредственного соприкосновения с противником, под воздействием практически всех его средств, в том числе ведущих огонь прямой наводкой.
Тяжелая боевая машина пехоты БМП-64 массой 34,5 тонн, защищена со стороны фронтальной проекции диффе­ренцированным бронированием толщиной 350 мм  с установленным поверх на нем 40 мм слоем встроенной динамической защитой «Нож». Во фронтальной проекции броня БМП-64 выдерживает попадание 105 мм бронебойных подкалиберных снарядов и противотанковых управляемых ракет «Конкурс».
Для сравнения - в бронировании корпуса и башни российской легкобронированной БМП-3 используются бронеплиты толщиной от 10 до 43…60 мм из алюминиевого броневого сплава АБТ-102, что при стрельбе с дальности 300 м позволяет БМП-3 в фронтальной проекции при угле встречи 68°, держать только 30 мм бронебойно-трассирующие снаряды, а в кормовой проекции держать пули Б32 калибра 7,62 мм.

 Бортовая броня БМП-64 имеет толщину 82 мм и защищена 20 мм фальшбортами (противокумулятивными экранами), с уста­новленной на них контейнерами встроенной, или навесной (по желанию заказчика) динамической защиты «Нож». В борт БМП-64 выдерживает попадание противотанкового кумулятивного выстрела ПГ-7ВМ из гранатомета РПГ-7В и защищает от 30 мм бронебойно-подкалиберных снарядов.
Кормовая броня БМП-64 имеет толщину 40 мм и выдерживает попадание 14,5 мм бронебойных пуль выпущенных из пулемета КПВТ.
Броня днища БМП-64 - комбинированная противоминная. Броня днища БМП-64 защищает экипаж при подрыве на противотанковой мине ТМ-57 и отвечает уровню защиты класса 4А стандарта НАТО STANAG 4569.
Вследствие того, что БМП-64 выполнена путем конвертации танка Т-64БМ Булат, бронирование БМП-64 по уровню защиты аналогично бронированию танка Т-64БМ Булат, встроенный комплекс кумулятивной динамической защиты «Нож» позволяет парировать попадания всех классов противотанковых средств, включая оперенные бронебойно-подкалиберные снаряды. По желанию заказчика, вместо встроенной динамической защиты «Нож», возможна установка украинской противотандемной динамической защиты нового поколения «Дуплет».

Вооружение БМП-64 размещено во вращающемся дистанционно управляемом боевом модуле (необитаемой башне), расположенном в центральной части корпуса.
Применение вынесенного из боевого отделения боевого модуля позволяет полностью исключить загазованность пороховыми газами.
Такая схема позволяет при повреждении быстро снять поврежденный боевой модуль и заменить его на новый.
Размещение вооружения в вынесенном из обитаемого отделения боевом модуле позволило уменьшить массу броневой защиты башни и количество ослабляемых зон по сравнению со стандартной башней БМП-3.
Основным вооружением БМП-64 является 30 мм автоматическая пушка ЗТМ-2. 30 мм автоматическая пушка ЗТМ-2 может наводится с углом возвышения 60°. Автоматическая пушка ЗТМ-2 на дистанции до 2,5 километров эффективна для стрельбы по легкобронированным целям типа бронетранспортёр, боевая машина пехоты, и эффективна по небронированным противотанковым ракетным комплексам на автомобиле на дистанции до 4 километров.
На правой и левой стороне боевого модуля БМП-64 расположено по 2 пусковые установки противотанкового ракетного комплекса «Барьер». На средних и больших дальностях до 5 километров, БМП-64 может применять управляемые противотанковые ракеты ПТРК «Барьер», тем самым, обеспечивая упреждение огня противника по себе.
Ещё больше огневые возможности вооружения БМП-64 расширяют сменные модули дополнительного вооружения, те же самые, что устанавливаются на модернизированные танки Т-64Е. Это «ноу-хау» исключительно государственного предприятия «Харьковский бронетанковый завод». На крыше боевого модуля располагается цилиндрическая шахта для монтажа сменных боевых модулей, унифицированных с боевыми модулями, которые применяются на модернизированном танке Т-64Е.
Также предусмотрена установка на машину других вариантов вооружения, в частности — дистанционно управляемого модуля с одним 12,7-мм пулемётом; модуля с 30 мм пушкой ЗТМ-2, 7,62 мм пулеметом КТ-7,62, пусковой установкой ЗРК «Игла», пусковой установкой ПТРК «Барьер» или комплексом реактивных огнемётов для ведения боёв в городе.
Так взамен основного боевого модуля на БМП-64 может быть установлен любой иной украинский модуль аналогичного класса - БМ-7 «Парус», «Гром», БМ-3С «Штурм-С», БМ-3М «Штурм-М». 
На российской боевой машине пехоты БМП-3 подобной замены комплекса вооружения не предусматривается. Таким образом, огневые возможности БМП-64 превосходят огневые возможности российской БМП-3.
Расположение комплекса вооружений в необитаемом модуле (башне) позволило отделить его от экипажа, тем самым повысив эргономику обитаемых отделений боевой машины пехоты, и значительно снизив риск поражения экипажа и десанта при боевом поражении комплекса вооружений и возможной детонации боекомплекта.
БМП-64 в перспективе может выпускаться в роботизированном исполнении, с тем чтобы иметь возможность вести боевые действия без экипажа, с помощью дистанционного управления при прорыве сильно укрепленных позиций и при подавлении и зачистке опорных пунктов противника.
БМП-64 приспособлена к транспортировке автомобильным, железнодорожным, морским и авиационным транспортом. Массо-габаритные параметры БМП-64 обеспечивают её авиа транспортабельность самолётами типа Ан-70, Airbus A400M, C-130 Геркулес, Ан-124 Руслан, Ан-22 Антей, Ил-76МФ.
По желанию заказчика БМП-64 может быть оснащена вспомогательной дизель-генераторной силовой установкой и кондиционером. Вспомагательная энергетическая установка ЭА-10-2 обеспечивает электроэнергией основных потребителей БМП-64 при выключенном основном двигателе.
 Завод-изготовитель во время эксплуатации заказчиком БМП-64 обеспечивает их гарантийное обслуживание и ремонт,  по желанию заказчика модернизацию и переоснащение БМП-64 другим комплексом вооружения.
Приобретение БМП-64 наиболее целесообразно при одновременной закупке танков Т-64БМ Булат. Обе эти машины создают великолепный, взаимодополняющий тандем для оснащения современных тяжёлых пехотных подразделений. 

Выводы:

За последние годы номенклатура, число противотанковых средств и их мобильность выросли на столько, что уследить за ними с помощью традиционных средств и способов, присущих основным танкам, оказывается очень трудно.
В боевых порядках танков надо иметь тяжелую боевую машину пехоты БМП-64, способную эффективно обнаруживать танкоопасные цели, определять их координаты и уничтожать.
Введение в состав танковых и мотострелковых подразделений БМП-64 способной эффективно действовать под огнем противника не только повысит боевые возможности штурмовых подразделений, но и сократит численность артиллерии, ведущих огонь с закрытых позиций.
Наличие в составе подразделений тяжелой боевой машины пехоты БМП-64 позволит в боевых условиях уменьшить количество размещаемых на танках Т-64БМ Булат боекомплекта и топлива, оставив только боекомплект и заправку первой очереди, что позволит уменьшить боевую массу, повысить живучесть танка Т-64БМ Булат в боевой обстановке за счет уменьшения в них пожаро- и взрывоопасных составных частей.