Why Ukrainian main battle tank T-64BM Bulat superior Russian tank T-90A?
Т-64БМ БУЛАТ представляет под собой прошедший
капитальный ремонт танк Т-64БВ с ресурсом нового, модернизированный к уровню танка
Т-80УД Береза.
БМ БУЛАТ оснащен современным комплексом управления
вооружением, обеспечивающим ведение стрельбы наводчиком и командиром с высокой
долей вероятности попадания с первого выстрела.
В БМ БУЛАТ используется усовершенствованный
стабилизатор вооружения, средняя ошибка
стабилизации не превышает 0,3 мрад по вертикали и до 0,4 мрад по горизонтали.
Использование усовершенствованного стабилизатора обеспечило БМ БУЛАТ большую
точность прицеливания по сравнению с применяющимся стабилизатором на Т-90С, где
средняя ошибка стабилизации по вертикали составляет до 0,4 мрад, а по горизонтали до 0,6 мрад.
Башня БМ БУЛАТ поворачивается на 180 градусов менее
чем за 5 секунд. Скорость вращения башни БМ БУЛАТ относительно корпуса
составляет до 40 градусов/секунду, у Т-90С скорость вращения башни относительно
корпуса от 16 до 24 градусов/секунду.
Механизм заряжания танка Т-64БМ БУЛАТ
вмещает в себя 28 выстрелов, а вместимость автомата заряжания танка Т-90С
состоит всего 22 выстрела. Механизм заряжания танка Т-64БМ БУЛАТ может
регулироваться, а автомат заряжания танка Т-90С не имеет такой конструктивной
возможности. Механизм заряжания танка Т-64БМ БУЛАТ при правильной регулировке
надёжный и безотказный, как автомат Калашникова.
Проблема эксплуатации автомата заряжания танков Т-90
заключается в том, что снаряд в автомате заряжания танка Т-90С может
перемещаться с ускорением 45,5 м/с2 в горизонтальной плоскости и перемещение со
скоростью 27,4 м/с2 в вертикальной плоскости происходит в механизме заряжания танка
Т-64БМ БУЛАТ. Такая огромная скорость перемещения выстрелов при движении танка
Т-90С во время многокилометровых маршей приводит к деформациям обтюрирующих
поясков, натираниям на поверхности снарядов и даже к разрушению пороховых
зарядов в танках Т-90С. Возникновение микротрещин в трубках и зёрнах порохового
заряда танка Т-90С приводит к увеличению площади горения и, как
результат, к более быстрому сгоранию порохового заряда. Как итог
нарушается расчётное давление в зарядной каморе пушки и начальная скорость
снаряда танка Т-90С падает.
На заряжание механизма заряжания БМ БУЛАТ уходит
намного меньше времени, чем на заряжание автомата заряжания танка Т-90С. Для
загрузки боекомплекта в механизм заряжания танка БМ БУЛАТ емкостью 28
выстрелов, по времени затрачивается от 17 до 22 минут, а на загрузку
боекомплекта в автомат заряжания танка Т-90С емкостью 22 выстрела уходит от 20
до 26 минут.
В танков Т-90С вентиляция боевого отделения при
интенсивной стрельбе хуже, чем у танков Т-64БМ БУЛАТ. В танков Т-90С
отстрелянная и частично сгоревшая гильза выбрасывается из танка, но до момента
выброса из башни, недогоревшая гильза внутри башни проходит до
лючка-экстрактора, испуская по пути зловонный, едкий, токсичный и вредный для
экипажа танка дым, тем самым усложняя работу экипажа, влияя на самочувствие экипажа
и понижая возможность экипажу танка Т-90 адекватно и быстро реагировать в
боевой обстановке.
На наружной поверхности лба башни танка Т-64БМ БУЛАТ в
пределах курсового угла +35° установлены цельные V–образные блоки встроенной
динамической защиты «Нож».
Украинская встроенная динамическая защита нового
поколения «Нож» обеспечивает гарантированную защиту танку Т-64БМ БУЛАТ,
обеспечивая непробитие брони, выдерживает обстрел с дистанции в 500 метров
всеми видами современных боеприпасов в зоне наиболее вероятных курсовых углов
обстрела.
Главной особенностью устройств «ХСЧКВ-34» входящих в
состав украинской динамической защиты «Нож», примененной на БМ Булате, является
использование принципа воздействия на атакующие боеприпасы при помощи
кумулятивной струй и продуктов взрыва удлиненных кумулятивных зарядов, так
называемых «кумулятивных ножей».
«Кумулятивные ножи» разрушают и дестабилизируют
атакующий кинетический боеприпас или кумулятивную струю. В результате удалось
добиться значительного роста эффективности по сравнению с существующими типами
защитных устройств типа 4С20, 4С22 и 4С23 с плосконаправленной схемой, входящих
в состав морально устаревших российских динамических защит «Контакт-5» и
«Реликт» танков Т-90С и Т-90СМ Тагил.
В лобовой проекции встроенная динамическая защита
«Нож» с дистанции не меньше 500 метров обеспечивает эффективную защиту танка
Т-64БМ БУЛАТ от современных 120 мм израильских бронебойных подкалиберных
снарядов. Встроенная динамическая защита «Нож» танка Т-64БМ БУЛАТ на испытаниях
снимала не менее 50% бронепробиваемости современных 120 мм израильских
бронебойно-подкалиберных снарядов. На дистанции не менее 100 метров Т-64БМ БУЛАТ
защищенный встроенной динамической защитой «Нож» держит самые мощные российские
125 мм бронебойно-подкалиберные снаряды 3БM-42 из сердечником из вольфрамового
сплава.
Динамическая
защита «НОЖ» принята на вооружение Вооружённых сил Украины приказом Министра
обороны Украины №223 от 19.07.2003 года.
Скорость заряжания механизма заряжания Т-64БМ БУЛАТ
составляет 8 выстрелов за минуту в режиме «Серия». В режиме «Серия» пушка
Т-64БМ БУЛАТ после выстрела сразу приводится на угол заряжания и автоматически
происходит следующее заряжание пушки без нажатия на кнопку «МЗ» на
прицеле-дальномере-приборе слежения. Максимальная скорость заряжания автомата
заряжания танка Т-90С составляет всего 6 выстрелов в минуту. Меньшая
скорострельность танка Т-90С обеспечивается за счет досылания снаряда и заряда
в два этапа.
Танк Т-64БМ БУЛАТ имеет преимущество над танком Т-90С
и при ручном заряжании боеприпасов. Так скорострельность механизма заряжания
танка Т-64БМ БУЛАТ при ручном заряжании составляет 0,8 – 0,7 выстрелов/минуту,
а скорострельность автомата заряжания танка Т-90С при ручном заряжании 0,7 –
0,5 выстрелов/минуту.
Трудоемкость изготовления механизма заряжания танка Т-64БМ
БУЛАТ составляет 1700 нормочасов, а трудоемкость изготовления автомата
заряжания танка Т-90С равна 2600 нормо-часам.
Эргономика танка Т-64БМ БУЛАТ получше чем в танка
Т-90С. В танке Т-64БМ БУЛАТ всё под рукой, не надо поворачиваться и
изворачиваться, как в танке Т-90, особенно при работе в аварийном режиме
механизма заряжания и автомата заряжания.
Недовольны российские танкисты и автоматом заряжания
танка Т-90С. Когда случается отказ автомата заряжания танка Т-90С, то не
понятно в чём причина поломки. А в механизме заряжания танка Т-64 БМ БУЛАТ всё
сразу понятно, так как стоят датчики каждого этапа зарядки боекомплекта.
Механизм заряжания танка БМ БУЛАТ регулируется без
проблем как минимум подготовленным командиром танка, максимум – офицером.
Автомат заряжания танка Т-90С не регулируется в войсковых условиях. Поэтому
когда в Т-90С преждевременно ломается автомат заряжания, машину без исправлений
на месте сдают в капитальный ремонт. В войсковых условиях механизм заряжания
можно перебирать и не один раз до сдачи машины в капремонт.
Автомат заряжания танка Т-90С не обеспечивает большую
безопасность экипажу, не устойчив к воздействию минного подрыва и ударной волны
ядерного взрыва. Выстрелы танка Т-90С, не размещенные в автомате заряжания,
заряжать на порядок более длительно, при этом не размещенные в автомате
заряжания выстрелы раскиданы по всему боевому отделению. Это делает танки Т-90С
более опасными для экипажа и менее эффективным из за низкой емкости
автомата заряжания. Доказательство преимуществ вертикального механизма
заряжания танков Т-64БМ БУЛАТ является применение данного варианта (с
вертикальным размещением снаряда и заряда) на перспективном танке Т-14 Армата,
НПО «Уралвагонзавод».
Удельный расход топлива в танка Т-64БМ БУЛАТ
составляет 160 г/л.с.ч, а в танка Т-90С из двигателем В-92С2 удельный расход
топлива составляет 185 г/л.с.ч. Расход
масла в танка Т-64БМ БУЛАТ составляет 3,3 кг/ч, а в танка Т-90С расход масла
доходит до 5 кг/ч.
При работе на препятствиях двигатели танков Т-90С
изрядно дымят, по причине несовершенства конструкции турбонагнетателя. В танках
БМ БУЛАТ при работе на препятствиях, двигатели 5ТДФМ меньше дымят, чем
двигатели танков Т-90С, за счет использования компаундного привода нагнетателя.
Применённая в двигателе 5ТДФМ компаундная схема привода нагнетателя приводит к
уменьшению турбо ямы.
Родной харьковский танковый двигатель 5ТДФМ
применяемый на Т-64БМ БУЛАТ, придает боевой машине большую удельную мощность,
что дает танку Т-64БМ БУЛАТ в бою
возможность ускоряться и маневрировать на большой скорости. Двигатели
серии В-84МС и В-92С2Ф2 устанавливаемые на танки Т-90С, не обеспечивают высокую
удельную мощность, что приводит к малой маневренности и недостаточной
подвижности танков Т-90С на поле боя. Благодаря досконально продуманной,
простой конструкции моторно-трансмиссионного отделения, двигатель 5ТДФМ на
танке Т-64БМ БУЛАТ отдаёт всю свою мощность сразу на бортовых коробках передач,
а двигатели установленные на танках Т-90С серии В-84МС/В-92С2 благодаря
архаичной конструкции трансмиссии танков Т-90 вынуждены свою мощность тратить:
на гитару, около 12 % мощности, на бортовые коробки передач и на генератор,
установленный на гитаре.
Украинский танковый двигатель 5ТДФМ установленный на танке
Т-64БМ БУЛАТ в жарком климате на песчаной местности в моторно-трансмиссионом отделении
начисто высасывает всю пыль, не загрязняя и не забивая моторно-трансмиссионное
отделение танка Т-64БМ БУЛАТ песком, как это постоянно происходит на танках
серии Т-90.
Применяемые на украинском основном боевом танке Т-64БМ
БУЛАТ двигатели серии 5ТД имеют самый «холодный» выхлоп в мире, благодаря
конструктивным особенностям МТО танка Т-64. Например танки серии Т-72 и Т-90 из
двигателями серий В-84/В-92 более чем в 1,5 раза заметнее на поле боя, чем
танки Т-64БМ БУЛАТ.
Ремонтопригодность танка Т-64БМ БУЛАТ (замена единого
силового блока с трансмиссией) намного выше, чем ремонтопригодность танков Т-90С.
Замена двигателя танка Т-64БМ БУЛАТ в полевых условиях занимает от 2,5 до 6
часов максимум. Замена двигателя на танках Т-90С по времени занимает целые
сутки!
Система охлаждения двигателя танка Т-64БМ БУЛАТ имеет
преимущества перед системой охлаждения танка Т-90С. Эжекционная система
охлаждения танка Т-64БМ БУЛАТ не нуждается в тепловой защите, так как
температура смеси воздуха и отработавших газов не превышает +150…+200° C. В
вентиляторной системе охлаждения танка Т-90С температура отработавших газов
доходит до +600…+700° C и нуждается в тепловой защите, которая на танке Т-90С
отсутствует.
Основной причиной отказа эжекционной системы
охлаждения танка Т-64БМ БУЛАТ может быть только повреждение соплового ресивера.
Повреждение соплового ресивера не выводит танк Т-64БМ БУЛАТ из строя, всего
лишь может несколько ограничить подвижность танка.
В танке Т-90С основной причиной отказа вентиляторной
системы охлаждения может быть разрушение вентилятора, что приводит к полному
выходу танка Т-90С из строя!
Меньшая температура отработавших газов в эжекционной
системе охлаждения снижает ее пожароопасность. Эжекционная система охлаждения
танка Т-64БМ БУЛАТ технологичнее благодаря простой конструкции эжектора, в
который наиболее трудоемкой частью является сопловой ресивер. В отличие от
эжекционной системы танка Т-64БМ БУЛАТ для вентиляторной системы охлаждения
танка Т-90С должны с заданной точностью изготавливаться рабочие колеса, входные
устройства, детали привода, что повышает трудоемкость её изготовления.
Периодичность обслуживания кассет воздухоочистителя в
особо пыльных условиях в танке Т-64БМ БУЛАТ составляет 1000 км. Периодичность
обслуживания кассет воздухоочистителя в особо пыльных условиях в танке Т-90С
составляет только 300 км!
Объем моторно-трансмиссионного отделения танка Т-90С
3,1 м3, больше чем в танке Т-64БМ БУЛАТ 2,6 м3, из-за отведения в
моторно-трансмиссионном отделении танка Т-90С большего места под установку
двигателя В-92С2. Двигатель В-92С2 танка Т-90С обладает серьезным недостатком,
его нельзя компактно разместить между бортовыми коробками передач, подобно
двигателю 5ТДФМ танка Т-64БМ БУЛАТ. По этом двигатель В-92С2 танка Т-90С
сдвинут вперед и соединен с бортовыми коробками передач и входным редуктором. То
есть в танке Т-90С утрачено главное преимущество компоновки украинского танка
Т-64БМ БУЛАТ - моторно-трансмиссионное отделение танка с планетарными бортовыми
коробками передач и двигателем 5ТДФМ расположенным между ними. Моторно-трансмиссионное
отделение танка Т-64БМ БУЛАТ отличается минимально возможным объемом, что на
ряду с другими мерами по минимизации агрегатов и систем, позволило существенно
сократить массу шасси танка и использовать полученную разницу для усиления
защиты.
По результатам эксплуатации танка Т-90С из 4-х тактным
V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-92С2 мощностью 1000 л.с. в
моторно-трансмссионном отделении танка Т-90С штатная вентиляторная система
охлаждения не обеспечивает необходимого рассеивания тепла и накладывает
ограничение на потребляемую мощность двигателя при температурах окружающего
воздуха выше +30 °С. Данный недостаток значительно ухудшил параметры
подвижности танка Т-90С при эксплуатации в странах с жарким климатом.
2-х тактный 5 цилиндровый многотопливный дизельный
двигатель 5ТДФМ танка Т-64БМ БУЛАТ с эжекционной системой, обеспечивает
эксплуатацию танка БМ БУЛАТ без ограничений по скоростному и нагрузочному
режимам при температуре окружающего воздуха до +55 °С!
Гарантийный моторесурс двигателя 5ТДФМ танка Т-64БМ
БУЛАТ равен 500 мото-часам, а эксплуатационный составляет 800 мото-часов.
Эксплуатационный ресурс двигателей В-92С2 танков Т-90С в странах с жарким
климатом не превышает 200 часов!
Холодный пуск в условиях отрицательной температуры
является основным способом пуска двигателя 5ТДФМ танка Т-64БМ БУЛАТ. Для
обеспечения холодного пуска двигателя 5ТДФМ требуется раскрутка коленчатого
вала до пусковой частоты вращения, а также надежное воспламенение и эффективное
сгорание топлива в цилиндрах.
В двигателе 5ТДФМ задействована система автономного
факельного подогрева основным элементом которой является подогреватель
установленный на впускном патрубке верхнего ресивера. Подогреватель включает в
себя топливо- и воздуходозирующие элементы, а также электроискровую свечу. Для
обеспечения работы системы автономного факельного подогрева используется
топливо и сжатый воздух из соответствующих систем танка Т-64БМ БУЛАТ.
Применение системы автономного факельного подогрева с
использованием маловязкого масла М8В2С, двойного впрыска масла в цилиндры перед
пуском и наличие аккумуляторных батарей типа 12СТ-85Р способствуют холодному
пуску двигателя 5ТДФМ при температуре - 30° C, не ниже - 40° C. Общие затраты
времени на подготовку к движению танка Т-64БМ БУЛАТ не превышают 10 минут.
В танке Т-90С для холодного пуска двигателя по
сравнению из танком Т-64БМ БУЛАТ затраты значительно больше и диапазон
температур меньше. Для холодного пуска двигателя В-92С2 танка Т-90С применяется
система подогрева впускного воздуха. Особенность конструкции подогревателя
заключается в том, что в его корпусе объединены фактически два подогревателя,
каждый из которых подогревает воздух в своем впускном коллекторе.
При использовании масел М12В2РК и МТЗ-10П холодный
впуск осуществляется с помощью системы подогрева впускного воздуха при
температуре не ниже - 20° C. В итоге затраты времени на подготовку к движению
превышают 12 минут.
Система обогрева экипажа танка Т-64БМ БУЛАТ
обеспечивает нормальное тепловое состояние танкистов и сохранение их
работоспособности в течение 48 часов в танке Т-64БМ БУЛАТ при температуре
наружного воздуха не ниже - 10° C.
Для обеспечения преодоления танком Т-64БМ БУЛАТ водной
преграды, при подводном хождении, отсутствует необходимость проведения
специальных мер по подготовке эжекционной системы охлаждения танка БМ БУЛАТ.
В танке Т-90С,
чтоб подготовить танк к подводному
хождению нужно провести специальные меры, которые обеспечат эксплуатацию танка
под водой. Для этого нужно предварительно в танке Т-90С отключить вентилятор
перед подводным хождением!
Ходовая часть Т-64БМ Булата обладает большей
надежностью по сравнению с ходовой танка Т-90С, более высоким коэффициентом
полезного действия и имеет значительно лучшую ремонтопригодность.
Танк Т-64 БМ Булат может двигаться на грунтах с низкой
несущей способностью даже тогда, когда его днище лежит на поверхности грунта.
Преодолеваемый подъем и угол крена составляют 30 градусов. В БМ Булата
обеспечена достаточно высокая опорная проходимость, при удельном давлении на
грунт 0,9 кг/см2, и клиренсе 500 мм.
Вести огонь с ходу на Т-64БМ намного проще, чем на
Т-90С из-за меньших поперечных колебаний корпуса вследствие параллельного
расположения катков и меньшей жёсткости ходовой БМ БУЛАТ. Но есть один минус -
на БМ Булате труднее гасить резонансные колебания на пересечённой местности,
чем на Т-90С.
На местности гусеничный движитель танка Т-64БМ Булат
практически не издает шума, что действительно удивляет. В Т-90С с обрезиненными
катками, плавность хода ниже из-за более жестких торсионов. Плавность хода в
Т-64БМ Булата обеспечивается очень мягкими торсионами и удачной конструкцией
гидроамортизаторов. Технология изготовления торсионов танка Т-64БМ Булат
позволяет достичь допускаемые касательные напряжения 1500 МПа, на Т-90С
допустимое касательное напряжение только 1300 МПа, а на Leopard-2A4 – 1050 МПа.
Как показывает опыт эксплуатации Т-64БМ Булата, на
глиноземных грунтах его гусеницы имеют лучшее сцепление, чем гусеницы, танка
Т-90С. Когда в распутицу необходимо преодолеть крутой подъем, гусеницы Т-90С на
нем пробуксовывают, то БМ Булат медленно, но уверенно выползает на верх. Это объясняется конструкцией трака. У
Т-90С траки в этих условиях забиваются грязью и скользят по поверхности, у
Т-64БМ Булата в траках есть по два отверстия, в которые грязь продавливается и
за счет этого повышается сцепление с грунтом.
Опорные катки Т-64БМ БУЛАТ обладают повышенной
надежностью по сравнению с обрезиненными катками танка Т-90С, обеспечивают
высокую проходимость и имеют более низкую стоимость.
Опорные катки Т-64БМ БУЛАТ могут изготавливаться
практически на любом предприятии с обычным парком металлорежущих станков.
Катки танка Т-90С делаются из дорогостоящего
алюминиевого сплава с использованием примесей марганца и титана. Изготовление
катков танка Т-90С очень трудоёмкий и затратный процесс, требующий
использования, сложного и редкого дорогостоящего оборудования, одним словом -
«овчинка выделки не стоит». Катки Т-90С штампуют на четырех гидропрессах,
объединённых в производственную линию. Нагретые до температуры 480°С заготовки катков Т-90С последовательно
перемещаются от пресса к прессу, а затем подвергаются термообработке. Каждый
гидропресс имеет свою собственную пресс-форму. Самый мощный из гидропрессов
деформирует заготовку усилием в 20 тысяч тонн!
Ходовая танка Т-64БМ БУЛАТ отличается от ходовой танка
Т-90С тем, что резиновая амортизационная часть катка зашита в металл. Такой
каток танка Т-64БМ БУЛАТ не горит ни от перегрева на ходу, ни от напалма. Чего
не скажешь о ходовой части танка Т-90С.
Высокие сцепные качества гусеницы танка Т-64БМ БУЛАТ
обусловлены формой опорной поверхности и конструкцией опорного катка.
Маленький
стальной (жесткий) опорный каток танка Т-64БМ БУЛАТ обеспечивает высокие
контактные давления на стальную беговую дорожку трака. Под их воздействием
гибкий с параллельным шарниром трак, лежащий на податливом несущем основании,
деформируется с переменным радиусом кривизны.
Максимальные давления в системе «гусеница-грунт»
возникают в центре трака, в зоне башмака, а там полость, которая забивается
грунтом и удерживает его шпорами. Именно она обеспечивает высокий коэффициент
трения в системе «гусеница-грунт» и высокие
тягово-сцепные качества гусеничного движителя. 25% тяговых (сцепных) качеств гусеницы танка Т-64БМ БУЛАТ
реализуется башмаком.
Форма опорной поверхности звена и отверстия в нем не
только уменьшают вес (снижают холостые потери на перематывание), повышают очищаемость
гусеницы, но и повышают ее сцепные свойства: работают внутренние связи (усилия)
между частицами грунта, находящимися под и над гусеницей. За счет этого
реализуется еще 15% тягового усилия. Остальные 60% реализуются грунтозацепами
(шпорами) трака.
Динамический ход опорных катков Т-64БМ Булата
составляет 320 мм, благодаря чему Т-64БМ БУЛАТ обладает высокой плавностью
хода, так как он может проходить неровности из высотой до 0,2 м.
В российского танка Т-90С плавность хода хуже.
Динамический ход опорных катков Т-90С не превышает 260 мм, что позволяет плавно
проходить неровности поверхности из высотой только до 0,15 м.
Ходовая часть БМ БУЛАТ в сравнении с ходовой Т-90С
дает выигрыш веса почти в 2 тонны и экономию дефицитной резины. Масса цветного
металла использованного в ходовой части танка Т-64БМ Булат составляет всего 152
кг, а в Т-90С целых 1110 кг.
В условиях сильной запыленности пустынной и гористой
местности, ходовая часть танка Т-64БМ БУЛАТ намного лучше, чем ходовая танка
Т-90С, так как в таких условиях в ходовой танка Т-90С происходит интенсивный
абразивный износ резиновых бандажей опорных катков.
Во время Российско-украинской войны 2014 – 2015 годов
танки Т-64БМ Булат показали полное превосходство над российскими
модернизированными танками Т-72Б3.
Танковой роте капитана Александра Мороза 1 отдельной
танковой бригады Вооруженных сил Украины, 12 февраля 2015 года в 8 часов утра
поступила команда атаковать населенный пункт Логвиново занятый российскими
оккупационными войсками.
Для атаки была выделена только одна танковая рота
капитана Александра Мороза в составе 5 танков Т-64БМ Булат, так как на то время
танковый батальон первой отдельной танковой бригады и сама бригада были
разбросаны в двух секторах. На момент получения приказа, из пяти машин, по
различным причинам в атаку смогли пойти только три танка. Это был экипаж
Александра Мороза в составе - наводчика Федора Матюши, механика-водителя Артема
Богуславского.
Также в атаке на Логвиново участвовали экипаж в
составе командира танка старшего сержанта Владимира Костенко, наводчика солдата
Михаила Крыщенко, мехвода солдата Дмитрия Дмитренко, и экипаж сержанта Геннадия
Ковальского, наводчика-оператора Алексея
Понамарчука и механика-водителя Василия Пустовойта.
Все три экипажа танков Т-64БМ Булат имели уже большой
боевой опыт - принимали участие в боях с российскими танками еще под Луганском,
все экипажи состояли из контрактников, имеющих хороший уровень боевой
подготовки. Экипаж Костенко горел в танке под Луганском, но спасся и не покинул
фронт, продолжая защищать Родину.
Три украинских танка Т-64БМ Булат шли от Луганского и
получили задачу прикрыть атаку на Логвиново подразделения 30 отдельной механизированной
бригады.
Задачей танковой роты капитана Александра Мороза было - не входить в само Логвиново, а
прикрыть левый фланг атаки подразделения 30 отдельной механизированной бригады,
на открытой местности.
Утром 12 февраля 2015 года под Логвиново была
прекрасная видимость. Украинские танки Т-64БМ Булат развернулись в боевое
построение фронт. Танк Т-64БМ Булат капитана Александра Мороза шел посередине.
Подразделение 30-й отдельной механизированной бригады
шло прямо на Логвиново, а три танка Т-64БМ Булат прикрывали атаку левее населеного пункта.
Предварительных данных о позициях противника не было. Каждый контролировал свой
сектор. Вблизи Логвиново левее села капитан Александр Мороз заметил, как
вражеский танк Т-72 внезапно открыл огонь по украинским пехотинцам. Командир
танка Т-64БМ Булат Александр Мороз дал команду, и с дистанции в 900 метров,
наводчик Федор Матюша уничтожил российский танк Т-72 с одного выстрела. В
российского танка Т-72 начался пожар, экипаж выпрыгнул из танка, танк
взорвался.
И тут сразу правофланговый танк Т-64БМ Булат русские
накрыли. Вначале Мороз увидел недолет по украинскому танку справа. А затем прямое попадание в
башню танка Костенко! Слава Богу, на украинском танке Т-64БМ Булат сработала
надежная встроенная динамическая защита Нож. Танк Т-64БМ Булат не просто
уцелел, но он сохранил боеспособность и немедленно продолжил бой. Обстреляли
танк и Александра Мороза. Один снаряд пролетел совсем близко от танка –
Александр почувствовал ударную волну. После этого Мороз увидел танк, который стрелял
по украинским танкам. Он был недалеко от первого. Танк Т-64БМ Булат Александра
вместе с танком Костенко открыли огонь по этому российскому танку Т-72.
Российский танк начал отползать, появился огонь, вероятно, была пробита башня,
и Крыщенко добил его осколочно-фугасным. Российский танк Т-72 не взорвался, но начал гореть.
Расстояние между подбитыми танками противника было небольшим. На этом же рубеже
вскоре себя обнаружил и третий российский танк Т-72 - он тоже вышел на
украинские танки.
В этом бою российские танкисты использовали
тактический прием «Карусель». Это такой тактический метод боевой стрельбы из
танка. Три или четыре танка выезжают на рубеж открытия огня, стреляют, а
когда у них заканчиваются боеприпасы, им
на замену отправляются также три или четыре танка, а те тем временем отходят и пополняют боекомплект. Так и меняются.
Украинские танкисты на танках Т-64БМ Булат
остановились и ожидали контратаку противника. Поэтому третий показавшийся
российский танк Т-72 быстро был уничтожен экипажем Ковальского. Бой под Логвиново
занял не более 20 минут.
Всего в боях в районе населенного пункта Дебальцево в
январе-феврале 2015 года танковая рота капитана Александра Мороза на танках
Т-64БМ Булат уничтожила 6 танков и 1 боевую машину пехоты русских оккупантов.
Танк Т-64БМ БУЛАТ принят на вооружение Вооруженных сил Украины Приказом Министра обороны Украины №626 от 20.12.2004 года «О принятии на вооружение модернизированного танка Т-64 с присвоением индекса БМ «БУЛАТ».
Танк Т-64БМ БУЛАТ принят на вооружение Вооруженных сил Украины Приказом Министра обороны Украины №626 от 20.12.2004 года «О принятии на вооружение модернизированного танка Т-64 с присвоением индекса БМ «БУЛАТ».
Выводы:
Российский основной боевой танк Т-90А уступает
украинскому танку Т-64БМ БУЛАТ по огневой мощи, в эффективной дальности и
точности стрельбы, проходимости и манёвренности, эргономике, легкости эксплуатации
и ремонтопригодности.
Государственное предприятие «Харьковское
конструкторское бюро по машиностроению им. А.А. Морозова» совместно с
Государственным предприятием «Завод имени В.А. Малышева» и Государственным
предприятием «ХКБД» реализует обширную программу модернизации танков Т-64БМ
БУЛАТ, в результате которой боевые качества танка Т-64БМ БУЛАТ должны возрасти.
Резервы для такой модернизации заложены в конструкции самого танка Т-64БМ
БУЛАТ.