вторник, 11 декабря 2012 г.

Т-64БМ Булат – безотказный, надежный танк



Why Ukrainian main battle tank T-64BM Bulat superior Russian tank T-90A?

Т-64БМ БУЛАТ представляет под собой прошедший капитальный ремонт танк Т-64БВ с ресурсом нового, модернизированный к уровню танка Т-80УД Береза.
БМ БУЛАТ оснащен современным комплексом управления вооружением, обеспечивающим ведение стрельбы наводчиком и командиром с высокой долей вероятности попадания с первого выстрела.
В БМ БУЛАТ используется усовершенствованный стабилизатор вооружения,  средняя ошибка стабилизации не превышает 0,3 мрад по вертикали и до 0,4 мрад по горизонтали. Использование усовершенствованного стабилизатора обеспечило БМ БУЛАТ большую точность прицеливания по сравнению с применяющимся стабилизатором на Т-90С, где средняя ошибка стабилизации по вертикали составляет  до 0,4 мрад, а по горизонтали до 0,6 мрад.
Башня БМ БУЛАТ поворачивается на 180 градусов менее чем за 5 секунд. Скорость вращения башни БМ БУЛАТ относительно корпуса составляет до 40 градусов/секунду, у Т-90С скорость вращения башни относительно корпуса от 16 до 24 градусов/секунду.
Механизм заряжания танка Т-64БМ БУЛАТ вмещает в себя 28 выстрелов, а вместимость автомата заряжания танка Т-90С состоит всего 22 выстрела. Механизм заряжания танка Т-64БМ БУЛАТ может регулироваться, а автомат заряжания танка Т-90С не имеет такой конструктивной возможности. Механизм заряжания танка Т-64БМ БУЛАТ при правильной регулировке надёжный и безотказный, как автомат Калашникова.
Проблема эксплуатации автомата заряжания танков Т-90 заключается в том, что снаряд в автомате заряжания танка Т-90С может перемещаться с ускорением 45,5 м/с2 в горизонтальной плоскости и перемещение со скоростью 27,4 м/с2 в вертикальной плоскости происходит в механизме заряжания танка Т-64БМ БУЛАТ. Такая огромная скорость перемещения выстрелов при движении танка Т-90С во время многокилометровых маршей приводит к деформациям обтюрирующих поясков, натираниям на поверхности снарядов и даже к разрушению пороховых зарядов в танках Т-90С. Возникновение микротрещин в трубках и зёрнах порохового заряда танка Т-90С приводит к увеличению площади горения и, как результат, к более быстрому сгоранию порохового заряда. Как итог нарушается расчётное давление в зарядной каморе пушки и начальная скорость снаряда танка Т-90С падает.
На заряжание механизма заряжания БМ БУЛАТ уходит намного меньше времени, чем на заряжание автомата заряжания танка Т-90С. Для загрузки боекомплекта в механизм заряжания танка БМ БУЛАТ емкостью 28 выстрелов, по времени затрачивается от 17 до 22 минут, а на загрузку боекомплекта в автомат заряжания танка Т-90С емкостью 22 выстрела уходит от 20 до 26 минут.
В танков Т-90С вентиляция боевого отделения при интенсивной стрельбе хуже, чем у танков Т-64БМ БУЛАТ. В танков Т-90С отстрелянная и частично сгоревшая гильза выбрасывается из танка, но до момента выброса из башни, недогоревшая гильза внутри башни проходит до лючка-экстрактора, испуская по пути зловонный, едкий, токсичный и вредный для экипажа танка дым, тем самым усложняя работу экипажа, влияя на самочувствие экипажа и понижая возможность экипажу танка Т-90 адекватно и быстро реагировать в боевой обстановке.
На наружной поверхности лба башни танка Т-64БМ БУЛАТ в пределах курсового угла +35° установлены цельные V–образные блоки встроенной динамической защиты «Нож». 
Комплекс встроенной динамической защиты «НОЖ» доказал свою эффективность в ходе многочисленных испытаний обстрелом с применением всей номенклатуры российских оперенных бронебойных подкалиберных снарядов калибра 125 мм, а также современных израильских и французских 120 мм боеприпасов, полностью подтвердив заявленные разработчиком характеристики.
Украинская встроенная динамическая защита нового поколения «Нож» обеспечивает гарантированную защиту танку Т-64БМ БУЛАТ, обеспечивая непробитие брони, выдерживает обстрел с дистанции в 500 метров всеми видами современных боеприпасов в зоне наиболее вероятных курсовых углов обстрела.
Главной особенностью устройств «ХСЧКВ-34» входящих в состав украинской динамической защиты «Нож», примененной на БМ Булате, является использование принципа воздействия на атакующие боеприпасы при помощи кумулятивной струй и продуктов взрыва удлиненных кумулятивных зарядов, так называемых «кумулятивных ножей».

«Кумулятивные ножи» разрушают и дестабилизируют атакующий кинетический боеприпас или кумулятивную струю. В результате удалось добиться значительного роста эффективности по сравнению с существующими типами защитных устройств типа 4С20, 4С22 и 4С23 с плосконаправленной схемой, входящих в состав морально устаревших российских динамических защит «Контакт-5» и «Реликт» танков Т-90С и Т-90СМ Тагил.

В лобовой проекции встроенная динамическая защита «Нож» с дистанции не меньше 500 метров обеспечивает эффективную защиту танка Т-64БМ БУЛАТ от современных 120 мм израильских бронебойных подкалиберных снарядов. Встроенная динамическая защита «Нож» танка Т-64БМ БУЛАТ на испытаниях снимала не менее 50% бронепробиваемости современных 120 мм израильских бронебойно-подкалиберных снарядов. На дистанции не менее 100 метров Т-64БМ БУЛАТ защищенный встроенной динамической защитой «Нож» держит самые мощные российские 125 мм бронебойно-подкалиберные снаряды 3БM-42 из сердечником из вольфрамового сплава.
Динамическая защита «НОЖ» принята на вооружение Вооружённых сил Украины приказом Министра обороны Украины №223 от 19.07.2003 года.

Скорость заряжания механизма заряжания Т-64БМ БУЛАТ составляет 8 выстрелов за минуту в режиме «Серия». В режиме «Серия» пушка Т-64БМ БУЛАТ после выстрела сразу приводится на угол заряжания и автоматически происходит следующее заряжание пушки без нажатия на кнопку «МЗ» на прицеле-дальномере-приборе слежения. Максимальная скорость заряжания автомата заряжания танка Т-90С составляет всего 6 выстрелов в минуту. Меньшая скорострельность танка Т-90С обеспечивается за счет досылания снаряда и заряда в два этапа.
Танк Т-64БМ БУЛАТ имеет преимущество над танком Т-90С и при ручном заряжании боеприпасов. Так скорострельность механизма заряжания танка Т-64БМ БУЛАТ при ручном заряжании составляет 0,8 – 0,7 выстрелов/минуту, а скорострельность автомата заряжания танка Т-90С при ручном заряжании 0,7 – 0,5 выстрелов/минуту.
Трудоемкость изготовления механизма заряжания танка Т-64БМ БУЛАТ составляет 1700 нормочасов, а трудоемкость изготовления автомата заряжания танка Т-90С равна 2600 нормо-часам.
Эргономика танка Т-64БМ БУЛАТ получше чем в танка Т-90С. В танке Т-64БМ БУЛАТ всё под рукой, не надо поворачиваться и изворачиваться, как в танке Т-90, особенно при работе в аварийном режиме механизма заряжания и автомата заряжания.
Недовольны российские танкисты и автоматом заряжания танка Т-90С. Когда случается отказ автомата заряжания танка Т-90С, то не понятно в чём причина поломки. А в механизме заряжания танка Т-64 БМ БУЛАТ всё сразу понятно, так как стоят датчики каждого этапа зарядки боекомплекта.
Механизм заряжания танка БМ БУЛАТ регулируется без проблем как минимум подготовленным командиром танка, максимум – офицером. Автомат заряжания танка Т-90С не регулируется в войсковых условиях. Поэтому когда в Т-90С преждевременно ломается автомат заряжания, машину без исправлений на месте сдают в капитальный ремонт. В войсковых условиях механизм заряжания можно перебирать и не один раз до сдачи машины в капремонт. 
Противоминная стойкость танка Т-64БМ БУЛАТ оказывает существенное влияние на работу механизма заряжания. При подрыве танка Т-64БМ БУЛАТ на фугасе обеспечивается работа механизма заряжания при деформации днища танка до 55 мм. Российский танк Т-90С по сравнению с танком Т-64БМ БУЛАТ обладает плохой противоминной стойкостью. При подрыве на фугасе работа автомат заряжания обеспечивается при деформации днища танка Т-90С всего до 8 мм.
Автомат заряжания танка Т-90С не обеспечивает большую безопасность экипажу, не устойчив к воздействию минного подрыва и ударной волны ядерного взрыва. Выстрелы танка Т-90С, не размещенные в автомате заряжания, заряжать на порядок более длительно, при этом не размещенные в автомате заряжания выстрелы раскиданы по всему боевому отделению. Это делает танки Т-90С более  опасными для экипажа и менее эффективным из за низкой емкости автомата заряжания. Доказательство преимуществ вертикального механизма заряжания танков Т-64БМ БУЛАТ является применение данного варианта (с вертикальным размещением снаряда и заряда) на перспективном танке Т-14 Армата, НПО «Уралвагонзавод».
Удельный расход топлива в танка Т-64БМ БУЛАТ составляет 160 г/л.с.ч, а в танка Т-90С из двигателем В-92С2 удельный расход топлива составляет 185  г/л.с.ч. Расход масла в танка Т-64БМ БУЛАТ составляет 3,3 кг/ч, а в танка Т-90С расход масла доходит до 5 кг/ч.
При работе на препятствиях двигатели танков Т-90С изрядно дымят, по причине несовершенства конструкции турбонагнетателя. В танках БМ БУЛАТ при работе на препятствиях, двигатели 5ТДФМ меньше дымят, чем двигатели танков Т-90С, за счет использования компаундного привода нагнетателя. Применённая в двигателе 5ТДФМ компаундная схема привода нагнетателя приводит к уменьшению турбо ямы.
Т-64БМ БУЛАТ единственная машина, которая преодолевает водное препятствие фактически без подготовки. Конструкция Т-64БМ БУЛАТ позволяет преодолевать водные рубежи глубиною до 5 метров. По длине преодолеваемого участка танк БМ БУЛАТ ограничений не имеет. В моторно-трансмиссионном отделении БМ БУЛАТ внедрена система «Брод» - оборудование для преодоления танком брода глубиной до 1,8 м без подготовки. Система «Брод» отсутствует в танках Т-90С. Для преодоления водного препятствия Т-90С необходимо готовиться более часа.
Родной харьковский танковый двигатель 5ТДФМ применяемый на Т-64БМ БУЛАТ, придает боевой машине большую удельную мощность, что дает танку Т-64БМ БУЛАТ в бою  возможность ускоряться и маневрировать на большой скорости. Двигатели серии В-84МС и В-92С2Ф2 устанавливаемые на танки Т-90С, не обеспечивают высокую удельную мощность, что приводит к малой маневренности и недостаточной подвижности танков Т-90С на поле боя. Благодаря досконально продуманной, простой конструкции моторно-трансмиссионного отделения, двигатель 5ТДФМ на танке Т-64БМ БУЛАТ отдаёт всю свою мощность сразу на бортовых коробках передач, а двигатели установленные на танках Т-90С серии В-84МС/В-92С2 благодаря архаичной конструкции трансмиссии танков Т-90 вынуждены свою мощность тратить: на гитару, около 12 % мощности, на бортовые коробки передач и на генератор, установленный на гитаре.
Украинский танковый двигатель 5ТДФМ установленный на танке Т-64БМ БУЛАТ в жарком климате на песчаной местности в моторно-трансмиссионом отделении начисто высасывает всю пыль, не загрязняя и не забивая моторно-трансмиссионное отделение танка Т-64БМ БУЛАТ песком, как это постоянно происходит на танках серии Т-90.
Применяемые на украинском основном боевом танке Т-64БМ БУЛАТ двигатели серии 5ТД имеют самый «холодный» выхлоп в мире, благодаря конструктивным особенностям МТО танка Т-64. Например танки серии Т-72 и Т-90 из двигателями серий В-84/В-92 более чем в 1,5 раза заметнее на поле боя, чем танки Т-64БМ БУЛАТ.
Ремонтопригодность танка Т-64БМ БУЛАТ (замена единого силового блока с трансмиссией) намного выше, чем ремонтопригодность танков Т-90С. Замена двигателя танка Т-64БМ БУЛАТ в полевых условиях занимает от 2,5 до 6 часов максимум. Замена двигателя на танках Т-90С по времени занимает целые сутки!
Система охлаждения двигателя танка Т-64БМ БУЛАТ имеет преимущества перед системой охлаждения танка Т-90С. Эжекционная система охлаждения танка Т-64БМ БУЛАТ не нуждается в тепловой защите, так как температура смеси воздуха и отработавших газов не превышает +150…+200° C. В вентиляторной системе охлаждения танка Т-90С температура отработавших газов доходит до +600…+700° C и нуждается в тепловой защите, которая на танке Т-90С отсутствует.
Основной причиной отказа эжекционной системы охлаждения танка Т-64БМ БУЛАТ может быть только повреждение соплового ресивера. Повреждение соплового ресивера не выводит танк Т-64БМ БУЛАТ из строя, всего лишь может несколько ограничить подвижность танка.
В танке Т-90С основной причиной отказа вентиляторной системы охлаждения может быть разрушение вентилятора, что приводит к полному выходу танка Т-90С из строя!
Меньшая температура отработавших газов в эжекционной системе охлаждения снижает ее пожароопасность. Эжекционная система охлаждения танка Т-64БМ БУЛАТ технологичнее благодаря простой конструкции эжектора, в который наиболее трудоемкой частью является сопловой ресивер. В отличие от эжекционной системы танка Т-64БМ БУЛАТ для вентиляторной системы охлаждения танка Т-90С должны с заданной точностью изготавливаться рабочие колеса, входные устройства, детали привода, что повышает трудоемкость её изготовления.
Периодичность обслуживания кассет воздухоочистителя в особо пыльных условиях в танке Т-64БМ БУЛАТ составляет 1000 км. Периодичность обслуживания кассет воздухоочистителя в особо пыльных условиях в танке Т-90С составляет только 300 км!
Объем моторно-трансмиссионного отделения танка Т-90С 3,1 м3, больше чем в танке Т-64БМ БУЛАТ 2,6 м3, из-за отведения в моторно-трансмиссионном отделении танка Т-90С большего места под установку двигателя В-92С2. Двигатель В-92С2 танка Т-90С обладает серьезным недостатком, его нельзя компактно разместить между бортовыми коробками передач, подобно двигателю 5ТДФМ танка Т-64БМ БУЛАТ. По этом двигатель В-92С2 танка Т-90С сдвинут вперед и соединен с бортовыми коробками передач и входным редуктором. То есть в танке Т-90С утрачено главное преимущество компоновки украинского танка Т-64БМ БУЛАТ - моторно-трансмиссионное отделение танка с планетарными бортовыми коробками передач и двигателем 5ТДФМ расположенным между ними. Моторно-трансмиссионное отделение танка Т-64БМ БУЛАТ отличается минимально возможным объемом, что на ряду с другими мерами по минимизации агрегатов и систем, позволило существенно сократить массу шасси танка и использовать полученную разницу для усиления защиты.
По результатам эксплуатации танка Т-90С из 4-х тактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-92С2 мощностью 1000 л.с. в моторно-трансмссионном отделении танка Т-90С штатная вентиляторная система охлаждения не обеспечивает необходимого рассеивания тепла и накладывает ограничение на потребляемую мощность двигателя при температурах окружающего воздуха выше +30 °С. Данный недостаток значительно ухудшил параметры подвижности танка Т-90С при эксплуатации в странах с жарким климатом.
2-х тактный 5 цилиндровый многотопливный дизельный двигатель 5ТДФМ танка Т-64БМ БУЛАТ с эжекционной системой, обеспечивает эксплуатацию танка БМ БУЛАТ без ограничений по скоростному и нагрузочному режимам при температуре окружающего воздуха до +55 °С!
Гарантийный моторесурс двигателя 5ТДФМ танка Т-64БМ БУЛАТ равен 500 мото-часам, а эксплуатационный составляет 800 мото-часов. Эксплуатационный ресурс двигателей В-92С2 танков Т-90С в странах с жарким климатом не превышает 200 часов!
Холодный пуск в условиях отрицательной температуры является основным способом пуска двигателя 5ТДФМ танка Т-64БМ БУЛАТ. Для обеспечения холодного пуска двигателя 5ТДФМ требуется раскрутка коленчатого вала до пусковой частоты вращения, а также надежное воспламенение и эффективное сгорание топлива в цилиндрах.
В двигателе 5ТДФМ задействована система автономного факельного подогрева основным элементом которой является подогреватель установленный на впускном патрубке верхнего ресивера. Подогреватель включает в себя топливо- и воздуходозирующие элементы, а также электроискровую свечу. Для обеспечения работы системы автономного факельного подогрева используется топливо и сжатый воздух из соответствующих систем танка Т-64БМ БУЛАТ.

Применение системы автономного факельного подогрева с использованием маловязкого масла М8В2С, двойного впрыска масла в цилиндры перед пуском и наличие аккумуляторных батарей типа 12СТ-85Р способствуют холодному пуску двигателя 5ТДФМ при температуре - 30° C, не ниже - 40° C. Общие затраты времени на подготовку к движению танка Т-64БМ БУЛАТ не превышают 10 минут.
В танке Т-90С для холодного пуска двигателя по сравнению из танком Т-64БМ БУЛАТ затраты значительно больше и диапазон температур меньше. Для холодного пуска двигателя В-92С2 танка Т-90С применяется система подогрева впускного воздуха. Особенность конструкции подогревателя заключается в том, что в его корпусе объединены фактически два подогревателя, каждый из которых подогревает воздух в своем впускном коллекторе.
При использовании масел М12В2РК и МТЗ-10П холодный впуск осуществляется с помощью системы подогрева впускного воздуха при температуре не ниже - 20° C. В итоге затраты времени на подготовку к движению превышают 12 минут.
Возможна модернизация танка Т-64БМ БУЛАТ без коренных переделок, например увеличение мощности силовой установки с 850 лошадиных сил до 1050 л.с. без изменения объема моторно-трансмиссионного отделения, что подтверждает перспективность танка Т-64БМ БУЛАТ.

Система обогрева экипажа танка Т-64БМ БУЛАТ обеспечивает нормальное тепловое состояние танкистов и сохранение их работоспособности в течение 48 часов в танке Т-64БМ БУЛАТ при температуре наружного воздуха не ниже - 10° C.
Для обеспечения преодоления танком Т-64БМ БУЛАТ водной преграды, при подводном хождении, отсутствует необходимость проведения специальных мер по подготовке эжекционной системы охлаждения танка БМ БУЛАТ.
 В танке Т-90С, чтоб подготовить танк к  подводному хождению нужно провести специальные меры, которые обеспечат эксплуатацию танка под водой. Для этого нужно предварительно в танке Т-90С отключить вентилятор перед подводным хождением!
Ходовая часть Т-64БМ Булата обладает большей надежностью по сравнению с ходовой танка Т-90С, более высоким коэффициентом полезного действия и имеет значительно лучшую ремонтопригодность.
Танк Т-64 БМ Булат может двигаться на грунтах с низкой несущей способностью даже тогда, когда его днище лежит на поверхности грунта. Преодолеваемый подъем и угол крена составляют 30 градусов. В БМ Булата обеспечена достаточно высокая опорная проходимость, при удельном давлении на грунт 0,9 кг/см2, и клиренсе 500 мм.
Вести огонь с ходу на Т-64БМ намного проще, чем на Т-90С из-за меньших поперечных колебаний корпуса вследствие параллельного расположения катков и меньшей жёсткости ходовой БМ БУЛАТ. Но есть один минус - на БМ Булате труднее гасить резонансные колебания на пересечённой местности, чем на Т-90С.
На местности гусеничный движитель танка Т-64БМ Булат практически не издает шума, что действительно удивляет. В Т-90С с обрезиненными катками, плавность хода ниже из-за более жестких торсионов. Плавность хода в Т-64БМ Булата обеспечивается очень мягкими торсионами и удачной конструкцией гидроамортизаторов. Технология изготовления торсионов танка Т-64БМ Булат позволяет достичь допускаемые касательные напряжения 1500 МПа, на Т-90С допустимое касательное напряжение только 1300 МПа, а на Leopard-2A4 – 1050 МПа.
Как показывает опыт эксплуатации Т-64БМ Булата, на глиноземных грунтах его гусеницы имеют лучшее сцепление, чем гусеницы, танка Т-90С. Когда в распутицу необходимо преодолеть крутой подъем, гусеницы Т-90С на нем пробуксовывают, то БМ Булат медленно, но уверенно выползает на  верх. Это объясняется конструкцией трака. У Т-90С траки в этих условиях забиваются грязью и скользят по поверхности, у Т-64БМ Булата в траках есть по два отверстия, в которые грязь продавливается и за счет этого повышается сцепление с грунтом.
Опорные катки Т-64БМ БУЛАТ обладают повышенной надежностью по сравнению с обрезиненными катками танка Т-90С, обеспечивают высокую проходимость и имеют более низкую стоимость.
Опорные катки Т-64БМ БУЛАТ могут изготавливаться практически на любом предприятии с обычным парком металлорежущих станков. 
Катки танка Т-90С делаются из дорогостоящего алюминиевого сплава с использованием примесей марганца и титана. Изготовление катков танка Т-90С очень трудоёмкий и затратный процесс, требующий использования, сложного и редкого дорогостоящего оборудования, одним словом - «овчинка выделки не стоит». Катки Т-90С штампуют на четырех гидропрессах, объединённых в производственную линию. Нагретые до температуры 480°С  заготовки катков Т-90С последовательно перемещаются от пресса к прессу, а затем подвергаются термообработке. Каждый гидропресс имеет свою собственную пресс-форму. Самый мощный из гидропрессов деформирует заготовку усилием в 20 тысяч тонн! 
Ходовая танка Т-64БМ БУЛАТ отличается от ходовой танка Т-90С тем, что резиновая амортизационная часть катка зашита в металл. Такой каток танка Т-64БМ БУЛАТ не горит ни от перегрева на ходу, ни от напалма. Чего не скажешь о ходовой части танка Т-90С.
Высокие сцепные качества гусеницы танка Т-64БМ БУЛАТ обусловлены формой опорной поверхности и конструкцией опорного катка.
Маленький  стальной (жесткий) опорный каток танка Т-64БМ БУЛАТ обеспечивает высокие контактные давления на стальную беговую дорожку трака. Под их воздействием гибкий с параллельным шарниром трак, лежащий на податливом несущем основании, деформируется с переменным радиусом кривизны.
Максимальные давления в системе «гусеница-грунт» возникают в центре трака, в зоне башмака, а там полость, которая забивается грунтом и удерживает его шпорами. Именно она обеспечивает высокий коэффициент трения в системе «гусеница-грунт» и  высокие тягово-сцепные качества гусеничного движителя. 25% тяговых (сцепных)  качеств гусеницы танка Т-64БМ БУЛАТ реализуется башмаком.
Форма опорной поверхности звена и отверстия в нем не только уменьшают вес (снижают холостые потери на перематывание), повышают очищаемость гусеницы, но и повышают ее сцепные свойства: работают внутренние связи (усилия) между частицами грунта, находящимися под и над гусеницей. За счет этого реализуется еще 15% тягового усилия. Остальные 60% реализуются грунтозацепами (шпорами) трака.
Динамический ход опорных катков Т-64БМ Булата составляет 320 мм, благодаря чему Т-64БМ БУЛАТ обладает высокой плавностью хода, так как он может проходить неровности из высотой до 0,2 м.
В российского танка Т-90С плавность хода хуже. Динамический ход опорных катков Т-90С не превышает 260 мм, что позволяет плавно проходить неровности поверхности из высотой только до 0,15 м.
Ходовая часть БМ БУЛАТ в сравнении с ходовой Т-90С дает выигрыш веса почти в 2 тонны и экономию дефицитной резины. Масса цветного металла использованного в ходовой части танка Т-64БМ Булат составляет всего 152 кг, а в Т-90С целых 1110 кг.
В условиях сильной запыленности пустынной и гористой местности, ходовая часть танка Т-64БМ БУЛАТ намного лучше, чем ходовая танка Т-90С, так как в таких условиях в ходовой танка Т-90С происходит интенсивный абразивный износ резиновых бандажей опорных катков.
Во время Российско-украинской войны 2014 – 2015 годов танки Т-64БМ Булат показали полное превосходство над российскими модернизированными танками Т-72Б3.
Танковой роте капитана Александра Мороза 1 отдельной танковой бригады Вооруженных сил Украины, 12 февраля 2015 года в 8 часов утра поступила команда атаковать населенный пункт Логвиново занятый российскими оккупационными войсками.
Для атаки была выделена только одна танковая рота капитана Александра Мороза в составе 5 танков Т-64БМ Булат, так как на то время танковый батальон первой отдельной танковой бригады и сама бригада были разбросаны в двух секторах. На момент получения приказа, из пяти машин, по различным причинам в атаку смогли пойти только три танка. Это был экипаж Александра Мороза в составе - наводчика Федора Матюши, механика-водителя Артема Богуславского.
Также в атаке на Логвиново участвовали экипаж в составе командира танка старшего сержанта Владимира Костенко, наводчика солдата Михаила Крыщенко, мехвода солдата Дмитрия Дмитренко, и экипаж сержанта Геннадия Ковальского, наводчика-оператора  Алексея Понамарчука и механика-водителя Василия Пустовойта.
Все три экипажа танков Т-64БМ Булат имели уже большой боевой опыт - принимали участие в боях с российскими танками еще под Луганском, все экипажи состояли из контрактников, имеющих хороший уровень боевой подготовки. Экипаж Костенко горел в танке под Луганском, но спасся и не покинул фронт, продолжая защищать Родину.
Три украинских танка Т-64БМ Булат шли от Луганского и получили задачу прикрыть атаку на Логвиново подразделения 30 отдельной механизированной бригады.
Задачей танковой роты капитана Александра Мороза  было - не входить в само Логвиново, а прикрыть левый фланг атаки подразделения 30 отдельной механизированной бригады, на открытой местности.

Утром 12 февраля 2015 года под Логвиново была прекрасная видимость. Украинские танки Т-64БМ Булат развернулись в боевое построение фронт. Танк Т-64БМ Булат капитана Александра Мороза шел посередине.
Подразделение 30-й отдельной механизированной бригады шло прямо на Логвиново, а три танка Т-64БМ Булат прикрывали атаку левее населеного пункта. Предварительных данных о позициях противника не было. Каждый контролировал свой сектор. Вблизи Логвиново левее села капитан Александр Мороз заметил, как вражеский танк Т-72 внезапно открыл огонь по украинским пехотинцам. Командир танка Т-64БМ Булат Александр Мороз дал команду, и с дистанции в 900 метров, наводчик Федор Матюша уничтожил российский танк Т-72 с одного выстрела. В российского танка Т-72 начался пожар, экипаж выпрыгнул из танка, танк взорвался.
И тут сразу правофланговый танк Т-64БМ Булат русские накрыли. Вначале Мороз увидел недолет по украинскому  танку справа. А затем прямое попадание в башню танка Костенко! Слава Богу, на украинском танке Т-64БМ Булат сработала надежная встроенная динамическая защита Нож. Танк Т-64БМ Булат не просто уцелел, но он сохранил боеспособность и немедленно продолжил бой. Обстреляли танк и Александра Мороза. Один снаряд пролетел совсем близко от танка – Александр почувствовал ударную волну. После этого Мороз увидел танк, который стрелял по украинским танкам. Он был недалеко от первого. Танк Т-64БМ Булат Александра вместе с танком Костенко открыли огонь по этому российскому танку Т-72. Российский танк начал отползать, появился огонь, вероятно, была пробита башня, и Крыщенко добил его осколочно-фугасным. Российский танк Т-72 не взорвался, но начал гореть. Расстояние между подбитыми танками противника было небольшим. На этом же рубеже вскоре себя обнаружил и третий российский танк Т-72 - он тоже вышел на украинские танки.

В этом бою российские танкисты использовали тактический прием «Карусель». Это такой тактический метод боевой стрельбы из танка. Три или четыре танка выезжают на рубеж открытия огня, стреляют, а когда  у них заканчиваются боеприпасы, им на замену отправляются также три или четыре танка, а те тем временем отходят  и пополняют боекомплект.  Так и меняются.
Украинские танкисты на танках Т-64БМ Булат остановились и ожидали контратаку противника. Поэтому третий показавшийся российский танк Т-72 быстро был уничтожен экипажем Ковальского. Бой под Логвиново занял не более 20 минут.
Всего в боях в районе населенного пункта Дебальцево в январе-феврале 2015 года танковая рота капитана Александра Мороза на танках Т-64БМ Булат уничтожила 6 танков и 1 боевую машину пехоты русских оккупантов. 
 Танк Т-64БМ БУЛАТ принят на вооружение Вооруженных сил Украины Приказом Министра обороны Украины №626 от 20.12.2004 года «О принятии на вооружение модернизированного танка Т-64 с присвоением индекса БМ «БУЛАТ». 

Выводы:
Российский основной боевой танк Т-90А уступает украинскому танку Т-64БМ БУЛАТ по огневой мощи, в эффективной дальности и точности стрельбы, проходимости и манёвренности, эргономике, легкости эксплуатации и ремонтопригодности.
Государственное предприятие «Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А.А. Морозова» совместно с Государственным предприятием «Завод имени В.А. Малышева» и Государственным предприятием «ХКБД» реализует обширную программу модернизации танков Т-64БМ БУЛАТ, в результате которой боевые качества танка Т-64БМ БУЛАТ должны возрасти. Резервы для такой модернизации заложены в конструкции самого танка Т-64БМ БУЛАТ.